Файл: Сетевая форма организации бизнеса (Теоретические основы сетевой формы организации бизнеса.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Сущность и принципы создания сетевых форм организации бизнеса
1.2. Виды сетевых форм организации бизнеса
1.3. Сетевые формы организации бизнеса в зарубежных странах
2.1. Создание сетевых структур в сельском хозяйстве
2.2. Критерии формирования городской и сельской агломераций в России
Глава 3. Пути развития сельскохозяйственных кластеров в России
Именно отсутствие прозрачного финансового результат стратегического
альянса делает его столь заманиваемыми для многих крупных фирм. А возможность трансфертного ценообразования делает их еще более привлекательными[41]. Данная система позволяет снижать налоговое бремя всей сети за счет манипулирования ценой сделки посредством получения налоговых льгот, коридоров, преимуществ организаций-членов сети продукция передается между организациями не по рыночным ценам, а по льготным, трансфертным ценам (например, покупая билет на перелет с пересадкой разными авиакомпаниями, пассажир за билет компаний-членов альянса платит меньше, нежели покупая два разных билета)[42]. С помощью такого метода становится возможным перераспределена финансовых средств компаний, входящих в сеть. Негативным следствием этого ценообразования являются налоговые потери национального бюджета[43].
1.3. Сетевые формы организации бизнеса в зарубежных странах
Рассмотрим мировой опыт создания сетевых структур в экономике.
Германия:
1) тесная связь промышленности с национальными банками: «Deutsche Bank AG», «Bayerische Hypo-und Vereinsbank AG» (HVB), «Dresdner Bank AG» и «Commerzbank AG», которые особенно активно ведут сотрудничество по финансированию компаний производственного типа. Банки принимают участие не только в финансировании инвестиционных проектов, но и в управлении предприятиями;
2) немецкие компании начали все больше внедрять схему, базирующуюся на сотрудничестве со странами СНГ. Своего рода кооперация, получившая в последствие название «толлинг», позволила сократить расходы на рабочую силу, что в свою очередь отразилось на цене конечного продукта[44].
Страны Юго-Восточной Азии:
1) привлечение транснациональных компаний и иностранных инвестиций;
2) создание замкнутого технологического цикла;
3) оснащение современным высокопроизводительным оборудованием;
4) осуществление прямой поддержки экспортеров;
5) освобождение производителей от уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость на ввозимое сырье и оборудование;
6) разработка и использование Кодексов корпоративного поведения и этических кодексов[45].
Так, в Японии существуют следующие сетевые структуры: горизонтальные сети основаны на межрыночных связях между большими фирмами; вертикальные сети (кейретсу) построены вокруг большой специализированной индустриальной корпорации, охватывающей сотни и тысячи поставщиков (в центре главных вертикальных сетей такие компании, как Toyota, Matsushita, Toshiba) [46].
Большинство авторов, анализирующих преимущества сетевой организации труда в рамках японских бизнес-групп (кейретцу), акцентируют внимание на их социальной и экономической эффективности, объясняя ее объединением традиционных форм патернализма с высокой эффективностью делового поведения персонала, занятого на различных уровнях организации в рамках крупных фирм и их более мелких сателлитов. Родоначальниками корпоративных кодексов были японские компании, которые доказали регламентирование поведения работников до абсолюта[47].
В корейских сетях (чеболах) все фирмы контролируются центральной холдинговой компанией, которая принадлежит семейному клану. Центральная холдинговая компания поддерживается правительственными банками и контролируемыми правительством торговыми компаниями. Малый и средний бизнес играет второстепенную роль в таких сетях, большинство фирм чебола крупные и работают под жестким управлением центрального менеджмента чебола[48].
Китайская организация бизнеса (она характерна также для Тайваня и Гонконга) основана на семейных фирмах и кросс-секторных деловых сетях, часто контролируемых одной семьей[49].
