Файл: Сравнительный анализ теорий конкуренции (Стратегия предприятия как основа стратегического планирования).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стратегия предприятия как основа стратегического планирования
1.1 Сущность стратегии предприятия
1.2. Типы стратегий предприятия
1.3. Процесс формирования стратегии предприятия
2. Разработка конкурентной стратегии предприятия
2.1. Сущность и классификация конкурентных стратегий предприятий
Безусловно, данная стратегия имеет преимущества, но существуют и риски, которых немало:
1)методы и технологии легко скопировать. Их могут применить конкуренты, имеющие, возможно, стратегически более гибкую систему процесса планирования;
2)конкуренты, предлагающие более широкий ассортимент продукции, могут искусственно занижать цены в более широком сегменте. Это нивелирует отличия специализированных товаров;
3)способность конкурентов более детально сегментировать рынок. Привлекательность рыночного сегмента ведет к тому, что увеличивается число конкурентов. В связи с этим снижается рентабельность;
4)из-за излишней специализации растут производственные издержки, товары, направленные на узкий круг лиц, не в силе выдержать конкуренцию; Стратегия реализуема не во всех рынках и не при любых рыночных условиях. Для того, чтобы действовала возможность реализации стратегии фокусирования, положение на рынке на какой-либо промежуток времени должно соответствовать следующим условиям:
- Существование разнообразия спроса из-за большого количества потребителей.
- В широком рыночном сегменте имеются сферы, где применяется узкая специализация;
- Рыночная ниша, которая становится объектом фокусирования, может гарантировать необходимый сбыт продукции при достаточной рентабельности;
- фирма ставит целью становление глобальным игроком на рынке, но из-за ограниченности ресурсов, предпочитает сконцентрировать внимание потребителей на узкой рыночной нише.
Рассматривают две основные формы реализации стратегии фокусирования: на издержках и на дифференциации.
а) смысл фокусирования на издержках состоит в том, что компания, действующая в узком сегменте продукции, стремится заполучить конкурентные преимущества благодаря максимальному снижению стоимости всех видов затрат. Компания, избравшая в качестве первоочередной стратегию фокусирования на издержках, обращала основное внимание на оптимизацию расходов при производстве продукции одной, узкой ниши.
б) Фокусирование на дифференциации предусматривает стремление производителя получить прибыль благодаря реализации продукции, ориентированной на разные группы потребителей в пределах одного сегмента. Дифференциация обычно не рассчитывает выход за рамки заранее определённого ценового сегмента.
Фирмы, фокусирующие интерес и ресурсы на удовлетворении потребностей определенных групп потребителей, получают серьезные конкурентные преимущества, которые чаще всего не распространяются за пределы выбранного сегмента.
Использование фокусирования не может гарантировать достижения огромной прибыли и показателей эффективности, которые будут заметно выше результатов конкурентов. Но основательное использование стратегий дифференциации и сокращения издержек имеют шанс дать отличные результаты. Например, конкуренты, ориентированные на широкий сегмент, не прикладывают достаточных стараний для удовлетворения отдельных групп потребителей, но при этом непродуктивно используя ресурсы. Фокусирование товара на группе неудовлетворённых покупателей часто могут дать положительные результаты при минимуме расходов на рекламу. Часто компании практикуют не одну стратегию фокусирования, а несколько. Они направлены по отношению к различным товарам, рассчитанных для разных целевых аудиторий. Большая часть рыночных сегментов позволяет выделить из них отдельные группы потребителей, имеющих разные требования к товарам, различные потребности в сервисе и в маркетинге. При этом процесс реализации стратегии фокусирования сопряжен с риском имитации со стороны конкурентов. В связи с этим необходимо создавать механизмы, которые помогут защититься от их действий. В первую очередь, речь идёт о патентной защите технологий и изобретений.
Следовательно, компания, проводящая стратегию фокусирования, сосредоточивает направления деятельности на удовлетворении конкретной группы потребителей, на заведомо ограниченном ассортименте продуктов или на рынке определенного географического региона. Рассматриваемая стратегия в основном реализуется малыми и средними предприятиями. Существует немало рисков при использовании стратегий такого типа. Но продуктивное ее использование может дать немало преимуществ перед конкурентами.
Заключение
Стратегия предприятия представляет собой обобщенную модель действий, совокупность перспективных планов и задач для достижения поставленных целей. В условиях тесной конкуренции и быстроменяющихся условиях на рынке необходимо не только концентрировать интерес на внутреннем состоянии дел предприятия, но и разрабатывать долгосрочную стратегию. Общепризнанного определения стратегии не существует, так как достаточно сложно дать ей категоричное определение из-за того, что данное понятие многогранно. Теория и практика бизнеса разработали внушительное количество стратегических подходов ведения дела. Это многообразие обусловлено конкретными условиями, в которых осуществляется бизнес, внешними и внутренними факторами, тенденциями в отрасли, где происходит деятельность, характером поставленных целей бизнеса и рядом иных факторов.
