Файл: Основные функции в системе менеджмента ООО «Рубин».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

По широте различают контроль, который охватывает все сферы деятельности, все виды ресурсов, и контроль, направленный на использование и преобразование человеческих, материальных, финансовых или иных ресурсов, различных видов деятельности, имеющих свои специфические особенности и требующие соответствующих форм и методов контроля[22].

Различают контроль:

1) предварительный — введение определенного порядка, правил, процедур, обеспечивающих реализацию целей организации;

2) текущий — проводится в ходе работы (например, начальник контролирует работу подчиненных);

3) заключительный — после завершения работы или определенного срока, периода[23].

1.2. Характеристика конкретных функций менеджмента

Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления. Определение конкретных функций управления необходимо для организации системы управления, построения организационной структуры управления, формирования штатов с учетом особенностей каждой организации. При системном подходе к управлению организация рассматривается как открытая система, на входе у которой разного рода ресурсы, а на выходе — результаты, получаемые в процессе их преобразования. Соответственно в качестве объектов управления могут рассматриваться ресурсы, процессы и результаты.

Конкретные функции по управлению ресурсами определяются составом и спецификой ресурсов. Организации используют в своей деятельности материальные, трудовые, финансовые, информационные и другие ресурсы. Соответственно формируются конкретные функции по управлению финансами, персоналом, запасами, информационными ресурсами[24].

Конкретные функции управления процессами ориентируются на разнообразные процессы, из которых состоит деятельность организации, с разной степенью их детализации. Например, можно выделить управление снабжением, производством и сбытом продукции. Можно выделить более узкие направления: управление основным производством, вспомогательным, обслуживающим производством, управление маркетингом[25].

В качестве результатов деятельности организации (или выходов) рассматривается не только выпускаемая предприятием проекция, но и прибыль, рентабельность, качество продукции, объемы производства и реализации, уровень затрат. Соответственно выделяют конкретные функции по управлению результатами: управление качеством, управление производительностью, управление затратами, управление доходами[26].


Кроме системного подхода при определении конкретных функций управления используются и другие. Например, в качестве объектов управления, определяющих формирование конкретных функций управления, могут выступать разные направления деятельности организации — производство, маркетинг, инновации, планирование. Соответственно выделяются производственный, инновационный, стратегический менеджмент.

К связующим процессам управления относят коммуникации и принятие
управленческих решений[27].

Управленческую деятельность невозможно представить без коммуникаций. Посредством разного рода коммуникаций реализуются все управленческие функции. Именно на коммуникации менеджеры затрачивают от 50 до 90 (по некоторым данным — от 75 до 95) процентов своего рабочего времени. При этом, по данным опросов, проводившихся в разных странах, подавляющее большинство менеджеров считает существующую систему коммуникаций недостаточно эффективной, препятствующей достижению организационных целей[28]. Коммуникации — это процесс обмена информацией между людьми или группами людей. Система коммуникаций включает все (и всех), что связано с приемом, переработкой, передачей информации. Она включает и то, что передается и то, как передается. К основным функциям коммуникаций относят информационную, мотивационную, контрольную и экспрессивную (выражение чувств, отношений) функции[29].

При построении и анализе организационных коммуникаций выделяют две основные группы: внешние и внутренние коммуникации. Под внешними
коммуникациями подразумевается обмен информацией с различными субъектами внешней среды, например, с различными контактными аудиториями. При этом выделяют благожелательные, искомые и неблагожелательные контактные аудитории, требующие особых подходов при построении коммуникаций[30].

Под внутренними коммуникациями понимается обмен информацией между уровнями управления и подразделениями в устной, письменной или электронной форме. Коммуникации между подразделениями называют горизонтальными, а между уровнями управления — вертикальными. Вертикальные коммуникации могут быть нисходящими (информация передается с низшего уровня на высший) и восходящие (информация передается на высшие уровни управления) [31].

Организационная информация может быть официальной и неофициальной. По содержанию коммуникации разделяют на информационные, административные, технические.


В качестве барьеров, препятствующих эффективным организационным
коммуникациям, выделяют искажение сообщений по разным причинам: коммуникационные перегрузки, с которыми часто сталкиваются менеджеры в современных условиях, недостатки организационной структуры и организации взаимодействия внутри организации и другие факторы. Современные условия требуют совершенствования системы коммуникаций, а современные технические средства создают для этого большие возможности. Но при этом от заинтересованности и профессионализма конкретных менеджеров зависит создание и использование эффективной системы коммуникаций[32].

Решение — это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям. Принятие управленческих решений — это сознательная целенаправленная творческая деятельность, осуществляемая менеджером индивидуально или в группе на основании анализа альтернатив. Управленческие решения, как и коммуникации, относятся к связующим функциям, без которых невозможна реализация основных. Управленческие решения часто рассматриваются в качестве основного продукта управленческого труда. При выработке управленческого решения менеджер должен использовать не только свои профессиональные знания, опыт и интуицию, но и современные подходы и методы принятия управленческих решений[33].

Выводы

Функции менеджмента — это специфические взаимосвязанные виды и направления управленческой деятельности, в совокупности обеспечивающие процесс управления организацией путем выполнения определенных комплексов задач и использования специальных управленческих методов и механизмов.

