Файл: Правовые способы регулирования внешнеэкономической деятельности (Понятие внешнеэкономической деятельности и методы ее регулирования в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 43

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Несмотря на то, что либерализация мировой экономики способствует повышению степени открытости экономик, в тоже время все страны осуществляют жесткий контроль за движением иностранных инвестиций, поскольку импорт капитала означает привлечение дополнительных финансовых и материальных ресурсов в национальную экономику[25]. В свою очередь иностранные инвестиции расширяют возможности накопления капитала в стране и улучшают условия ее экономического роста. Однако, если не осуществлять регулирование иностранных инвестиций, то их чрезмерные объемы и не контролируемое вливание может привести к угрозе национальной безопасности, связанной с переходом ряда важных экономических объектов в руки иностранных собственников, что ограничивает возможности деятельности национального капитала, а также, могут увеличиваться объемы вывозимой иностранными компаниями прибыли (включая дивиденды, проценты, роялти).

Вместе с тем большинство стран мирового рыночного хозяйства проводят политику, направленную на создание благоприятных условия для привлечения иностранного капитала в страну.

С целью создания благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвестиций может вводиться льготный режим, а также налоговые льготы, изменение налоговых ставок, налоговые каникулы; получение займов и кредитов; выделение средств на подготовку и переподготовку кадров; улучшение инвестиционного климата; создание телекоммуникационных сетей, средств связи, информационных систем, строительство дорог, организация свободных экономических зон (СЭЗ) [26]. В целом систему мер государственного регулирования можно представить на рисунке 2.

Следующим направлением государственного воздействия является регулирование процесса вывоза капитала за рубеж. Выделяют следующие виды вывоза капитала: прямые и портфельные инвестиции, в ссудной форме - в виде кредитов, в виде размещения капитала юридических и физических лиц на банковских депозитах и различных счетах[27].

Рисунок 2 - Государственное регулирование иностранных

инвестиций[28]

Причинами вывоза капитала может быть не только увеличение прибыли, но и для сохранения его путем помещения в более стабильные и надежные условия[29]. Таким образом, происходит «утечка» капитала за границу, причиной которой является отсутствие благоприятного инвестиционного климата. На формирование благоприятного инвестиционного климата оказывает влияние политическая обстановка в стране, инфляция, безработица, налоги и. Кроме того, капитал может вывозиться за границу как официально, так и неофициально. К последней форме относится вывоз за границу незаконно полученного (криминального) капитала.


Незаконные методы перевода капитала за рубеж связаны с особенностями национального законодательства и государственного регулирования данной сферы[30]. Экономисты выделяют следующие разновидности незаконного перемещения капитала из страны:

1) вывоз капиталов из России полученных в результате незаконного предпринимательства;

2) вывоз из России капиталов, полученных в результате законной экономической деятельности, но незаконным способом;

3) вывоз из России капиталов, полученных в результате преступного незаконного предпринимательства;

Законное движение капиталов за пределы России имеет место, когда капитал получен в результате законной деятельности, а также осуществляется законный вывоз его за границу[31]. К законному движению капитала можно отнести: инвестирование российских капиталов в экономику других стран, внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов, осуществляемую в полном соответствии с российским законодательством.

В настоящее время в России проводятся мероприятия направленные на повышения инвестиционной привлекательности страны, а также на улучшение инвестиционного климата.

В целом внешнеэкономическая деятельность имеет следующие важные моменты, связанные с изменением процессов государственного регулирования основных форм внешнеэкономических отношений. В последние годы таможенный тариф России неоднократно изменялся, он становился небольшим и протекционистским для отдельных товаров[32]. Таможенные пошлины в настоящее время весьма дифференцированы, с целью поощрения вывоза товаров, производство которых собирались развивать, и сдерживания ввоза товаров, производство которых в стране может быть эффективным.

В настоящее таможенное регулирование подвергается большим изменениям, с целью обеспечения более эффективного управления внешнеэкономическими процессами[33]. Правительство сократило количество таможенных пошлин, которые назначаются не на отдельные товары, а на крупные товарные группы.

Развитые страны, являющиеся членами ВТО, имеют достаточно низкий средний уровень таможенного обложения, поэтому после вступления России в ВТО произошло снижение таможенных пошлин. В этих условиях необходимо разработать комплекс мер, связанных с нетарифным регулированием[34]. Поскольку мировая практика показывает, что при снижении таможенных пошлин, страны пытаются их заменить применением различного рода нетарифных барьеров. Исходя из вышесказанного, можно выделить важнейшие, на наш взгляд, пути совершенствования регулирования внешнеэкономической деятельности. К ним относятся:


1. усовершенствование законодательной базы регулирования внешнеэкономической деятельности;

2. создание наиболее эффективных программ развития экспорта товаров;

3. совершенствование управления внешнеэкономической деятельностью в стране;

4. организация эффективной межгосударственной банковской деятельности для обеспечения кредитования и страхования экспорта продукции;

5. создание современной и эффективной транспортной инфраструктуры, способной обеспечить потребность экспортно-импортных перевозок;

6. совершенствование системы тарифного регулирования импорта и системы налоговых платежей;

7. осуществления эффективного и современного контроля за качеством и безопасностью товаров, поступающих в Россию.

