Файл: Адаптация персона в организациях разных типов( Понятие адаптации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ АДАПТАЦИИ НА ПРИМЕРЕ СЗБ ПАО СБЕРБАНК РОССИИ
2.1 Описание компании ПАО Сбербанк России
2.3 Характеристика результатов адаптации в СЗБ ПАО Сбербанк России
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ В СЗБ ПАО СБЕРБАНК РОССИИ
Оценка адаптационной программы производится специалистом УРП не менее 1 раза в год.
Если в результате оценки набранный балл равен или превышает 8, то программа адаптации разработана в полной мере, от 6 до 7- адаптационная программа требует доработок, менее 6 – адаптационная программа не отвечает современным требованиям.
Данные о критериях оценки адаптационной программы представлены в табл. 3.1
Таблица 3.1 - Оценка адаптационной программы
Критерий |
Описание |
Дифференциация мероприятий ПА в зависимости от типа адаптации |
0 - ПА включает только общие мероприятия |
Распределение ролей и ответственности субъектов адаптации |
0 - Функция адаптации новых сотрудников ни за кем не закреплена. |
Информационное сопровождение |
0 - Должностная инструкция, положение о подразделении, правила внутреннего трудового распорядка. |
Бюджетирование |
0 - В организации не выделяются средства на адаптацию персонала. |
Корректировка ПА |
0 - ПА принята более 3 лет назад, корректировки не вносятся |
Общий балл |
В результате проведения данной оценки эксперт получает сведения о качестве адаптационной программы. Преимущество данного типа оценки заключается в демонстрации слабых и сильных сторон программы согласно определенным критериям. В случае нахождения проблемных зон адаптационной программы эксперт может подать заявление на ее корректировку, что позволит избежать в дальнейшем многих проблем из-за содержательной части всего адаптационного процесса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Адаптация персонала – это сложный и трудоёмкий процесс взаимного приспособления нового сотрудника и организации, зависящий от множества различных факторов. Сотруднику необходимо адаптироваться к профессиональным, организационным, экономическим, социальным, психофизиологическим и санитарно-гигиеническим условиям, которые могут значительно отличаться от привычных ему условий деятельности. Для организации важно сократить срок такого приспособления, чтобы получить требуемые от сотрудника показатели эффективности деятельности за минимальный период времени. По этой причине процесс адаптации является очень важным и требует особого внимания в системе HR-менеджмента любой компании, особенно, с большим штатом сотрудников.
Чтобы максимально рационально выстроить процесс адаптации и в иметь возможность совершенствовать те или иные элементы, важно понимать сильные и слабые стороны существующей программы адаптации. С этой целью компании должны разрабатывать корректную систему оценки эффективности адаптационной программы.
Проведенное исследование программы адаптации и способах ее оценки в СЗБ ПАО Сбербанк России, показало, что даже в такой крупной компании, где уделяется большое внимание персоналу, отсутствует единая интегральная модель оценки адаптации персонала. В связи с этим в третьей части работы представлены рекомендации по разработке технологии оценки адаптационных программ.
Во-первых, предлагается разбить оценку на три основных блока:
- оценка непосредственно Программы адаптации;
- оценка субъектов адаптации;
- оценка адаптированности сотрудников.
Во-вторых, рекомендуется проводить оценку адаптированности сотрудников, используя как объективные, так и субъективные критерии.
В-третьих, предлагается классифицировать критерии оценки адаптированности по видам адаптации.
Предлагаемая технология оценки адаптационного процесса позволит в дальнейшем повысить уровень качества адаптации сотрудников, выявить слабые места в адаптации и впоследствии укрепить их. Таким образом, предлагаемый способ оценки позволит увеличить коэффициент возврата на инвестиции в персонал, сократив издержки организации на адаптацию сотрудников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Инструкция ЦБР от 23 июля 1998 г. N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" // Вестник Банка России. - 12 августа 1998 г. - №55.
- Абунавас Х. А., Берестнева О. Г. Модели и алгоритмы адаптации субъектов профессиональной деятельности к условиям производственной среды //Известия Томского политехнического университета. – 2009. – Т. 314. – №. 5. – С. 216-220.
- Артамонова Л.Н. Организационный стресс у сотрудников банка / Л.Н. Артамонова, А.Б. Леонова // Вестник Московского университета [Текст]: Сер. 14, Психология. – №1. – 2009. – С. 39–52.
- Белоусова Е. Ю. Развитие системы управления персоналом на основе мотивации и адаптации новых сотрудников // Актуальные проблемы управления стимулированием инновационной активности и повышением финансовой грамотности молодежной бизнес-среды кадров. – 2015. – С. 139.