Общие функции управления присущи всем организациям, а конкретные или специальные обусловлены спецификой конкретной деятельности управляемого объекта. К общим функциям управления относятся планирование, организация, мотивация, контроль. Функция планирования состоит в «подготовке будущего» путем исследований, анализа и разработки программы действий, охватывающей все направления деятельности предприятия. Функция организации включает такие основные элементы как формирование организационной структуры, определение организационных полномочий и организация эффективного взаимодействия всех уровней и субъектов управления. Мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для
достижения личных целей и целей организации. Контроль — это процесс обеспечения фактического достижения организацией намеченных результатов путем установления стандартов, измерения фактических результатов и сопоставления их со стандартами, и, если расхождение существенно, анализа ситуации и принятия решений о корректирующих действиях.


Конкретные функции управления определяются применением общих функций менеджмента к конкретным объектам управления.

Глава 2. Исследование функций менеджмента в ООО «Рубин»

2.1. Краткая характеристика ООО «Рубин»

ООО «Рубин» зарегистрировано в качестве хозяйствующего субъекта 11.04.1996г. (свидетельство № 63954369).

Предприятие расположено по адресу: Ростов-на-Дону, ул. Красноармейская, 157.

Основным видом деятельности предприятия является розничная торговля канцелярскими товарами и бухгалтерскими бланками.

Схема организационной структуры управления ООО «Рубин» представлена на рис. 1.

Рисунок 1 — Организационная структура управления

ООО «Рубин»

Директор ООО «Рубин»

Бухгалтер (1 работник)

Водитель-грузчик (1 работник)

Менеджер по закупкам (1 работник)

Продавцы (15 работников)

Управляющий магазином

Общая численность персонала организации в 2015 г. — 20 работников.

Организационная структура управления является линейно-функциональной, то есть в ней выделены подразделения, отвечающие за выполнение определенных направлений деятельности.

Динамика основных показателей деятельности предприятия за
2013–2015 гг. представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика основных технико-экономических показателей

деятельности ООО «Рубин» за 2013-2015 гг.

Показатели

Ед. изм.

Абсолютное значение

Абсолютное изменение
(+, –)

Темп прироста,

%

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2015/ 2013

2015/

2014

2015/

2013

2015/ 2014

Товарооборот

тыс. руб.

17880

13384

16467

–1413

3083

–7,90

23,03

Численность работающих,

в том числе продавцов

чел.

24

19

20

15

20

15

–4

–4

–11,67

–21,05

Среднегодовой товарооборот

одного работающего

одного продавца

тыс. руб.

745,00

941,05

669,20

892,27

823,35

1097,80

78,35

156,75

154,15

205,53

10,47

16,66

23,02

23,03

Полная себестоимость товаров,

В том числе издержки обращения

тыс. руб.

13178

6964

9784

5079

13733

6316

555

–648

3949

1237

4,21

–9,30

40,36

24,36

Валовый доход

Тыс.

руб.

11666

8679

9050

–2616

371

–22,42

4,28

Прибыль от продажи товаров

тыс. руб.

4702

3600

2734

–1968

–866

–41,85

–24,06

Затраты на 1 руб. товарооборота

руб.

0,74

0,73

0,83

0,09

0,10

12,16

13,70

Рентабельность продаж

%

26,3

26,9

16,6

–9,7

–10,3


По данным таблицы 1 видно, что деятельность ООО «Рубин» за 2013–2015 гг. была прибыльной. Однако, прибыль от продажи товаров в 2015 г. существенно ниже показателей 2013 г. (на 41,85 %) и 2014 г. (на 24,06 %). Это объясняется, прежде всего, резким снижением товарооборота в 2015 г. к 2013 г., а также превышением темпа роста полной себестоимости проданных товаров (4,21 %) над темпом роста товарооборота (7,90%) в 2015 г. к 2013 г. По данным таблицы 1 видно, что существенное снижение товарооборота отмечается в 2014 г., когда он сократился с 17 880 тыс. руб. (2013 г.) до 13 384 тыс. руб.

Снижение объема товарооборота повлекло сокращение штата предприятия, в результате чего в 2014 г. произошло сокращение численности менеджеров: на 4 человека по сравнению с показателем 2013 г. В 2015 г. изменения численности работников не происходило. Среднегодовой товарооборот на одного работающего составил в 2015 г. 823 тыс. руб., что на 10,47 % выше показателя 2013 г. и на 23,02 % выше показателя 2014 г. Таким образом, можно сделать вывод, что прирост товарооборота в 2015 г. предприятие полностью достигло за счет увеличения производительности труда. Это свидетельствует об интенсивном направлении развития предприятия.

Показатель затрат на 1 руб. проданных товаров в 2015 г. составил 0,83 руб., что выше показателей 2013–2014 гг. Это объясняется ростом полной себестоимости проданных товаров (на 40,36% в 2015 г. относительно уровня 2014 г.). Рентабельность продаж в 2015 г. составила 16,6%, что на 9,7 % ниже показателя 2013 г. и на 10,3 % ниже показателя 2014 г.

Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод о том, что в целом за анализируемый период предприятие функционировало достаточно стабильно.

2.2.Анализ реализации функций менеджмента в ООО «Рубин» (на примере закупочной деятельности)

Рассмотрим реализацию функций менеджмента в ООО «Рубин» на примере закупочной деятельности.

В ООО «Рубин» процесс закупок курирует менеджер по закупкам. Закупка товаров осуществляется у московских фирм: ООО «Самал», ООО «Аверс», ООО «Арго», ООО «АМ-Тест». Товароснабжение ООО «Рубин» представляет собой комплекс коммерческих и технологических операций по доведению товаров до предприятия. Процесс товароснабжения включает в себя закупку, доставку, приемку, хранение, подготовку к продаже и продажу товаров.