Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Ключевые факторы, воздействующие на процесс принятия управленческих решений).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общая характеристика управленческих решений
1.1 Сущность и основные принципы принятия управленческих решений
1.2 Ключевые факторы, воздействующие на процесс принятия управленческих решений
1.3 Анализ подготовки управленческого решения
Глава 2 Характеристика процесса построения модели управленческих решений
2.1 Виды моделей принятия управленческих решений
2.2 Анализ процесса построения модели управленческого решения
2.3 Общая характеристика моделей построения управленческих решений
Управленческая гипотеза - один из вариантов допустимой цели непосредственной деятельности по решению проблемы.
Субъект управления, в принципе, может выдвинуть множество обоснованных управленческих гипотез. Чем больше их будет, тем вероятнее выбор наиболее перспективной из них с помощью аналитической оценки. Безусловно, реальные возможности, особенно сроки выполнения управленческих задач и достижения определенного результата, затрудняют осуществление этого в полной мере, но, по общему правилу, следует действовать именно так. Во всяком случае, нельзя признать правильным сосредоточение внимания только на одной гипотезе, которая, как кажется, наиболее соответствует действительности. Подобная практика может привести к выдвижению субъективистской, нереальной, недостаточно обоснованной цели управления и тем самым определить неэффективность или даже так называемую негативную эффективность организации.
Приведенное общее правило требует, однако, существенного дополнения. Принципиально предполагая возможность различных управленческих гипотез, необходимо иметь в виду объективные пределы их выдвижения, которые определяются положениями законов, реальными условиями функционирования организации, мировоззренческими установками общества, профессиональным и жизненным опытом сотрудников.
Оперирование информацией - чрезвычайно ответственная стадия управленческого цикла, которая включает сбор, обработку и анализ информации. Эту стадию очень часто называют «информационно-аналитическая работа». Она является стадией оценки управленческих гипотез, именно на этой стадии гипотеза окончательно переводится в ранг цели предметной управленческой деятельности и при необходимости принимает форму и силы команды, распоряжения, приказа, нормативного акта. [17, с. 218]
Существует мнение, согласно которому отнесение данной стадии в число стадий управленческого цикла неправомерно, поскольку с оперированием информацией связан весь процесс управления в целом. Однако только предварительная осведомленность субъекта управления позволяет ему уверенно диагностировать проблемную ситуацию и проектировать будущие управленческие воздействия и преобразования.
Следует иметь в виду, что оперирование информацией может осуществляться и не с целью принятия определенного решения в какой-либо конкретный момент, а для выяснения общих тенденций практики и т. п. Однако в данном случае предполагается, что результаты всей предыдущей работы могут быть использованы при подготовке решений в будущем. Таким образом, возникает необходимость повышенного внимания к вопросам информационно-аналитической работы, ее кадрового, документационного и методического обеспечения.
Как самостоятельная стадия прогнозирования выделяется стадия будущего состояния системы. Можно, конечно, по-разному подходить к этой стадии, однако нельзя не согласиться с тем, что для выработки обоснованного эффективного управленческого решения необходимо представить будущее состояние системы и управляемого объекта, явления, процесса, который требует соответствующего прогноза. Возможно составление прогнозов для каждой из выдвинутых управленческих гипотез. В данном случае с помощью оперирования информацией оцениваются уже не сами гипотезы, а прогнозы, которые представлены в виде тех или иных аналитико-описательных документов, например, так называемых сценариев. Практика уже знает плодотворное использование в этих случаях компьютеров, но главное здесь - нацеленность руководителей и аппаратов управления на поиск лучшего из возможных решений.
После того как информация собрана, обработана и проанализирована, сформулированы выводы и задачи, проверены выдвинутые управленческие гипотезы, субъект управления переходит к разработке вариантов решения, всесторонней оценки каждого из них и выбора наилучшего в данных конкретных условиях.
Глава 2 Характеристика процесса построения модели управленческих решений
2.1 Виды моделей принятия управленческих решений
Модель это представление объекта системы или идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Другими словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и т.д. Существует ряд причин обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром:
сложность реального мира (реальный мир организации исключительно сложен и фактическое число перемены, относящихся к конкретной проблеме, значительно превосходит возможности любого человека, и постичь его можно упростив реальный мир с помощью моделирования); [14, С. 92]
экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы. Определенные эксперименты в условиях реального мира могут и должны быть выполнены. Когда фирма “Боинг” проектирует новый самолет, “Ниссан” новый автомобиль, “Ай Би Эм” - новую модель компьютера, они всегда изготавливают образец, проверяют его в реальных условиях и только потом начинают полномасштабное производство. Но прямое экспериментирование такого типа дорого стоит и требует времени. Существуют бесчисленные критические ситуации, когда требуется принять решение, но нельзя экспериментировать в реальной жизни.);
ориентация управления на будущее (невозможно наблюдать явление, которое еще не существует и может быть никогда не состоится, как и проводить прямые эксперименты. Однако многие руководители стремятся рассматривать только реальные и осязаемые, и это, в конечном счете должно выразиться в их повороте к чему-то видимому. Моделирование – единственный к настоящему времени систематизированный способ увидеть варианты будущего и определить потенциальные последствия альтернативных решений, что позволяет их объективно сравнивать.).