1.2. Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в России

Особая роль в развитии внешнеэкономической деятельности принадлежит государству. Качественная реализация механизмов управления внешнеэкономической деятельностью позволит добиваться значительного укрепления позиций Российской Федерации в мировой экономической системе.

Основной целью государства является обеспечение подходящих условий для внешнеэкономической деятельности, а также защита суверенных интересов Российской Федерации на международной арене.

Законодательство РФ отражает сущность понятия внешнеэкономическая деятельность - это внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность. Главным инфраструктурным механизмом ВЭД, является административно-правовое регулирование. Таким образом, внешнеторговая деятельность в России регулируется, прежде всего, законодательными актами, то есть актами, которые принимает высший представительный и законодательный орган – Федеральное Собрание[35].

Административно-правовое регулирование деятельности в сфере ВЭД закреплено в Конституции РФ рядом специальных законов. В частности, Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»[36] закрепляет главные принципы внешнеэкономической политики государства, порядок ее реализации российскими и иностранными лицами, а также компетенцию органов государственных властей[37].


Непосредственное регулирование ВЭД РФ осуществляется административным правом, прежде всего его отраслями – таможенным, финансовым правом. Также немаловажную роль занимают такие подотрасли административного права, как налоговое и валютное право. Однако, основным правовым регулятором на национальном уровне является Гражданский кодекс. Раздел VI ГК РФ[38] включает целый ряд коллизионных норм, закрепляющих правила выбора применимого права к обязательствам, охватывая все виды договоров.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обеспечивается указами Президента РФ, законами, принятыми Государственной Думой, постановлениями правительства, министерств и ведомств. Правовые нормы регулирования даны в Законах РФ. В них определены права и обязанности участников внешнеэкономической деятельности, виды и условия их деятельности[39].

Внешнеэкономические отношения осуществляются под воздействием различных регуляторов, которые предопределяют возникновение связей и их становление в качестве единой эффективной системы, защищающей интересы государства. Одним из важнейших регуляторов является организационно-распорядительный[40]. Организационно-распорядительные регуляторы – это структурные механизмы командно-административного характера. Они предполагают непосредственное влияние государства и его органов на развитие внешнеэкономических связей через различные директивные акты. К таковым можно отнести: квоты и лицензии для экспорта и импорта товаров (работ, услуг); лицензирование определенных видов деятельности; механизм обязательной продажи части валютной выручки от экспорта. Безусловно, в эту категорию входят также и таможенные режимы, а также таможенное оформление ввоза и вывоза товаров; валютный контроль; экспортный контроль; импортный контроль, таможенный контроль.

1.3. Система органов власти, участвующих в управлении ВЭД РФ

Наиболее разнообразная система органов государственной власти, участвующих в управлении ВЭД РФ, находится в исполнительной ветви власти. К исполнительной власти относятся Президент и Правительство РФ.

В Федеральном законе «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [41] отражены полномочия Президента РФ в области государственного регулирования внешнеэкономической деятельности:


1. Определяет основные направления торговой политики Российской Федерации;

2. Определяет порядок ввоза и вывоза драгоценных металлов и драгоценных камней;

3. Устанавливает запреты и ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью в целях участия Российской Федерации в международных санкциях[42].

Согласно ст. 110 Конституции РФ[43], реализация исполнительной власти закреплена за Правительством Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны для исполнения. В случае наличия противоречий в законодательстве, постановления и распоряжения Правительства РФ могут быть отменены Президентом.

На основании действующего законодательства в комплекс административно-правового регулирования входят: Министерство промышленности и торговли РФ, Министерство экономического развития РФ, Федеральная таможенная служба РФ, Министерство финансов РФ, Министерство иностранных дел РФ, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба по техническому и экспортному контролю и другие министерства, федеральные службы и агентства[44].

Действующая система органов государственного регулирования, в настоящее время в России, направлена на выполнение единой государственной внешнеэкономической политики, которая, в свою очередь, ориентирована на дальнейшую интеграцию Российской Федерации в мировую экономическую систему с использованием преимуществ международного разделения труда для ускоренного эффективного развития национальной экономики в условиях формирования устойчивых рыночных отношений[45].

Выводы

К основным видам внешнеэкономической деятельности относятся: внешнеторговая деятельность; международное разделение труда; производственная специализация и кооперация; валютные и финансово-кредитные операции; отношения, возникающие с международными организациями.

Особая роль в развитии внешнеэкономической деятельности принадлежит государству. Основной целью государства является обеспечение подходящих условий для внешнеэкономической деятельности, а также защита суверенных интересов Российской Федерации на международной арене.

Внешнеторговая деятельность в России регулируется, прежде всего, законодательными актами, то есть актами, которые принимает высший представительный и законодательный орган – Федеральное Собрание.