- Бондаренко В. В. Социальная адаптация персонала банковской сферы: теоретико-методологические основы исследования //Известия Пензенского государственного педагогического университета им. ВГ Белинского. – 2012. – №. 28.- С.222-226
- Вахрушева М. О., Магомедов Г. Д., Кахриманова Д. Г. Текучесть кадров и пути оптимизации процессов социально-производственной адаптации работников в организации //современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. – 2015. – №. 3 (16).
- Веселков А. Ф. Оценка профессиональных личностных качеств банковских руководителей и специалистов // Банковское дело. 2011. - N 6. - С. 64-69
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: пособие по кадровой работе. – М.: Норма, 2003. – 992 с.
- Вучкович-Стадник А. Оценка персонала. Четкий алгоритм действий и качественные практические решения. – М.:Litres, 2014.444 с.
- Дикая Л. Г. и др. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы. – М.:ИНФОР-М,2007. 543 с.
- Дмитриева М. А. Психологические факторы профессиональной адаптации //ББК 88 П 86. – 2007. – С. 723.
- Душин В. И. К вопросу о сущности и видах адаптации персонала to the question of adaptation and the species of staff //ББК 65.05 И 66. – 2014. – С. 68.
- Кайдас Э. Почему новички уходят, или как построить эффективную систему адаптации // Управление персоналом. 2005. № 23. С.21-27
- Каримов а. А. Адаптация в системе управления персоналом и ее виды //ббк 32.81 утверждено к печати. – 2014. – Т. 19. – С. 220.
- Кибанов А. Я. Основы управления персоналом. М.: ИНФРА-М, 2012 г. 300 с.
- Кобцева Е. Н. Адаптация персонала: классификация видов и показатели //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2008. – №. 1. – С. 100-104.
- Ковалев С. В. Управление качеством работы персонала //М.: Альфа-Пресс. – 2009. 384 с.
- Козлова Л. А. и др. Технологии поиска, отбора и адаптации персонала в компании //Библиотека персонал-технологий. – 2005.-С.65
- Котова Т. В. Программа адаптации квалифицированного персонала: опыт разработки //Управление персоналом. – 2009. – №. 10. – С. 42-44.
- Кузнецов П.С. Адаптация как функция развития личности. Саратов, 2011.- Саратов: Изд-во СГУ, 2009. 472 с.
- Кузьминова Т.В. Система менеджмента качества и управление персоналом // Образование — путь к успеху. Международный форум "YEES 2012": Сборник научных трудов / Редколл. Бубнов Г.Г., Плужник Е.В., Солдаткин В.И. / Отв. ред. В.И. Солдаткин. — М.: МТИ "ВТУ", 2012. — 264 с.
- Куроленкина Н. Е. Адаптация персонала: ее роль в компании //Управление человеческим потенциалом. – 2007. – №. 3. – С. 204-210.
- Логинов Д. М., Авраамова Е. М. Социально-экономическая адаптация: ресурсы и возможности //Общественные науки и современность. – 2002. – №. 5. – С. 24-34.
- Макарычев А. А., Егорова Л. С. Уровни профессиональной адаптивности личности //Современные исследования социальных проблем. – 2011. – Т. 8. – №. 4.-С.17-26.
- Мартышкин Р. Адаптация молодых специалистов в организации: факторы влияния, критерии и показатели / Р. Мартышкин // Кадровик [Текст]: Научно‐практический журнал. – №3. – 2013. – С. 118–122.
- Минева О. Специфические нематериальные мотивы труда персонала коммерческого банка / О. Минева, Р. Садрутдинов // Кадровик [Текст]: Научно‐прак- тический журнал. – №5. – 2011. – С. 127–130.
- Муравлева Е. Ю., Целютина Т. В. Методы управления адаптацией персонала в условиях преодоления последствий кризиса //Проблемы современной науки и образования. – 2015. – №. 5 (35).
- Павлова М. Ю., Преображенский А. П. Проблемы адаптации специалистов //Современные исследования социальных проблем. – 2012. – №. 4. – С. 70-73.
- Слепцова Е. В. Роль адаптации работников в системе развития персонала устойчивого развития. – 2014. – С. 212.
- Шкурихина О. А. Адаптация персонала высшего и среднего звена: этапы процесса //Управление человеческим потенциалом. – 2007. – Т. 3. – С. 234-249.