Выделяют следующие типы стратегий: корпоративную, деловую, функциональную. Корпоративная стратегия представляет собой программу долгосрочных действий, которые совершаются для того чтобы достигнуть корпоративных планов и целей. Она охватывает решения, утверждаемые руководством на высшем уровне. Дeлoвой тип стратегии описывает oбoбщенную систему определенных решений, нeoбxoдимыx для дocтижeния цeлeй благодаря кoopдинaции и pacпpeдeлeнию pecypcoв предприятия. Функциональная стратегия показывает конкретные пути достижения специфических целей фирмы, которые стоят перед отдельными подразделениями. Три данных типа располагаются иерархично, где на высшей ступени располагается корпоративная, состоящая нескольких деловых и функциональных стратегий. Формирование каждого из типов стратегий состоит из ряда этапов. За реализацию каждой стратегии назначаются ответственные лица.
Значение формирования стратегии, которая позволила бы предприятию сохранить конкурентоспособность в долгосрочном периоде, чрезвычайно велико. Процесс разработки стратегии развития организации состоит из следующих этапов:
1) определение миссии организации, ее предназначение, а также социально-экономической роли;
2) формулировка стратегических целей предприятия;
3) анализ внешней среды;
4) анализ внутренних возможностей фирмы, ее слабых и сильных сторон;
5) разработка и анализ возможных вариантов стратегий, и выбор стратегии;
6) реализация стратегии;
7) стратегический контроль и оценка стратегии.
Каждый этап формирования стратегии крайне важен. Если все добросовестно соблюдать, то можно надеяться на желаемый результат. На каждой стадии необходимо проводить необходимый анализ и экспертизу разработки стратегии.
Конкурентные стратегии предприятия – это долгосрочные направления функционирования предприятия, характеризующие определенные методы получения, распределения, использования ресурсов с целью получения конкурентных преимуществ предлагаемых товаров и услуг. В новейшей экономической литературе приводится исчерпывающая систематизация стратегий в зависимости от классификационного признака. Среди них: стадии «жизненного цикла» фирмы, характер развитии предприятия, основные характеристики продукта и сферы распространения этого продукта. Конкурентные стратегии делят в зависимости от поведения фирмы на рынке. Выделяют пять вариантов подходов к формированию стратегии конкуренции и типовые поведенческие стратегии. Существуют и другие классификации конкурентных стратегий. Различные источники предлагают разные варианты классификаций.
Стратегия лидерства в издержках- это стратегия, обращенная на успех в получении конкурентных преимуществ из-за низких затрат на отдельные элементы товаров или услуг и уменьшенной себестоимости по сравнению с основными конкурентами. Реализация конкурентных преимуществ благодаря низким издержкам возможна при действии ряда условий. Предприятие, благополучно воплотившее в реальность стратегию лидерства по издержкам, занимает на рынке место, позволяющее устанавливать и контролировать цены, блокировать появление предприятий-конкурентов либо товаров-конкурентов, а также обретает защиту от ценовой политики поставщиков, потому что имеет возможность позволить себе более высокую цену закупок из-за экономии в иных отраслях.
Конкурентная стратегия дифференциации это стратегия, допускающая создание такого товара или услуги, которые стали бы уникальными в своей отрасли и вызвали бы заинтересованность у покупателей. Дифференциация применяется в различных направлениях, и фирма действует по нескольким направлениям. Существует немало удачных примеров реализации данной стратегии как в нашей стране, так и за рубежом.
Компания, проводящая стратегию фокусирования, сосредоточивает направления деятельности на удовлетворении конкретной группы потребителей, на заведомо ограниченном ассортименте продуктов или на рынке определенного географического региона. Рассматриваемая стратегия в основном реализуется малыми и средними предприятиями. Существует немало рисков при использовании стратегий такого типа. Но продуктивное ее использование может дать немало преимуществ между конкурентами.
Конкурентных стратегий существует большое количество. Каждая из них имеет свои плюсы и минусы. И от того, какую стратегию будет использовать руководство, зависит дальнейшее функционирование предприятия.
Список использованной литературы:
- Андреев В. А., Баронин С. А., Савинов И. О., Толстых Ю. О. - М.: Конкурентные рынки оптовой и розничной электроэнергии в России: Монография. НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 261 с
- Башкатова Ю.И. Решетько Н.И. Разработка конкурентной стратегии развития на основе сбалансированной системы показателей и классических моделей стратегического менеджмента предприятия. Науковедение,2014. №. 2.
- Васильева Н. А., Матеуш Т. А., Миронов М. Г.. Экономика предприятия : конспект лекций — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 191 с.
- Годин А.М. Маркетинг: Учебник для бакалавров.- М.: Дашков и К, 2013. - 656 с
- Грибов В.Д., Грузинов В.П. . Экономика предприятия: Учебник. Практикум - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 448 с.
- Грушенко В.И.. Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
- Дежкина И.П, Поташева Г.А. Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка (методы формирования и оценки): Учеб. пос. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 122 с
- Зайцева Л.Г, Соколова М. И.. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, — 2012. 576 с.