Прежде чем рассмотреть широко используемые современными организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей:
физическая модель (представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта или системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность. Пример: чертеж завода, его уменьшенная фактическая модель, такая физическая модель упрощает визуальное восприятие и помогает установить, сможет ли конкретное оборудование физически разместиться в пределах отведенного для него места, а также разрешить сопряженные проблемы. Автомобильные и авиационные предприятия всегда изготавливают физические уменьшенные копии новых средств передвижения, чтобы проверить определенные характеристики. Будучи точной копией, модель должна вести себя аналогично разрабатываемому новому автомобилю или самолету, но при этом стоит она много меньше настоящей);
аналоговая модель (представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но не выглядит как таковой. Пример аналоговой модели – организационная схема. Выстраивая ее, руководство в состоянии представить себе цепи прохождения команд и формальную зависимость между индивидами и деятельностью. Такая аналоговая модель явно более простой и эффективный способ восприятия и проявления сложных взаимосвязей структуры крупной организации, чем, скажем, составление перечня взаимосвязи всех работников);
математическая модель (в этой модели, называемой также символической, используются символы для описания свойств или характеристик объекта или события).
2.2 Анализ процесса построения модели управленческого решения
Построение модели является процессом. Основные этапы этого процесса – постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована. Правильная постановка задачи важнее даже, чем ее решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, из чего она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиски элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы. Далее, из того только, что руководитель осведомлен о наличии проблемы, вовсе не следует факт идентификации истинной проблемы. Руководитель обязан уметь отличать симптомы от причин. [11, С. 71]
Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели. Разработчик должен определить главную цель модели, какие выходные нормативы или информацию предполагается получить, используя модель, чтобы помочь руководству разрешить стоящую перед ним проблему. Также необходимо определить какая информация требуется для построения модели, удовлетворяющей этим целям и выдающей на выходе нужные сведения.
Проверка модели на достоверность. После построения модели ее следует проверить на достоверность. Один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному миру. Специалист по науке управления должен установить – все ли существенные компоненты реальной ситуации встроены в модель. Проверка многих моделей управления показала, что они не совершенны, поскольку не охватывают всех релевантных переменных. Естественно, чем лучше модель отражает реальный мир, тем выше ее потенциал как средство оказания помощи руководителю в принятии хорошего решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Второй аспект проверки модели связан с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью действительно, помогает руководству совладать с проблемой.
Применение модели. После проверки на достоверность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно выстроенной, пока она не принята, не понята, и не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых тревожных моментов построения.
Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешной, почти наверняка она потребует обновления. Руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна или желательны дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогичным образом, изменение во внешнем окружении – например, появление новых потребителей, поставщиков или технологий – может обесценить допущение исходную информацию, на которых основывалась модель при построении. [15, С. 76]
Как все средства и методы, модели могут привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей:
недостоверные исходные допущения (любая модель опирается на некоторые исходные допущения и предпосылки. Это могут быть поддающиеся оценке предпосылки, которые можно объективно проверить и просчитать. Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. Никто не знает наверняка, произойдет ли это действительно. Поскольку такие предпосылки являются основой модели, то точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасы, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период).
информационные ограничения (основная причина недостоверности предпосылок и других затруднений – это ограниченные возможности в получении нужной информации, которые влияют и на построение и на использование моделей. Точность моделей определяется точностью информации по проблеме. Построение модели наиболее затруднительно в условиях неопределенности. Когда необходимая информация настолько неопределенна, что ее трудно получить, исходя из критерия объективности, руководителю, возможно, целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию и помощь консультантов).
страх пользователей (модель нельзя считать эффективной, если ею не пользуются. Основная причина не использования модели заключается в том, что руководители, которым она предназначена, могут не вполне понимать получаемые с помощью модели результаты и потому боятся ее применять).
слабое использование на практике (согласно ряду исследований уровень методов моделирования в рамках науки управления превосходит уровень использования модели. Одна из причин такого положения дел – страх. Другие причины – это недостаток знаний и сопротивление переменам. Данная проблема подкрепляет желательность того, чтобы на стадии построения модели штабные специалисты привлекали к этому делу пользователей. Когда люди имеют возможность обсудить и лучше понять вопрос, метод или предполагаемое изменение, их сопротивление обычно снижается).