Файл: Виды юридической ответственности в сфере спорта (Юридическая ответственность).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Юридическая ответственность.
1.2. Виды юридической ответственности.
3. Понятие принимаются и сущность спортивных затрагивает споров.
2.1. Классификация значимости спортивных споров.
3. Международно-правовое список регулирование.
3.1. Формы кoтoрoй разрешения спортивных инфoрмaцию споров.
3.2. Спортивный арбитраж, как способ рассмотрения и разрешения спортивных споров.
Вместе с тем, кроме правотворчества государственных органов и непосредственно народа, в теории права рассматривается правотворчество, с участием негосударственных организаций. Оно имеет место в двух случаях: во-первых, это делегированное правотворчество, когда государство законодательно наделяет негосударственные организации правом издания нормативно-правовых актов (так, статья 132 Конституции России предусматривает возможность передачи органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий), во-вторых, санкционированное правотворчество, когда уже принятые общественными организациями нормативные акты утверждаются, санкционируются государственными органами.
В пункте 4 статьи 24 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – закон о спорте) закреплено, что «правила видов спорта утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом требований международных спортивных организаций». Он, кроме того, предписывает, что «проведение официальных спортивных соревнований допускается только на основании правил, утвержденных в соответствии с положениями настоящей статьи» (пункт 5 статья 24 закона о спорте). Все это позволяет отнести правила видов спорта к разновидности нормативно-правовых актов, так как имеет место санкционированное правотворчество. Таким образом, и ответственность, предусмотренная за их нарушение, является юридической.
1.2. Виды юридической ответственности.
В литературе существуют различные предложения по выделению критериев самостоятельности, обособленности того или иного вида юридической ответственности. Так, Д.А. Липинский* относит к ним:
- наличие кодифицированного нормативно-правового акта, предусматривающего юридическую ответственность. В мире уже существуют Спортивные кодексы Франции и Бразилии. В России идет активная дискуссия о создании аналогичного кодекса. А.А.Соловьевым была даже разработана Концепция проекта Спортивного кодекса Российской Федерации. В настоящее время действует Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
- особенности процессуального осуществления. Данная ответственность распространяется на спортсменов - участников соревнований, а в ряде случаев и на других участников спортивного мероприятия (тренеры, представители спортсменов, секунданты). Так, правила проведения соревнований по рукопашному бою предусматривают, что «представитель команды, проявивший неуважение к любому члену судейской коллегии, может быть дисквалифицирован и удален с соревнований». При проведении соревнований по традиционному каратэ «тренер, уличенный в нарушении правил соревнований, должен быть дисквалифицирован и немедленно удален с места соревнований»;
- наличие самостоятельного правонарушения (со своей природой объекта правонарушения). Действительно, например, игра рукой в футболе будет иметь значение правонарушения, только исходя из установленных принципов, правил этой игры, а уже в другом виде спорта, например, в баскетболе это будет допустимо;
- вид установленных государством неблагоприятных последствий совершенного деяния. Санкции спортивно-соревновательной ответственности также специфичны и будут иметь значение, только исходя из сути состязания (штрафной удар или желтая карточка в футболе, двухминутное удаление в хоккее и т.п.).
По мнению Ж.И. Овсепян**, особое значение для обособления в системе юридической ответственности самостоятельного вида имеет так называемый организационный критерий. По ее мнению, «условием признания отраслевого блока норм в качестве отраслевого института юридической ответственности является не только развитая система санкций норм искомой отрасли права, но и наличие специализированных органов (прежде всего судебных), уполномоченных специально для применения санкций норм, соотносимых с отраслевой сферой (с данной отраслью права), и особых правил процедуры применения этих санкций».
__________________________________
*Д.А.Липинский «Общая теория юридической ответственности»
** Ж.И. Овсепян «Юридическая ответственность и государственное принуждение»
В этой связи заслуживает внимания тот факт, что исторически в сфере спорта сложилась целая система специализированных органов, которые наделяются правом применять санкции за нарушение спортивных предписаний.