- Круглик.В.М. Конкурентоспособность предприятия (фирмы): Уч.пос; - М.: НИЦ ИНФРА-М; Мн.: Нов. знание, 2013. - 285 с.
- Кузьмина Н.М, Толстякова О.В.. Формирование организационной стратегии управления кадровым потенциалом: компетентностный подход: Монография - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 94 с.
- Решетько Н.И. Экспертная оценка конкурентоспособности и конкурентной стратегии предпринимательских структур. Науковедение, 2014. № 2.
- Сироткин С.С, Кельчевская Н.Р. Стратегический менеджмент на предприятии: Учебное пособие - М.: НИЦ ИНФРА-М; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 246 с
- Трещевский В.Ю, Вертакова Ю.В. и др.; Экономика и организация производства: Учебник. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 381 с
- Тумин В.М, Антонов Г.Д, Иванова О.П.. Стратегическое управление организацией: Учебное пособие - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 239 с.
- Харченко В.М. Стратегический менеджмент учебник - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. – 251с.
- Янковская В.В. Планирование на предприятии: Учебник - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 425 с.
Электронные ресурсы
1) Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации)[Электронный ресурс] : Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с.
2) Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.С. Головачев. - Минск: Выш. шк., 2012. – 319 с.:
3) Сайт: ИП.Информ. ру. Все про индивидуальное предпринимательство и про этапы развития бизнеса http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/konkurentnaya-strategiya-differenciacii-i-ee-primenenie.html
4) Сайт: экономическая библиотека. Типы стратегий: корпоративная деловая и функциональная http://econom-lib.ru/2-10.php
5) справочник для экономистов. Стратегия и разработка стратегии. http://www.catback.ru/articles/theory/strman/strategy.htm
6) Сайт: корпоративный менеджмент. О классификациях стратегий компаний http://www.cfin.ru/management/strategy/concepts/classification.shtml
-
Экономика предприятия : конспект лекций / Н. А. Васильева, Т. А. Матеуш, М. Г. Миронов. — М. : Издательство Юрайт, 2011. — 191 с. ↑
-
Стратегический менеджмент на предприятии: Учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская - М.: НИЦ ИНФРА-М; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 246 с ↑
-
Стратегический менеджмент на предприятии: Учебное пособие / С.А. Сироткин, Н.Р. Кельчевская - М.: НИЦ ИНФРА-М; Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2014. - 246 с ↑
-
Зайцева Л.Г, Соколова М. И.. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, — 2012. 576 с. ↑
-
Экономика предприятия: Учебник. Практикум / В.Д. Грибов, В.П. Грузинов. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: КУРС: НИЦ Инфра-М, 2013. - 448 с ↑
-
Инновационный потенциал хозяйственной системы и его оценка (методы формирования и оценки): Учеб. пос. / И.П.Дежкина, Г.А.Поташева - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014 - 122 с. ↑
-
Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О. В. Баскакова, Л. Ф. Сейко. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с. ↑
-
Формирование организационной стратегии управления кадровым потенциалом: компетентностный подход: Монография/Н.М.Кузьмина, О.В.Толстякова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 94 с ↑
-
Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации) : Учебник /. - М.: Дашков и К, 2013. - 372 с. ↑
-
Стратегии управления компаниями. От теории к практической разработке и реализации: Учебное пособие / В.И. Грушенко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 336 с ↑
-
Годин, А. М. Маркетинг : Учебник для бакалавров /. - М.: Дашков и К, 2013. - 656 с. ↑
-
Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / В.М. Тумин, Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 239 с ↑
-
Зайцева Л.Г, Соколова М. И.. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов — М: Банки и биржи, ЮНИТИ, — 2012. 576 с. ↑
-
Формирование организационной стратегии управления кадровым потенциалом: компетентностный подход: Монография/Н.М.Кузьмина, О.В.Толстякова - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 94 с ↑
-
Головачев, А.С. Конкурентоспособность организации [Электронный ресурс] : учеб. пособие / А.С. Головачев. -: Выш. шк., 2012. – 319 с. ↑
-
ИП.Информ. ру. Все про индивидуальное предпринимательство и про этапы развития бизнеса
http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/konkurentnaya-strategiya-differenciacii-i-ee-primenenie.html ↑
-
Экономика и организация производства: Учеб. / Ю.И.Трещевский, Ю.В.Вертакова и др.; Под ред. Ю.И.Трещевского и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 381с. ↑
-
ИП.Информ. ру. Все про индивидуальное предпринимательство и про этапы развития бизнеса
http://ipinform.ru/razvitie-biznesa/strategii/konkurentnaya-strategiya-differenciacii-i-ee-primenenie.html ↑
-
Харченко, В. Л. Стратегический менеджмент [Электронный ресурс] : учебник / В. Л. Харченко. - М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012. ↑
-
Стратегическое управление организацией: Учебное пособие / В.М. Тумин, Г.Д. Антонов, О.П. Иванова. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 239 с.: 60x90 1/16. ↑