- Солоусова К. В. Реализация комплексного подхода к управлению адаптацией персонала организации //Вестник Омского университета. Серия «Экономика». – 2010. – №. 2.(35-37)
- Станкин, М. Легко ли быть новеньким? [Текст] / М. Станкин // Охрана труда и социальное страхование. 2009. - № 9.- С. 5051.
- Титова С. В. Методика оценки адаптации персонала в организации //В мире научных открытий. – 2015. – №. 11.13. – С. 5429-5435.
- Четыркина Н. Ю. Концептуальные аспекты взаимосвязи кадровой политики и стратегии развития организации //Теория и практика общественного развития. – 2012. – №. 9.
- Шапиро С. А., Шатаева О. В. Основы управления персоналом в современных организациях. – М. : ГроссМедиа, 2009.- 444 c.
- Шевченко Т. В. Нестандартные методы оценки персонала //М.: Ай Пи Эр Медиа. – 2010.- 128 с.
- Щетинин В. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки / В. Щетинин // МЭиМО. 2001. - №12. с.42-49.
- Armstrong M., Taylor S. Armstrong's handbook of human resource management practice. – Kogan Page Publishers, 2014.
- Bowen D. E., Ostroff C. Understanding HRM–firm performance linkages: The role of the “strength” of the HRM system //Academy of management review. – 2004. – Т. 29. – №. 2. – P. 203-221.
- Chakrabarty K. C. Human resource management in banks–need for a new perspective //RBI Bulletin. – 2012. – Т. 7. – P. 1285-1290.
- De Saá Pérez P., Falcón J. M. G. The influence of human resource management in savings bank performance //The Service Industries Journal. – 2004. – Т. 24. – №. 2. – P. 51-66.
- Gjersing L., Caplehorn J. R. M., Clausen T. Cross-cultural adaptation of research instruments: language, setting, time and statistical considerations //BMC medical research methodology. – 2010. – Т. 10. – №. 1. – P. 13.
- Greenberg J., Colquitt J. A. (ed.). Handbook of organizational justice. – Psychology Press, 2013.
- Guest D. E. Human resource management and performance: still searching for some answers // Human Resource Management Journal. – 2011. – Т. 21. – №. 1. – P. 3-13.
- Fox-Wolfgramm S. J., Boal K. B., James G.(Jerry) Hunt. Organizational adaptation to institutional change: A comparative study of first-order change in prospector and defender banks //Administrative Science Quarterly. – 1998. – P. 87-126.
- Elkarmi F. et al. A novel methodology for project assessment and evaluation //Journal of Service Science and Management. – 2011. – Т. 4. – №. 03. – P. 261.
- Kehoe R. R., Wright P. M. The impact of high-performance human resource practices on employees’ attitudes and behaviors //Journal of Management. – 2013. – Т. 39. – №. 2. – P. 366-391.
- Lengnick-Hall C. A., Beck T. E., Lengnick-Hall M. L. Developing a capacity for organizational resilience through strategic human resource management //Human Resource Management Review. – 2011. – Т. 21. – №. 3. – P. 243-255.
- Meredith J. R., Mantel Jr S. J. Project management: a managerial approach // John Wiley & Sons.- 2011.- №3.- P.17-34
- Mosley J. E., Maronick M. P., Katz H. How organizational characteristics affect the adaptive tactics used by human service nonprofit managers confronting financial uncertainty // Nonprofit Management and Leadership. – 2012. – Т. 22. – №. 3. – P. 281-303.
- Peeters C., Massini S., Lewin A. Y. Sources of variation in the efficiency of adopting management innovation: the role of absorptive capacity routines, Managerial Attention and Organizational Legitimacy //Organization Studies. – 2014. – Т. 35. – №. 9. – P. 1343-1371.
- Ondrack D. Strategic issues in international human resource management //Die Personalfunktion der Unternehmung im Spannungsfeld von Humanität und wirtschaftlicher Rationalität. – Physica-Verlag HD, 2011. – P. 275-293.
- Rao P. S. Essentials of human resource management and industrial relations: Text, Cases and Games. – Himalaya Publishing House, 2010.
- Regini M., Kitay J., Baethge M. (ed.). From tellers to sellers: changing employment relations in banks. – MIT Press, 1999.
