Файл: Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти (на примере государственных структур субъекта Федерации «Город федерального значения Санкт-Петербург»).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
Также требует детального урегулирования процесс отвода (самоотвода) государственного или муниципального служащего. Понятие отвода (самоотвода) ранее в законодательстве о государственной и муниципальной службе не использовалось и было характерно, в основном, для процессуального законодательством. Так, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации в определенных случаях отводу подлежат судьи, эксперты, специалисты, переводчики, прокуроры, следователи (гл. 2 ГПК РФ; гл. 3 АПК РФ; гл. 9 УПК РФ; ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ) и т.п.
Эффективность работы по противодействию коррупции на гражданской службе снижается из-за ограниченного статуса кадровых служб в системе противодействия коррупционным проявлениям, а на них, главным образом, возлагаются подобного рода функции. Это в полной мере относится и к организации работы по информированию граждан, гражданских служащих и организаций о работе комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Поэтому предлагается дополнить ст. 44 закона о гражданской службе нормами, уточняющими статус кадровых подразделений в части наделения их дополнительными полномочиями по организации мероприятий по профилактике коррупции, в том числе по установлению обязанности информировать претендентов на замещение должности государственной службы о требованиях антикоррупционного законодательства и о предотвращении конфликта интересов при поступлении на государственную гражданскую службу.
В отдельных нормах закона о гражданской службе уже заложен потенциальный конфликт интересов. В частности, это может быть отнесено к положениям ст. 17, устанавливающей запрет на участие на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Из указанной нормы закона вытекает, что государственные гражданские служащие в период нахождения на государственной гражданской службе имеют право на участие на безвозмездной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, в том числе являться учредителем. Практика работы комиссий по урегулированию конфликта интересов показывает, что в определенных случаях и право на участие на безвозмездной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией может причинить вред публичным интересам государства, общества и нанести вред правам граждан. [1]
Недостаточная действенность вызвана помимо прочего самой спецификой института урегулирования конфликта интересов. Это досудебная процедура административного разбирательства. Тем не менее, необходимым условием привлечения служащего к ответственности является установление его вины. Это достаточно сложно в силу оценочного характера понятия конфликта интересов.
На практике, если служащий оказывается в ситуации, когда он понимает, что возникает конфликт интересов, он должен отказаться от осуществления действий, которые могут этот конфликт создать. Произойти это может как в рамках его служебных полномочий, так и за их пределами. При этом необходимо, в соответствии с требованиями закона, доложить о создавшейся ситуации представителю нанимателя в письменной форме. Невыполнение этой обязанности может послужить основанием для привлечения его к ответственности.
Применение этой нормы на практике, очевидно, связано с определенными трудностями, так как не всегда служащий осознает не только угрозу возникновения, но и сам возникший конфликт. Особенно это важно в ситуации, когда сама должность может объективно стать причиной возникновения конфликта интересов.
С другой стороны, руководитель, получив информацию о реальном или потенциальном конфликте интересов, который возник или может возникнуть у его подчиненного, должен предпринять действия по предотвращению этого конфликта вплоть до отстранения служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности или даже прекращения служебного контракта.
То есть он может по своему субъективному усмотрению счесть конфликт незначительным и позволить государственному служащему исполнять служебные обязанности в состоянии конфликта интересов или, наоборот, необоснованно уволить. При этом руководитель не несет реальной ответственности за свои действия.
Конфликт интересов является оценочной категорией, и это означает возможность разных подходов и разной оценки ситуации с его возникновением со стороны гражданского служащего и представителя нанимателя. То есть необходим кто-то третий, кто может и имеет право разрешать подобную ситуацию. Такими полномочиями должна обладать Комиссия по урегулированию конфликта интересов (Положение утверждено Указом Президента РФ от 03.03.2007 г. № 267).
На сегодняшний день в соответствии с действующими нормативными правовыми актами в большинстве законодательных (представительных) и высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации созданы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов. Однако далеко не во всех этих органах комиссии проводят свою работу.
Недостаточная действенность этих комиссий помимо специфики самого института урегулирования конфликта интересов, а также проблем, вызванных коллизиями законодательства, препятствующими их эффективному функционированию, обусловлена целым рядом причин.
Прежде всего, это вспомогательный характер решаемых ими задач, который сводится лишь к содействию государственным органам в обеспечении соблюдения гражданскими служащими норм служебного поведения и урегулирования конфликта интересов.
Следующая причина - функциональная ограниченность, не предусматривающая планомерной, долговременной работы по систематическому контролю за соблюдением требований к служебному поведению.
Далее - эпизодический характер работы комиссий, обусловленный тем, что единственным основанием для проведения заседаний является поступившая информация о нарушении служащим требований к служебному поведению или о наличии у него личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Рекомендательный характер принимаемых комиссией решений также не позволяет им проявить себя в качестве действенного инструмента противодействия коррупции и этико-профессионального развития кадрового корпуса государственной гражданской службы. И, наконец, разобщенность деятельности комиссий в виду отсутствия единой организационной структуры.