Страны Восточной Европы:
1) разукрупнение предприятий, сопровождаемое сокращением производственных мощностей и занятости;
2) кооперирование с крупными иностранными компаниями посредством выполнения субподрядных работ (толлинг);
3) гарантия возможности репатриации прибыли и дивидендов после уплаты налогов;
4) освобождение от уплаты таможенных пошлин основных средств, поступающих как инвестиции в уставный фонд компании;
5) постепенное снижение ставки рефинансирования;
6) девальвация национальной валюты по отношению к евро;
7) поиск новых внешних рынков и проведение успешной либерализации банковского сектора[50].
Типичным примером сетевых структур в странах Восточной Европы являются венгерские межорганизационные сети собственности, в которых на базе перекрестной собственности и кооперационных связей типа потребитель – поставщик стали создаваться фирмы-сателлиты при крупных конгломератах с участием развивающихся банков и страховых компаний; возник также чешский вариант корейских чеболей[51].
США:
1) преимущества перехода от массового производства к расширенному ассортименту в целях быстрого реагирования на возникновение запросов потребителей;
2) принцип непосредственного воздействия банков на текстильную отрасль и разработка высоко-капиталоемкой продукции;
3) взаимодействие промышленности с фондовым рынком, который может формировать приток капитала для реализации стратегии конкурентных преимуществ;
4) разработка и использование кодексов корпоративного поведения и этических кодексов[52].
В рассмотренных странах также присутствует сотрудничество с конкурентами. Так, например, существует ассоциация по разработке Blu-ray дисков (Blu-ray Disc Association или BDA), состоящая из компаний Matsushita, Pioneer, Philips, Thomson, LG Electronics, Hitachi, Sharp, Samsung, Sony. Всего в составе ассоциации около 250 компаний, между которыми существуют связи по совместному ведению научных и технических разработок, призванных совершенствовать продукцию отрасли[53].
Анализируя мировой опыт и систематизируя его, можно выделить следующие основные предпосылки формирования сетевых форм интеграции:
- возможность повышения эффективности деятельности участников за счет использования преимуществ объединения и получения дополнительного синергетического эффекта, который выступает в виде операционной и финансовой синергии;
- желание снизить налоговую нагрузку;
- возможность диверсификации производства и использования избыточных ресурсов;
- доступ к инвестиционным ресурсам;
- разработка совместной маркетинговой программы;
- увеличение влияния и доминирование корпораций;
- стремление предприятий выжить в конкурентной борьбе;
- появление новых форм участия менеджеров в управлении корпорациями;
- стремление повысить вес руководства компании и личные мотивы менеджеров[54].
Выводы
Сеть – это, во-первых, организационно-правовая форма, в рамках которой осуществляется взаимодействие и интеграция участников экономической деятельности; во-вторых, сеть является институтом, который определяет правила взаимодействия и интеграции экономических субъектов, разделяющих близкую систему ценностей.
Особенность сетевых структур заключается в том, что ее участники могут покидать сеть или входить в нее в любое время.
Своим участникам сетевая структура позволяет повысить гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям, а также оперативно выполнять задачи оптимальным или близким к оптимальному способом. Сетевые структуры также позволяют: сконцентрировать деятельность участников сети на ключевых компетенциях и уникальных процессах; существенно сократить и рационализировать структуру издержек; исключить дублирование определенных функций участников сети; привлекать к совместной деятельности партнеров, которые обладают определенными компетенциями и ресурсным потенциалом; эффективно обмениваться информацией между участниками сети и тиражировать передовой опыт.
Выделяют ряд сетевых структур, в зависимости от реализуемых целей. Первый вид предполагает развитие вокруг материнской компании сети фирм меньшего размера. Второй вид сетевых структур, локальные структуры, базируется на совокупности предприятий близких по размеру и действующих в пределах либо одного региона, либо в рамках одного вида деятельности. Основу содружества таких предприятий составляют либо контрактные, либо семейные взаимоотношения. Третий вид сетевых структур известен как стратегический альянс, базирующийся на стремлении получить конкурентные преимущества на глобальном уровне посредством максимизации эффекта совместной работы со всеми участниками альянса. Используя коллективно-сохраняемую информацию, альянс функционирует как единое целое, подстраиваясь под изменения рынка.
