Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности (Понятие внешнеэкономической деятельности и методы ее регулирования в Российской Федерации).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие внешнеэкономической деятельности и методы ее регулирования в Российской Федерации
1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России
Глава 2. Пути развития правового регулирования внешнеэкономической деятельности в России
Введение
Актуальность. Отмена государственной монополии внешней торговли в России в начале 90-х гг. двадцатого века, разрешение предприятиям независимо от организационно-правовых форм выходить на внешний рынок принципиально изменили масштабы внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и одновременно повлекли за собой ряд сложных проблем.
Интерес к внешнеэкономической деятельности возник у российских промышленных предприятий после её либерализации, а также в связи со снижением платежеспособного спроса на внутренних рынках. Последняя причина явилась главной для многих российских предприятий, поскольку им грозило сворачивание производства с последующим ростом издержек и утратой ценовой конкурентоспособности (иногда единственного преимущества). Поиск новых рынков сбыта за рубежом был одной из немногочисленных альтернатив в сложившейся ситуации. В настоящее время ситуация в определённой степени изменилась, так как Россия неотъемлемым элементом мировой экономики. Процессы глобализации мировой экономики, перспективы вхождения России в ВТО настойчиво требуют поиска новых организационно-экономических инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности российских предприятий.
Цель работы – исследование особенностей правового регулирования внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Задачи работы:
- исследовать понятие внешнеэкономической деятельности и методы ее регулирования в Российской Федерации;
- рассмотреть правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России;
- исследовать систему органов власти, участвующих в управлении ВЭД РФ;
- рассмотреть пути развития регулирования ВЭД в России.
Объект исследования – внешнеэкономическая деятельность.
Предмет исследования: правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации.
Научно-методическая основа работы: нормативно-законодательные акты; учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, Интернет.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Глава 1. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности
1.1. Понятие внешнеэкономической деятельности и методы ее регулирования в Российской Федерации
Интернационализация мировой экономики, расширение границ международного экономического сотрудничества приводит к ускорению интеграционных процессов в мире. В это связи возрастает и роль внешнеэкономической деятельности стран.
К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся: внешнеторговая деятельность; международное разделение труда; производственная специализация и кооперация; валютные и финансово-кредитные операции; отношения, возникающие с международными организациями[1].
Международное движение товаров, работ, услуг, капиталов, технологий является существенным фактором экономического развития страны, что приводит к повышению эффективности общественного производства, улучшению качества использования производственных ресурсов в стране[2]. Кроме того, ускоренное развитие мирохозяйственных связей сопровождается возникновением ряда проблем и требует повышение роли и совершенствования функций государственного регулирования внешнеэкономической деятельности[3]. В это связи возрастает значимость государственной политики в области регулирования внешнеторговых отношений. Экономика стран интенсивно развивается и совершенствуется, что заставляет страны регулярно переоценивать и изменять цели, задачи и способы государственного воздействия на внешнюю торговлю[4].
Необходимо заметить, что вопросы стимулирования экономического развития, осуществления государственной внешнеторговой политики имеют в настоящее время актуальное и научно-практическое значение[5].
Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности (ВЭД) осуществляется специальными государственными учреждениями и включает систему мер, законодательного, исполнительного и контролирующего воздействие в целях обеспечения эффективного внешнеэкономического развития, стимулирования развития экспорта и импорта, а также повышения притока иностранного капитала[6].
Государственное регулирование ВЭД включает следующие составляющие: сущность, конкретные направления, формы и масштабы государственного вмешательства в эту сферу, которые определяются характером и остротой мирохозяйственных проблем России[7].
Основными целями регулирования ВЭД России в настоящее время являются:
1.оказание необходимой поддержки отечественным предприятиям для их обеспечения современными машинами, оборудованием, технологиями, минерально-сырьевыми ресурсами;
2. поддержание и усовершенствование торгово-политического сотрудничества с зарубежными странами; расширение участия России в интеграционных процессах;
3. долгосрочное урегулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях со странами-кредиторами, международными организациями и должниками России;
4. обеспечение эффективной валютной, таможенной, миграционной защиты внешнеэкономических интересов Российской Федерации[8].
В России можно выделить следующие направления внешнеторговой политики: ориентация преимущественно на экспорт, ориентация преимущественно на импорта. В настоящее время наиболее эффективным направлением интеграции России в мировую экономику является ориентация на активный рост экспорта.
Используемые государством методы регулирования внешнеторговой деятельности представлены на рисунке 1.
