Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и принципы создания сетевых форм организации бизнеса
1.2. Виды сетевых форм организации бизнеса
1.3. Сетевые формы организации бизнеса в зарубежных странах
2.1. Создание сетевых структур в сельском хозяйстве
2.2. Критерии формирования городской и сельской агломераций в России
Глава 3. Пути развития сельскохозяйственных кластеров в России
Введение
Актуальность. История экономической науки свидетельствует, что ее развитие всегда отражало коренные изменения в жизни, в характерах и свойствах самой экономической системы.
Начало нового века принесло новые тенденции в развитии человеческого сообщества. Информатизация общества достигла глобальных размеров. Все большее число привычных сфер человеческой деятельности переносится в виртуальное пространство. Все большее число компаний делает ставку на интеграцию внешних и внутренних ресурсов с помощью новых информационных технологий. Глобализация в ее современном виде имеет результатом слияние экономической активности всех стран мира в рамках единой модели развития.
Получают развитие сетевые формы взаимодействий в процессе организации экономической деятельности. Сетевые взаимодействия не сводятся ни к передаче приказа, ни к непосредственному контакту участников обмена в рамках определенного контракта, причем они устанавливаются в специфических для обеих процедур рамках. При этом изменяется общий ландшафт экономики; она приобретает характер сети экономических субъектов и их взаимодействий. Сетями охватывается все пространство, заполненное экономическими субъектами и объектами, их связями и взаимодействиями в природной и институциональной среде. Современная экономика есть сетевая экономика по преимуществу. Сетевая структура - ее общее доминирующее свойство.
Развитие сетевых форм взаимодействия экономических субъектов приводит к эволюции современных экономических систем, новым возможностям получения доходов и требует адекватных механизмов их использования в интересах общества и государства.
Цель работы заключается в исследовании сетевой формы организации бизнеса и разработке рекомендаций по ее развитию.
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1) исследовать сущность и принципы создания сетевых форм организации бизнеса;
2) рассмотреть виды сетевых форм организации бизнеса;
3) исследовать зарубежный опыт развития сетевых форм организации бизнеса;
4) рассмотреть создание сетевых структур в России на примере сельскохозяйственной отрасли;
5) выявить пути развития городской и сельской агломераций в России.
Объектом исследования выступают сетевые структуры в современной экономике.
Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе сетевой формы организации бизнеса.
Теоретической и методологической базой проведенного исследования являются труды ученых-экономистов, специалистов, материалы по развитию сетевого бизнеса, публикации в сборниках научных конференций.
В качестве методологической основы исследования использовались диалектический метод познания, общенаучные принципы системности и комплексности развития, методы сравнения и анализа причинно-следственных связей.
Информационной базой исследования являются статьи и официальные данные, опубликованные в сети Интернет.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников.
1.1. Сущность и принципы создания сетевых форм организации бизнеса
В последние десятилетия большинство теоретиков и практиков отмечают одно важное свойство современного этапа экономического развития: активное превращение традиционных форм организации социально-экономических систем в сетевые структуры. По мнению ряда авторов, еще в 1960–70-е гг. начался поток мощных процессов, которые продемонстрировали, что эпоха господства иерархий близится к концу. Начался интенсивный переход к сетевым структурам, которые в большей степени соответствуют новым требованиям экономического развития[1]. Появление сетевых форм обусловлено реакцией на ограничения рыночных и иерархических форм организации социально-экономических отношений[2].
Многие авторы определяют сеть, во-первых, как новую организационно-правовую форму, в рамках которой осуществляется взаимодействие и интеграция участников экономической деятельности; во-вторых, считают, что сеть является институтом, который определяет правила взаимодействия и интеграции экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей[3].
Для того чтобы понять сущность сетевых форм, необходимо рассмотреть их структурные особенности.
Одним из ключевых понятий сетевого подхода является «узел» (узловой пункт) в сети — то есть отдельный член, участник, актор (деятель, действующее лицо), пункт (точка) сети. Узел способен принимать и передавать информацию и другие ресурсы, которые циркулируют в ней. Участие в сети осуществляется с учетом принципа коалиции[4].
Особенность сетевых структур заключается в том, что ее участники могут покидать сеть или входить в нее в любое время. При этом сеть редко является замкнутой (закрытой) и имеет гибкую конфигурацию, которую можно расширять. Следует также обратить внимание на такие особенности современных сетей, как отсутствие системного доминирования узлов. Узел может усилить свою важность, главным образом накопив больше информации и более эффективно ее используя[5].
Кроме того, о сетевой власти отдельного узла можно говорить в случае, если он:
– обладает уникальной компетенцией;
– способен привлекать новых участников сети;
– способен создавать новые потоки;
– способен оказать уникальные услуги[6].
Характеризуя различные сети, некоторые авторы предлагают использовать понятие «мощность сети». Мощность сети представляет собой комплексную характеристику, которая включает в себя распространенность (по числу участников), длину (по географическому масштабу, дальности), укорененность в социальных и юридических институтах (институционализированность), продолжительность существования (по сроку жизни), привлекательность (способность не только удерживать прежних членов, но и вовлекать новых), эффективность (способность приносить выгоду ее участникам, превышающую затраты на участие в сети).
Отмечается, что особенностью сети является построение отношений, имеющих большей частью спонтанный характер, в то время как организационные (иерархические, властные) мероприятия в сетевых структурах играют исключительно второстепенную роль. Другими словами, на первый план при формировании и функционировании сети выходят институциональные факторы[7].
