Файл: Понятие и виды государственных пенсий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Пенсионная система в Российской Федерации на данный момент подвергается реформе. Изменения происходят в разных сферах, но теория остаётся неизменной, поэтому для точности из использованной литературы буду указывать применяемые законы без уточнений. Понятие пенсии и пенсионной системы, а также её структуру можно узнать из учебника «Право социального обеспечения» [ Сулейманова В.Г. Право социального обеспечения / В.Г. Сулейманова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 448 ]. Пенсии делятся на государственные, негосударственные и дополнительное пенсионное обеспечение. Эти структурные элементы подробно описываются в учебнике «Право социального обеспечения» [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ]. Самый важный момент в этой системе, это конечно же, то как должны начисляться пенсии и при каких обстоятельствах. О видах государственных пенсий рассказывается в учебнике «Право социального обеспечения» [ Буянова М.О. Право социального обеспечения России / [К.Н. Гусов. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – С. 488 ].

Глава 1. Общая характеристика системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Понятие пенсионной системы и её структура

Пенсионная система – это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. [ Сулейманова В.Г. Право социального обеспечения / В.Г. Сулейманова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 448 ].

Пенсия – регулярная денежная выплата (в расчёте на месяц), которая производится в установленном законом порядке определённым категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей. [ Сулейманова В.Г. Право социального обеспечения / В.Г. Сулейманова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 448 ].

Действующая в Российской Федерации пенсионная система предполагает наличие довольно большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям. В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные. В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии устанавливаются законом. Таким образом, государственная пенсия – это пенсия установленная государством. [ Сулейманова В.Г. Право социального обеспечения / В.Г. Сулейманова. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – С. 448 ].


Представляя собой целостное образование, пенсионная система в зависимости от источников финансирования и субъектов обеспечения состоит из нескольких структурных элементов - частей, которыми являются:

  1. пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию;
  2. государственное пенсионное обеспечение;
  3. дополнительное пенсионное обеспечение.

[ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].

Каждая из частей пенсионной системы в свою очередь являются системой, состоящей из элементов, которые находятся во взаимосвязи. Элементами каждой из частей пенсионной системы выступают подсистемы:

  1. финансирование;
  2. управления;
  3. субъектов обеспечения;
  4. видов обеспечения;
  5. правовая.

[ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию.

Пенсионное обеспечение по обязательному пенсионному страхованию – часть пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление гражданам трудовых пенсий за счёт страховых взносов.

Отношения, связанные с начислением и уплатой страховых взносов в ПФР, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля над начислением и уплатой страховых взносов, регулируются Законом о страховых взносах и Законом об обязательном пенсионном страховании. [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].

Согласно ст. 22 Закона об обязательном пенсионном страховании на 2011 г. Установлены следующие тарифы страховых взносов для страхователей (лиц, производящих выплаты физическим лицам): всего 26,0 % от базы для начисления страховых взносов; на финансирование страховой части трудовой пенсии:

а) для лиц 1966 г.р. и старше – 26,0 %;

б) для лиц 1967 г.р. и моложе -20,0 %; на финансирование накопительной части трудовой пенсии для лиц 1967г.р. и моложе–6,0 %.

На 2012 – 2013гг., указанные величины составляют 22,0%, 16 и 6% соответственно. А на выплаты сверх предельной величины базы для начисления страховых взносов предусмотрены 10 %. [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ]. Кроме того, введено разделение тарифа на солидарную и индивидуальную части.

Солидарная часть тарифа в отличие от индивидуальной не влияет на показатели, определяющие размер трудовой пенсии застрахованного лица. [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].


Индивидуальная часть составляет 16 %, 10 % (формируют расчётный пенсионный капитал) и 6 % (формируют пенсионные накопления) соответственно в пределах максимальной величины базы для начисления страховых взносов. [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].

Самозанятые лица (индивидуальные предприниматели и т.д.) уплачивают взносы исходя из стоимости страхового года (произведения минимального размера оплаты труда на соответствующий тариф, увеличенного в 12 раз). [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].

Влияние некоторых нестраховых периодов (например, уход родителем за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и др.) на объём пенсионных прав граждан обеспечивается за счёт средств федерального бюджета.

Важнейшим средством обеспечения функционирования обязательного пенсионного страхования, в том числе взаимосвязи уровня обеспечения с трудовым вкладом застрахованного лица, является индивидуальный (персонифицированный) учёт. Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].