Тарифные методы регулирования предполагает применение таможенного тарифа и таможенных пошлин[9]. Таможенный тариф представляет собой свод ставок таможенных пошлин, которые применяются к различным товарам, пересекающим таможенную границу страны. Таможенные тарифы можно подразделить на импортные и экспортные[10]. Содержание импортного тарифа – это его товарный перечень (номенклатура), методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров и взимание пошлин, правила определения страны происхождения товара, пределы полномочий органов исполнительной власти[11].
Рисунок 1 – Методы государственного регулирования
внешнеэкономической деятельности[12]
Экспортный таможенный тариф направлен на регулирование экспорта товаров. Экспортный тариф применяют отдельные страны, обладающие особыми природно-климатическими особенностями, природными ресурсами и достаточно устойчивыми позициями на мировых рынках. Экспортные пошлины, как правило, способны повышать экспортные цены без ущерба для размера вывоза и служить источником получения государством дополнительных валютных поступлений[13]. Экспортные пошлины применяются государством в целях получения дополнительных доходов в инвалюте, а также как средство ограничения вывоза определенных групп товаров[14].
Таможенный тариф предполагает использование ставок таможенных пошлин способствующих повышению цены товара. Таможенные пошилины применяются в целях защиты национальных производителей от более дешевых и качественных иностранных поставщиков товара. Соответственно это влечет за собой уменьшение их ввоза или вывоза. Размер применяемых таможенных ставок с учетом конкретных сложившихся внутренних и местных условий утверждается постановлениями правительства РФ[15].
Для регулирования внешнеторговой деятельности используют разный уровень таможенных пошлин, который применяется в отношении отдельных групп стран, кроме того используют лишение тарифных льгот и штрафы за несоблюдение предпринимателями таможенного законодательства[16]. Тарифы могут пересматриваться по инициативе официальных учреждений, действующих внутри государств, а также на основе предложений, вносимых различными странами в процессе переговоров, проводимых на двусторонней и многосторонней основах по вопросам уровня и методологии взимания пошлин[17].
Выделяют следующие виды таможенных пошлин:
1. адвалорные таможенные пошлины, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2. специфические таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;
3. комбинированные таможенные пошлины, сочетающие оба названных вида таможенного обложения.
4. специальные таможенные пошлины, применяются для защиты отечественных производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров; кроме того они используются в ответ на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России со стороны других государств;
5. антидемпинговые таможенные пошлины, применяются для предотвращения ввоза товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране, если такой ввоз наносит материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров[18];
6. компенсационные таможенные пошлины, применяются в ответ на субсидирование экспорта в других странах и выравнивание условий торговли
7. сезонные таможенные пошлины, устанавливаются правительством в целях регулирования ввоза и вывоза товаров на срок, который не может превышать шести месяцев в году[19]. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются (в период действия сезонных пошлин);
8. особые виды пошлин, применяются в результате расследования, проводимого в соответствии с российским законодательством по инициативе государственных органов управления[20].
На все товары, ввозимые, на таможенную территорию Российской Федерации определяется таможенная стоимость, которая декларируется при перемещении товара через границу России. За правильностью определения таможенной стоимости, Таможенный орган РФ осуществляет контроль, устанавливает порядок и условия заявления таможенной стоимости ввозимых товаров[21].
Существуют различные способы осуществления таможенной стоимости товара: по цене сделки с ввозимыми товарами; по цене сделки с идентичными товарами; по цене сделки с однородными товарами; вычитания стоимости; путем сложения стоимости; с использованием резервного метода[22].
Нетарифные методы регулирования внешнеэкономической деятельности представляют собой следующие меры: квотирование, лицензирование, эмбарго, валютный контроль, налоги на экспортно-импортные операции, субсидии, административные барьеры[23].
Административные и экономические меры ограничительно запретительного и контрольного характера, препятствующих ввозу иностранных товаров на внутренний рынок с целью ограничения, касающихся потребительских свойств товаров, продаваемых на национальном рынке, а также условий их производит и реализации, например, технические стандарты, унитарные нормы, требования к упаковке.
Регулирование иностранных инвестиций, также является важнейшим направлением внешнеэкономических отношений. В настоящее время процессы международного движения капитала охватывают все большее число стран. При этом большинство стран мирового хозяйства одновременно выступают экспортерами и импортерами капитала[24].
В настоящее время в процессах межгосударственного движения капиталов имеется устойчивая тенденция к ежегодному росту. Необходимо отметить, что во многих странах мира наблюдается опережение динамики роста объема зарубежных капиталовложений по сравнению с динамикой развития внутренней экономики. На процесс международного движения капитала государство может воздействовать следующим образом: создание определенной системы, направленной на привлечение стимулирование и контроль за осуществлением иностранных инвестиций в национальную экономику; создание институциональных структур и комплекс реализуемых ими мер, направленных на повышение эффективности осуществляемой государственной политики в отношении капиталовложений из-за рубежа.