Файл: Организация процесса обучения персонала в ресторане.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы организации процесса обучения персонала.
1.1. Необходимость обучения персонала ресторана .
1.3. Оценка эффективности обучения .
Глава 2. Процесс обучения персонала в ресторане «Цур-цум».
2.1 Планирование обучения в ресторане «Цур-цум».
2.2. Организация процесса обучения сотрудников ресторана «Цур-цум».
Глава 3. Рекомендации по улучшению системы обучения персонала в ресторане.
3.1 Рекомендации по улучшению планирования обучения в ресторане «Цур-цум».
3.2. Рекомендации по организации процесса обучения сотрудников ресторана.
Рассмотрим подробнее основные технические этапы организации процесса обучения:
Технологический этап |
Содержание технологического этапа |
Обеспечение инстанции |
|
Выбор образовательных программ |
Служба персонала и руководитель кадрового направления деятельности |
Выбор образовательных учреждений и организация взаимодействий с ними |
Служба персонала и руководитель кадрового направления деятельности |
|
Реализация дополнительного обучения сотрудников вне организации или в ее учебном центе |
Служба персонала |
|
Организация обучения сотрудников на рабочих местах |
Руководитель подразделения |
В последние десятилетия возможности работодателей по организации дополнительного обучения персонала существенно расширились за счет появления новых IT – системы открытого образования. Теперь можно обучаться в режиме онлайн через любое техническое устройство, что предоставляет руководителю меньше затрачивать ресурсы на обучение, а сотрудник может в любое удобное для него время и месте заняться саморазвитием.
Оценка осуществляется по истечении планового периода. Критерии оценки заложены в систему мотивации персонала, и достижение или не достижение целей напрямую влияет на материальное и нематериальное вознаграждение каждого сотрудника. Проведенный эксперимент по внедрению системы управления по целям в российской компании позволяет сформулировать ряд интересных и полезных наблюдений. Остановимся подробнее на них.
Во-первых, в небольшой компании, весьма далекой по организации деятельности от образцов западных компаний, внедрение рассматриваемой системы управления обязательно должно происходить поэтапно. Невероятно трудно донести до сотрудников, до их понимания, информацию о том, что новшество вводится не для того, чтобы как-то ущемить их в правах, а для того, чтобы повысить эффективность деятельности компании.
Оценка эффективности должна проходить:
- Регулярно;
- До и после обучения;
- Необходимо опираться на четкие критерии оценки эффективности;
- Измеримые показатели
Инструменты оценки результатов обучения.
- Оценка приобретения обучающимся знаний , навыков и личных качеств:
- тесты и устный опрос;
- контрольный лист наблюдений;
-анкетирование (360*)
2) Оценка результативности деятельности эффективности обучаемого ( в рамках всей организации):
- повышение производительности;
-повышение объема, структуры продаж;
-сроки окупаемости работы и т.д.
3) Оценка удовлетворенности сотрудника прошедшего обучение
4) Оценка удовлетворенности руководителя прошедшего обучения его сотрудников;
5) Оценка вынесенных сотрудником предложений по оптимизации (ППО)
Дональд Кирк Патрик – предложил модель эффективности обучения, у которой есть 4 уровня:
- Реакция слушателей на программу обучения (удовлетворен обучением или нет);
- Оценка знаний и опыта полученных по программе обучения;
- Оценка поведения на рабочем месте;
- Оценка влияния программы обучения на деятельность организации
Формула насколько быстро окупиться (вернуться инвестиции)
Расчет эффективности сотрудников.
База (базовый уровень) – критическое значение показателя («хуже некуда»)
Норма (нормативный уровень) – нормативное (плановое) значение показателя
Цель (целевой уровень) – целевое (сверхнормативное) значение показателя
Факт (фактический уровень) – фактическое значение показателя.
Обзор эффективности работы:
- Измерение – оценка результатов и сравнение их с согласованными целями и стандартами.
- Обратная связь – предоставление информации о том, как человек работал.
- Положительное подкрепление – подчеркивание того, что было сделано хорошо, чтобы в будущем это делалось еще лучше и предоставление конструктивной критики.
- Обмен мнениями – свободное и честное обсуждение того, что было достигнуто, чего следует достичь, что люди думают о своей работе и работе своих руководителей.
- Согласование – достижение согласия о том, что должно быть сделано для повышения эффективности работы и решения проблем, выявленных в ходе диалога.
Вывод по главе 2
Задачи оценки по сравнению с аттестацией более конкретны и многообразны. Для оценки деловых качеств и эффективности работы сотрудников принято использовать различные методы, однако максимальную эффективность можно получить чаще всего при их совмещении и сочетании.
Основными функциями планирования и прогнозирования является разработка целей, задач по количественному и качественному росту предприятия с учетом наилучшего использования; Предвидение результатов деятельности.
Организация же подразумевает подготовку процесса некой работы организационной структуры.
Глава 3. Рекомендации по улучшению системы обучения персонала в ресторане.
3.1 Рекомендации по улучшению планирования обучения в ресторане «Цур-цум».