Увеличение внутренней самостоятельности и улучшение понимания
своих преимуществ, создает синергетический эффект всей сети в целом, отражаясь, прежде всего, в увеличении дохода. Кооперируясь в рамках сети, компании выступают на рынке уже как единое целое, тем самым создавая для себя дополнительное конкурентное преимущество перед другими аналогичными по осуществляемой хозяйственной деятельности фирмами
Ценообразование между участниками сети базируется не на равенстве
предельных затрат и дохода, и не на равенстве общих затрат и дохода. Более
того, если итоговый продукт реализуется на рынке и цена на него устанавливается именно там, то цены участников зачастую подстраиваются под уже сложившуюся стоимость, распределяя эффект наиболее удобным для членов сети способом.
Сетевые формы становятся актуальны в связи с кризисностью современной не только российской, но и мировой экономики, так как, прежде всего, дают мелким и средним предприятиям ощущение устойчивости и взаимоподдержки со стороны участников сети, давая возможность выбирать наиболее эффективную ценовую политику в складывающихся экономических условиях.
2.1. Создание сетевых структур в сельском хозяйстве
На протяжении всей истории России именно сельские территории и продовольственный товарообмен страны служили основой наполнения бюджета и предоставляли возможности для освоения, укрепления новых территорий[55].
Неоспоримым остается факт того, что если на селе не останется производителей отечественного продовольствия, а агроэкономическое пространство страны не будет осваиваться отечественными земледельцами, то в городах население начнет уменьшаться естественным образом вследствие:
1) низкокачественного питания;
2) импортозависимости по продовольствию (любая продовольственная блокада вызовет массу негативных последствий как социально-экономического, так и военно-политического характера);
3) проблем с чистой питьевой водой;
4) низкого качества атмосферного воздуха, неутилизацией отходов на урбанизированных территориях[56].
Для устранения предпосылок к возможной масштабной «эвакуации» населения преимущественно в городские агломерации властные структуры должны реализовывать политику перспективного развития сельских территорий с помощью механизмов муниципальной кооперации, межрегионального сотрудничества, государственно-частного партнерства[57].
В условиях глобальной экономики одним из важнейших способов сохранения суверенитета российского государства является укрепление агроэкономического пространства регионов страны. При этом приоритетом государственной территориальной политики должно стать развитие малых и средних городов, что приведет к созданию конкурентоспособных территорий посредством передислокации промышленных объектов из крупных городов и создания сетевых структур в агроэкономическом пространстве — кластеров (табл. 2).
Таблица 2 Сетевые структуры в агроэкономическом пространстве регионов России[58] |
|||
№ |
Виды |
Характеристика |
|
1 |
Городские и сельские агломерации |
Агломерация - концентрация, группировка поселений, объединенных в сложную территориальную систему на основе многообразных интенсивных сетевых связей - социально-трудовых, производственных, инвестиционно-строительных, культурных, рекреационных, природоохранных, а также совместного использования разнообразных ресурсов данного ареала в целях совершенствования единого социоэкономического пространства и экосистемы региона |
|
2 |
Сельские агломерации |
Сельская агломерация может быть формой самоорганизации сельских территориальных сообществ в целях сохранения приоритета экологической, продовольственной, социально-демографической и экономической безопасности региона |
|
3 |
Агрокластеры (сырье) |
Ядром кластера выступают производство отраслей сельского хозяйства и кооперация на производственной основе отдельных предприятий и сельских поселений |
|
4 |
Агроэкокластеры (туризм) |
Основой кластера является агротуризм |
|
5 |
Агроиннокластеры (инновации для агроэкономического пространства) |
Ядро кластера - НИИ и научные лаборатории в сфере агроэкотехнологий |
|
6 |
Агропродовольственные кластеры (пищевая промышленность в качестве ядра) |
Ядро кластера - перерабатывающие предприятия и пищевые комбинаты |
|
7 |
Агросбытовые кластеры |
Ядро кластера - сеть торговых (розничных и оптовых) площадок в регионе |