- Saari L. M., Judge T. A. Employee attitudes and job satisfaction //Human Resource Management. – 2004. – Т. 43. – №. 4. – P. 395-407.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Показатели эффективности и область их влияния
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Критерии субъективной оценки 1го этапа
Вид адаптации |
Критерии субъективной оценки |
Описание |
Балл |
Профессиональная |
Уровень удовлетворенности своими профессиональными навыками |
0 - уровень мои профессиональных навыков не соответствует занимаемой должности, я испытваю сложность в выполнении поставленных передо мной задач |
|
Уровень применения полученных навыков на практике |
0 - я имею теоретические знания, но затрудняюсь в применении их на практике |
||
Суммарная оценка |
|||
Организационно- |
Степень осведомленности об организации |
0 - я ознакомлен с должностной инструкцией, имею информацию о подразделении, в котором работаю, знаю основные цели компании и ее миссию; |
|
Степень понимания своих задач |
0 - я испытываю сложность в понимания многих задач, не имею целостного представления о роли моей должности в деятельности компании; |
||
Суммарная оценка |
|||
Социально-психологическая |
Уровень удовлетворенности психологическим климатом в организации |
0 - я испытываю сложности в общении с коллективом, предпочитаю решать все задачи сам, не обращаясь за помощью, избегаю совместных мероприятий; |
|
Степень принятия ценностей организации, ее традиций и других норм корпоративной культуры |
0 - ценнссти компании частично совпадают с моими, мне нравятся далеко не все традиции, принятые в организации, я бы изменил многие элементы корпоративной культуры; |
||
Суммарная оценка |
|||
Психофизиологическая |
Самочувствие и настроение на рабочем месте |
0 - на рабочем месте часто испытываю усталость и раздражение спустя несколько часов работы; |
|
Степень эргономики рабочего места |
0 - на рабочем месте чувствую себя не всегда комфортно, не хватает дополнительных удобств (в процессе работы устает спина, глаза, руки и т.д.); |
||
Суммарная оценка |
|||
Экономическая |
Удовлетворенность заработной платой |
0 - абсолютно недоволен уровнем заработной платы и/или дополнительным премированием; |
|
Удовлетворенность материальным сопровождением |
0 - не удовлетворен(а) |
||
Суммарная оценка |
|||
Санитарно-гигиеническая |
Удовлетворенность рабочим местом |
0 - я не удовлетворен(а) предоставленным рабочим местом |
|
Удволетворенность рабочей средой |
0 - я не удовлетворен(а) состоянием предоставленного оборудования, мебели и т.д. |
||
Суммарная оценка |
Суммарная оценка |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3Анкета для руководителей доп. офисов
- Ваша должность
- Место работы (Номер доп. офиса)
- Как вы считаете, какова разница в количестве ошибок, совершаемых сотрудниками, проработавшими менее года и сотрудниками, имеющими опыт работы более 1 года?
- Сколько ошибок в ведении документов, на ваш взгляд, совершают новички за месяц?
- Сколько времени требуется, чтобы обнаружить и исправить эти ошибки?
- Какое количество ошибок, связанных с несоблюдением ПСС, допускают адаптанты в течение месяца?
- Сколько ошибок в Email переписке (имеются в виду ошибки, ведущие к потерям) допускают новые сотрудники в течение месяца?
- Сколько времени требуется, чтобы обнаружить и исправить эти ошибки?
- Какое количество клиентских сессий за месяц не закрывается адаптантами?
ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Положение о конфиденциальности информации
ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ КОММЕРЧЕСКУЮ ТАЙНУ СБЕРБАНКА РОССИИ
(Приложение № 1 к ПОЛОЖЕНИЮ О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ СБЕРБАНКА РОССИИ)
1. Сведения о клиентах и деловых партнерах Банка, о частных и юридических лицах - акционерах банка.
2. Сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов и корреспондентов Банка.
3. Условия заключаемых и заключенных кредитных договоров, размеры кредитов, результаты анализа платежеспособности клиентов.
4. Сведения о: а) фактах, ходе, предметах и результатах ведения коммерческих переговоров (в том числе с зарубежными партнерами);
б) о формах, содержании и условиях заключаемых коммерческих сделок и договоров.
5. Маркетинговая деятельность (результаты финансово-экономических анализов и прогнозов).
6. Предметы и цели совещаний и заседаний, проводимых в Банке.
7. Материалы ревизий и проверок деятельности Банка.
8. Сведения о применяемых банковских технологиях и оборудовании, о внедрении новых и модернизации ранее известных технологий и оборудования.
9. Базы данных, внутренние нормативные документы, компьютерные программы, коды, процедуры доступа к информационным ресурсам.
10. Сведения об организации системы защиты информационных технологий, о применяемых в Банке аппаратных и программных средствах защиты информации в автоматизированных системах, о ключевой информации, порядке ее генерации, учета, хранения, рассылки и обновления в Банке.
11. Сведения, характеризующие фактическое и планируемое экономическое состояние Банка, его платежеспособность.