По мнению ряда авторов, сетевые структуры отличает и ряд других особенностей. Во-первых, участники сетевых структур функционируют не сами по себе, а в отношении друг к другу. Во-вторых, сетевую модель размещения ресурсов отличает осуществление трансакций путем «отношенческих» контрактаций участников сети, в отличие от дискретного подхода (как на рынке) и иерархического (как внутри фирмы). В-третьих, для многих сетей характерно отсутствие явного разделения формальных деловых и персональных социальных ролей[8].
Сетевые структуры отличает и различная степень интеграции. Так, для финансово-промышленных групп могут быть характерны как жесткие, так и мягкие формы интеграции, основанные преимущественно на использовании горизонтальных методов управления и учете интересов участников[9].
Необходимо обратить особое внимание на то, что связи в сетевых структурах имеют институциализированный, долговременный и устойчивый характер. Сети обладают достаточной плотностью, способностью к самовосстановлению и расширенному воспроизводству, увеличивающему масштабы интеграции.
Дж. Липнек и Дж. Стэмпс выделяют пять ключевых организационных принципов, характеризующих сетевые структуры[10]:
– общая долгосрочная цель, которая полностью может быть достигнута каждым отдельным ее участником только в пределах сетевого взаимодействия;
– добровольный характер связей, который обеспечивает гибкость и открытость сетевой структуры;
– независимость партнеров, то есть реализация собственных целей и задач, получение от интеграционного процесса определенной выгоды. При этом партнеры несут ответственность за достижение конечной цели деятельности сетевой структуры[11]. Между партнерами внутри сети существует взаимозависимость. Являясь юридически автономными единицами, партнеры внутри сети тесно связаны и постоянно взаимодействуют друг с другом;
– наличие множества лидеров, обеспечивающих устойчивость и эластичность сети;
– множественный характер взаимодействий, где каждый участник сетевой структуры может напрямую устанавливать контакты с любым партнером, который входит в данную сеть.
Дополняя данный перечень организационных принципов, необходимо отметить использование сетевыми структурами партнерского соглашения, которое подтверждает согласование целей и направлений деятельности на долгосрочную перспективу и отражает порядок взаимодействия его участников[12].
Реализация вышеперечисленных особенностей позволяет выделить ряд преимуществ сетевых структур.
Своим участникам сетевая структура позволяет повысить гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям, а также оперативно выполнять задачи оптимальным или близким к оптимальному способом. Это преимущество во многом обеспечивается рациональной структурой издержек, разнообразием компетенций участников, возможностью оперативного доступа к многочисленным и разнообразным ресурсам участников сети[13].
Сетевые структуры также позволяют:
– сконцентрировать деятельность участников сети на ключевых компетенциях и уникальных процессах;
– существенно сократить и рационализировать структуру издержек;
– исключить дублирование определенных функций участников сети;
– привлекать к совместной деятельности партнеров, которые обладают определенными компетенциями и ресурсным потенциалом;
– эффективно обмениваться информацией между участниками сети и тиражировать передовой опыт[14].
Таблица 1 Формирование источников экономического эффекта сетевой структуры |
|||
Составляющие конкурентного потенциала |
Влияние сетевого сотрудничества на конкурентоспособность субъектов сети |
Источники экономического эффекта сетевых структур |
|
1 |
2 |
3 |
|
Менеджмент |
Создание некоммерческих организаций позволит субъектам сети заключать партнерские соглашения о позиционировании в целевых сегментах рынка, совместно использовать ресурсы, лоббировать интересы субъектов сети перед местными органами власти. Механизм саморегулирования в сети повысит эффективность управления |
Снижение себестоимости продукции. Улучшение финансового состояния предприятий |
Продолжение таблицы 1
1 |
2 |
3 |
Материально- |
Близость поставщиков сокращает время поставки, сложившиеся неформальные отношения позволят снизить трансакционные издержки и получать более качественные материально-технические ресурсы |
Снижение себестоимости продукции. Повышение качества продукции. Рост производительности труда |
Организация |
Сотрудничество с субподрядчиками будет способствовать своевременному получению информации для принятия управленческих решений. Привлечение потребителей к процессу конструирования и разработки продукции будет содействовать большей потребительской удовлетворенности |
Повышение эффективности маркетинга. Улучшение потребительских свойств продукции, освоение новой продукции. Рост производительности труда |
Инновационная |
Сотрудничество предприятии в области научных исследований приведет к быстрому распространению инноваций, развитию уникальных способностей и созданию новых производств, ускорению процесса технического обновления за счет следующих факторов: улучшения методов решения сложных задач; большой гибкости и скорости разработок и внедрения инноваций; привлечения инвестиций в кластер: разделения рисков; внутренней специализации и стандартизации гибких предпринимательских структур малого бизнеса в составе сети; приобретения новшеств в рамках международного технологического сотрудничества; установления устойчивых связей, обмена информацией и новыми технологиями среди малых и средних предприятий; усиления сотрудничества на уровне правительственных учреждений и компаний |
Активизация инновационной деятельности. Повышение качества и конкурентоспособности товаров |
Совместные программы в области научных исследований создадут возможность доступа к общему фонду технических и организационных знаний, позволят снизить расходы на научные исследования и разработки. Увеличатся информационные потоки между конкурирующими предприятиями ввиду близкого географического расположения, что будет способствовать быстрому распространению инноваций |
Рост производительности труда. Создание инновационных товаров |