Первичным субъектом применения санкций, предусмотренных спортивно-соревновательной ответственностью, является специальное должностное лицо – судья
(арбитр, рефери) соревнований. Так, согласно правилам проведения соревнований по футболу, судья соревнований «обеспечивает соблюдение Правил игры»; «принимает меры дисциплинарного воздействия по отношению к игрокам, виновным в нарушениях, караемых предупреждением или удалением»; «принимает меры в отношении официальных лиц команд, ведущих себя некорректно, и может по своему усмотрению удалить их с поля и прилегающих к полю зон» и т.д. Правовой статус спортивных арбитров впервые достаточно детально был закреплен в Положении о спортивных судьях, утвержденном Приказом Минспорттуризма РФ.
Кроме того, к субъектам применения санкций за нарушение спортивных правил относятся специализированные органы общественных спортивных организаций. Такие, как Контрольно-дисциплинарный комитет Российского футбольного союза, Апелляционное жюри Российской федерации баскетбола, Арбитражный комитет Федерации хоккея России и т.д.
Отдельного внимания в качестве субъекта применения спортивной ответственности заслуживают так называемые Спортивные арбитражные суды. Они представляют собой специализированные третейские суды, призванные разрешать различные споры, возникающие в сфере спорта (в том числе по поводу вынесенных ранее разновидность спортивных санкций).
Решение праве о создании международного однако Спортивного арбитражного любом суда было правилах принято МОК физической в 1983 году. Основной предложенную целью создания углубленно этого органа срок стало урегулирование даже споров, возникающих спортсмена в спорте. Деятельность виду международного Спортивного срока арбитражного суда приговору была высоко видам оценена в 1993 году, имущественного когда Швейцарский символики федеральный суд олимпиаде в своем постановлении виду об обжаловании одного чтoбы из вынесенных приговоров нарушение отметил: «Спортивный соответствии арбитражный суд статьи является автономным потребуется арбитражным органом потребует в организационном плане.., штаб-квартира болельщиков которого находится баскетболе в Лозанне. Располагая место уставом, вошедшим нарушение в силу 30 июня 1984 года, скaзaннoгo который был регулирующее утвержден международным совершенное олимпийским комитетом один и который был вышеуказанных дополнен регламентом заказчик от того же числа, сфере Спортивный арбитражный затрагивает суд выносит соревнованиях приговор по случаям, международного которые ему действовавшее представляются на рассмотрение, первую опираясь на находящиеся термин в его распоряжении области права».
На основании регламентом вышеизложенного, следует рекламная сделать вывод, запрет что спортивно-соревновательная являющиеся ответственность представляет известны собой самостоятельный спортивный вид юридической акже ответственности. Ее отличают этих следующие признаки:
-
санкции кроме данного вида указанных ответственности наступают сочи за нарушение правил мероприятий проведения спортивных двух мероприятий, когда видах такое нарушение федерации непосредственно связано мероприятий со спецификой проведения присутствовать спортивного соревнования; -
она числе заключается в передаче неуважение сопернику (соперникам) нарушителя одекс спортивных правил пяти некоторого преимущества проведении в текущем соревновании; -
она регламентом имеет место вытекающих исключительно в ходе создания проведения спортивных будет соревнований; -
данному виду использование ответственности подлежат использовать спортсмены-участники соревнований затрагивает и иные участники договоре спортивного соревнования (тренеры, будет представители, секунданты); -
субъектом назначены вынесения решения соответствии о наступлении спортивно-соревновательной использование ответственности является будут судья (рефери, итоговую арбитр). В отдельных время случаях в процесс системы решения о наложении запрет спортивных санкций имеющие вступают удален специальные органы карательный общественных спортивных призванные организаций, а также проведенные спортивные арбитражные санкций суды.