Подсистема управления:

В подсистему управления входят ПФР, его региональные отделения в субъектах РФ и управления в городах и районах. Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица.

Страхователи – это лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации, индивидуальные предприниматели, физические лица, а также индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Страховщик – ПФР.

Застрахованные лица – те, на которые распространяется обязательное пенсионное страхование. Это лица, работающие по трудовому договору, члены крестьянских (фермерских) хозяйств и др. [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654 ].

Пенсионный фонд осуществляет контроль над правильностью начисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов, ведёт учёт средств, поступающих по обязательному социальному страхованию. В обязанности ПФР входит также ведение индивидуального (персонифицированного) учёта страховых взносов, обеспечение режима ведения специальной части индивидуального лицевого счёта. Кроме того, ПФР обеспечивает своевременный учёт в соответствующих разделах специальной части индивидуального лицевого счёта поступивших страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, организацию своевременного учёта дохода от инвестирования средств обязательного пенсионного страхования. Часть полномочий страховщика в отношении средств пенсионных накоплений могут осуществлять негосударственные пенсионные фонды. [ Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].


Подсистема субъектов обеспечения.

Субъектами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являются застрахованные лица, а в предусмотренных законодательством случаях – и члены их семей. В отдельных случаях получателями пенсий за счёт средств ПФР могут быть федеральные государственные гражданские служащие, военнослужащие по контракту, а также служащие из числа работников лётно-испытательного состава. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Подсистема видов обеспечения.

Видами обеспечения по обязательному пенсионному страхованию являются трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца). К обеспечению по обязательному пенсионному страхованию относятся выплата правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, а также единовременная выплата средств пенсионных накоплений лицам не приобретшим право на трудовую пенсию по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа. Сюда же стоит отнести долю страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим, а также долю страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемую к пенсии за выслугу лет гражданам из числа работников лётно-испытательного состава. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию является социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Правовая подсистема.

Включает нормативные правовые акты о пенсионном обеспечении. Одни из них посвящены финансовым и организационным вопросам, другие – условиям возникновения права на пенсии, исчислению их размера, выплате пенсий, их перерасчёту и т.д., третьи – вопросам предоставления пенсий. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Первая группа: Закон о страховых взносах, Закон об обязательном пенсионном страховании, Закон о дополнительных страховых взносах, Федеральные законы от 1 апреля 1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования», от 24 июля 2002г. №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и др. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].


Вторая группа: Закон о трудовых пенсиях, а также часть норм Федеральных законов от 4 июня 2011 г. № 126 ФЗ «О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан» и от 30 ноября 2011 г. № 360-ФЗ «О порядке финансирования выплат за счёт средств пенсионных накоплений» [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Третья группа: Закон о трудовых пенсиях,

подзаконные акты: правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчёта размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённые постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 17/19пб.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утверждённый постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Государственное пенсионное обеспечение

Государственное пенсионное обеспечение – часть пенсионной системы, которая обеспечивает предоставление гражданам пенсий за счёт средств федерального бюджета.

Подсистема финансирования рассматриваемой части российской пенсионной системы основана на ассигнованиях из федерального бюджета РФ. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Подсистема управления.

Сюда входят федеральные органы исполнительной власти, в которых граждане проходят военную и правоохранительную службу, а также их территориальные органы. Сюда относятся Минобороны России, МВД России, ФСБ России, Минюст России, прокуратура РФ, ФТС России и др. Отдельно нужно сказать об участии органов, где проходят службу федеральные государственные гражданские служащие. Кроме того здесь действуют Минздравсоцразвития России и ПФР, а также федеральные суды и Судебный департамент при Верховном Суде РФ. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].

Подсистема субъектов обеспечения.

Включает военнослужащих по призыву и членов их семей, военнослужащих по контракту и членов их семей, сотрудников правоохранительных органов и членов их семей. Также: федеральные государственные гражданские служащие; участники ВОВ; федеральные судьи; граждане, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, члены их семей; граждане из числа космонавтов, члены их семей; граждане из числа работников лётно-испытательного состава; нетрудоспособные граждане. [Шайхатдинов В.Ш. Право социального обеспечения / В.Ш. Шайхатдинов. – М.: Издательство Юрайт, 2013. – С.654].