Краткое содержание работы в соответствии с индивидуальным обучением, данная выше в виде таблицы, является неэффективным по своему содержанию, сотрудники не успевают обучиться за эти пять дней и все-таки было бы лучше растянуть период обучения хотя бы на неделю, как в таблице приведенной ниже:
День |
Краткое содержание работы, выполненное студентом, в соответствии с индивидуальным заданием |
1 |
Ознакомление с техникой безопасности, основными обязанностями на ближайшее время, знакомство с персоналом, получение формы. Изучение меню, повтор дома |
2 |
Тест на знание меню, которое будет проверять наставник, Помощь с сервировкой столов |
3 |
Проверка знаний выученного меню, основы сервировки, обучение использования программы iiko, Помощь с сервировкой столов |
4 |
Помощь с сервировкой столов, на дом выучить стандарты обслуживания с гостями |
5 |
Принятие заказов (с наблюдением наставника), дома готовиться к итоговой аттестации |
6 |
Проверка знаний нумерации столов. Обучение использования программы iiko |
7 |
Проверка всех текущих знаний, возможность принятия заказа в присутствии своего наставника (официанта с опытом) |
За неделю сотрудник успеет освоить свою специфику развития официанта на предприятии и у менеджера не возникнет проблем со стажёрами, ведь база уже будет усвоена. Официант будет знать: меню, правила сервировки, правила стандартного обслуживания; уметь: взаимодействовать с АСУ iiko , уметь быстро устанавливать контакт с незнакомыми людьми и т.д.
3.2. Рекомендации по организации процесса обучения сотрудников ресторана.
В качестве рекомендации по организации процесса обучения я думаю, что правильней будет ввести Пятиминутки во время рабочего процесса по тем 7-ми дням обучения, где повторяется какой-то пройденный, всем известный материал и также даются установки на текущий день. Данная система работает не только для новичков, но и на всех в целом, то есть регулярно повторяется итак всем известный материал. Предлагаю рассмотреть в качестве примера, содержание данной Пятиминутки :
- Приветствие;
- Представление новых сотрудников;
- Позитивная обратная связь по прошлым сменам;
- Корректирующая обратная связь (+мотивация);
- Новости кафе;
- Выборочное повторение ассортимента и состава блюд и напитков;
- Ролевые игры по акциям, специальные предложения, по 5-ти шагам (акции (механическое, анонсирование) ≠спец. предложения new));
- Техники продаж, обработка анонсов (упрощенное) официантами;
- Повторение пройденных материалов;
- Контроль стандартов униформы и внешнего вида;
- Подведение итогов;
- Ежедневные конкурсы;
- Окончание, призыв к продуктивной смене
Но стоит понимать, что много собраний – бессмысленная трата времени( так информация хуже усваивается); отсутствие собраний – снижает эффективность команды и уровня коммуникаций, а регулярная, правильная организация собраний поддерживает дисциплину на предприятии.
Качественно организованное и проведенное собрание позволяет:
|
|
|
|
|
При проведении собраний нужно учитывать: ДО;ВО ВРЕМЯ; ПОСЛЕ.
ДО собрания: составить план и подумать чего хотите добиться, а также рассмотреть насущные вопросы, создать форму отчета.
ВО ВРЕМЯ собрания:
- Назначить ответственного для передачи информации, на случай если кто-то не пришел;
- Самодисциплина;
- Начинать всегда вовремя;
- Не давать выступающему выходить за рамки регламента;
- Всегда следить за настроением присутствующих;
- Каждый участник должен выступить(это касается и стажеров);
|
|
|
- Каждый сотрудник должен докладывать о своих результатах самостоятельно;
- Руководитель всегда должен знать когда нужно подбодрить/наказать и назначить правильное место для этого;
- Крайне осторожно использовать инструмент «казни»;
- Результаты каждого собрания должны быть конкретными.
ПОСЛЕ собрания:
- Принятые решения должны быть проконтролированы;
- Руководитель должен делать анализ своих ошибок и т.д
В итоге на Пятиминутках нужно обсуждать текущие вопросы и повторять материал ежедневно. Девиз дня тоже важен – это конкретная задача на рабочую смену, лозунг для персонала.
Девиз (задачи) |
Продажи |
Сервис |
Чтобы добиваться успеха в современном бизнесе, люди и организация должны непрерывно учиться. Это чтение , общение с другими людьми, Пятиминутки или возможные извлечения уроков из прошлого опыта. Для организации непрерывное обучение это использование процессов и систем с помощью которых работникам предоставляется возможность учиться, делиться знаниями и применять их на практике. В организациях ,где действует система непрерывного обучения , работники не оставляют без внимания замечания гостей, новости о конкурентах, программы обучения и т.п , что может научить их чему-то новому, дает возможность усовершенствовать какие-то аспекты организационной деятельности. Менеджеры могут стимулировать непрерывное обучение, предоставляя работникам время для размышлений над результатами наблюдений, способствует тому, чтобы сотрудники учились на ошибках , а не скрывали их из-за боязни наказания, также менеджер , он же и наставник, может служить примером непрерывного обучения, умение слушать других, осмысление полученного опыта, ведь опыт – лучший учитель.
Рис.2. Цикл передачи-приобретения опыта.[4]
Рис.3. Цикл обучения на опыте.[5]
Стрелки на модели, показанной на рисунке 3, говорят о том, что процесс обучения носит рекуррентный характер. Человек постоянно проверяет свои знания на практике и применяет их после осмысления полученного опыта.
В качестве следующей рекомендации можно предложить, как правильно предоставлять результаты оценки.
Четыре способа предоставления результатов:
- Вывесить рейтинг-лист всех работников с указанием ФИО на всеобщее обозрение;
- Предоставить этот же рейтинг-лист каждому работнику персонально;
- Предоставить рейтинг-лист каждому работнику персонально с указанием только его ФИО;
- Не предоставлять рейтинг-лист работникам. В этом случае не используется эффект взаимного сравнения!