Круг вопросов, который может быть предметом работы данных комиссий, несколько шире, чем разбирательство только конфликтов интересов в их чистом виде. Данные комиссии создаются также для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих.
В этой связи первое, что обращает на себя внимание, - это то, что Положение содержит исчерпывающий перечень оснований для проведения заседания комиссии и решений по итогам рассмотрения информации о совершении гражданским служащим поступков, порочащих его честь и достоинство. Или об ином нарушении гражданским служащим требований к служебному поведению и информации о наличии у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов. При этом из положений закона о противодействии коррупции следует, что на комиссию также возложена задача по содействию государственным органам в обеспечении соблюдения ограничений, налагаемых на граждан, замещавших должности гражданской службы, при заключении ими трудовых договоров.
Глава 2. Управление конфликтами в сфере органов государственной региональной власти (на примере государственных структур субъекта Федерации «Город федерального значения Санкт-Петербург»)
2.1 Механизмы управления конфликтами в государственной службе субъекта Федерации «Город федерального значения Санкт-Петербург
В конфликте проявляются закономерности разного уровня и порядка.
Закономерности первого уровня - закономерности, определяющие зависимость интенсивности конфликтных взаимодействий в организации от социальных, экономических, политических и иных факторов.
Закономерности второго уровня - закономерности личностного уровня. К ним относятся:
зависимость конфликтности в коллективе от психологического состояния неформальных лидеров;
зависимость конфликтности в коллективе от уровня сформированности психологических образований членов коллектива (знаний, навыков, умений, привычек, убеждений, мировоззрения);
зависимость конфликтности в организации от интенсивности протекания психологических процессов; зависимость конфликтности в коллективе от совершенства психологических свойств членов организации (характера, способностей, темперамента, направленности) и другие.
Закономерности третьего уровня - закономерности функционирования коллектива, включающие в себя зависимости конфликтности от следующих показателей:
уровня развитости взаимоотношений между членами социальной организации;
коллективного мнения и настроения;
устойчивости традиций, обычаев в организации; уклада жизнедеятельности;
характера и содержания труда;
возрастных особенностей членов организации и других.
Управление конфликтом в социальной организации осуществляется по общенаучным и частным принципам социологии:
политической обусловленности возникновения и развития конфликта;
объективности;
комплексности и системности;
гласности;
основного звена;
проблемной ориентации;
конечно-целевой направленности;
адресности и другим.
Точность диагностики организационных конфликтов определяется субъективными детерминантами: выбором исследователем конкретной концепции, модели, технологии, методов, средств, сил. Условия и содержание конфликта невозможно изучить всесторонне и полностью, множество его аспектов всегда недоступны исследователю.
Для эффективного социального управления разрешением конфликта необходим тщательный анализ условий, причин, изучение участников противостояния. Это позволяет точно определить цель диагностической работы, разработать комплекс конкретных задач, отобрать и обучить персонал, сосредоточить средства, выбрать эффективные методы работы, использовать соответствующую обстановке технику и методику диагностики.
Успех в разрешении конфликта во многом обусловлен выявлением:
основных противоречий;
политической, психологической направленности, принадлежности к институтам гражданского общества и участия в их деятельности конфликтующих;
интересы; правовую компетентность;
неформальных лидеров и референтных групп, являющихся инициаторами противостояния.
В этих целях следует использовать комплекс как общенаучных, так и социологических методов: беседу, различные виды опросов, социометрический, анализ документов и другие.
Для социального управления в диагностике конфликта необходим контроль над уровнем социальной напряжённости, который также измерим вышеуказанными методами.
Сутью социального механизма управления конфликтом является то, что его деятельность, проявление инициатив, стимулирование управленческих воздействий «сверху» осуществляется без участия легитимной власти. Основную роль в этом процессе играют такие социальные факты как традиции, обычаи, ценности, нормы, общественное мнение, институты гражданского общества и другое.
Социальными механизмами в управлении конфликтом следует считать как отдельные элементы социальной системы (например, общественное мнение), так и совокупность взаимосвязанных частей этой системы, обеспечивающих «давление» на административные структуры управления, активизирующие, обеспечивающие и контролирующие их функционирование.
Функции механизмов социального управления в рассматриваемой сфере могут быть разделены на два класса: защитные и социально-психологические.
К защитным следует отнести: предоставление информации персоналу о причинах и содержании конфликта; организация воздействий на источники конфликта силой общественного мнения; давление на административные силы и средства управления конфликтом с целью активизации их деятельности; контроль, оценка и коррекция деятельности пассионарных личностей и неформальных групп; проведение мероприятий, препятствующих девиантному поведению персонала организации; оказание содействия административной организации по поддержанию дисциплины в коллективе; разработка предложений по расстановке персонала организации с учетом его участия в конфликте; осуществление контроля над сохранением персонала, предъявляющего справедливые требования в конфликте и другие.