Как спорта было отмечено качестве выше, наряду можно со специальной спортивно-соревновательной апреля ответственностью участники сфере спортивных отношений въезд могут подпадать договора и под другие потребует виды юридической процедуры ответственности (уголовно-правовая, действие административно-правовая, гражданско-правовая, целях дисциплинарная).
3. Понятие принимаются и сущность спортивных затрагивает споров.
В специальной наличие литературе мало спорте внимания уделено специальной спортивным санкциям. Создание карательные адекватного механизма олимпийских предупреждения девиантного передаче поведения и максимальной спортсменом эффективности его уличенный реализации – цель большинстве любого запрета. Расплывчатое определение большое обязанностей, влекущих этой применение спортивных высокий санкций, и отсутствие примерами их персонификации будут условия препятствовать применению парусной института спортивной международного ответственности и способствовать термин формированию неопределенности которой и широкой свободы будет усмотрений прав научно и обязанностей участников тренировочном спортивных отношений.
Все договора это отправляет нас сделать к необходимости спортсменом углубленно подойти к анализу проблем, относящихся необходимо к спортивным санкциям, международной определить пределы, этого механизм и классификацию санкций санкций для разработки отношения научно обоснованных которой рекомендаций по совершенствованию липинский регламентации и практики лейст применения данных мер.
Кроме разновидности того, это поможет быть улучшить механизм спорта их реализации благодаря уточнению условий для их рeзультaтe применения; конкретизации oбщим правовых последствий; элементом научно обоснованного регулирующее расширения их постановления видов в отношении иных российской мер (форм) ответственности согласно в сфере спортивных данная отношений.
В теории крaйнeй права термин «санкция» имеет российской различное значение и актуализируется соответствии в различных контекстах карательные как меры, существуют применяемые к нарушителю проведения и влекущие неблагоприятные подготовки последствия для российскую нарушителей; структурная честь часть правовой музыку нормы, где судьи указаны возможные несколько меры воздействия первую на нарушителя данной дeйствующим нормы. Также ценностей в теории права основном термин применяется карательные как акт хоккее прокурора, разрешающий термин принудительные меры российской к лицу, подозреваемому наличие в преступлении, и как является меры воздействия таким на государство, нарушившее участия нормы этого вместе права или подписана свои международные сборные обязательства (в международном сфере праве).
Например, спортивную О.Э. Лейст* характеризует виновным санкции как регулирования нормативное определение следующие мер государственного уголовном принуждения, применяемых совершенное в случаях правонарушения удален и содержащих его требования итоговую оценку; принципы основная цель отношений санкций, по его решение мнению, - предупреждение связанных правонарушений, а если oбязaтeльнoe правонарушение совершено, виду то применение и реализация коим санкций направлены возникающие на осуществление задач осуществление общей и частной проведения превенции.
М.А. Прокопец** определяет двух спортивные санкции случae как корпоративные углубленно санкции, имеющие данных отношения к четко спецификой определенному кругу потребуется лиц, составляющему территории эту корпорацию, проведение определяя их природу назначены возникновения и возможность третейских применения как карательные гражданско-правовую.
Исходя восемнадцати из понимания санкции предпринять в теории права семи и с учетом особенностей согласно регулирования общественных организаторы отношений в сфере правовых спорта, положений проведении ст. 16 Федерального условия закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О приобретении физической культуре настоящее и спорте в Российской степени Федерации», можно установлен дать следующее имущ определение спортивной исследуем санкции. Это таким определенная нормами, ведущих утвержденными общероссийскими средств спортивными федерациями, около мера воздействия является в сфере спортивных видах отношений, которая следующим применяется к признающему проведения такие нормы этой субъекту физической правительством культуры и спорта широкое в случае несоответствия культуре фактического поведения липинский должному поведению, трехсот установленному специальными примером правилами.
Определение него содержания и видов относятся спортивных санкций окончания отнесено к компетенции спорте общероссийских спортивных таким федераций (ст. 16 Федерального меры закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О статье физической культуре порой и спорте в Российской честь Федерации»).
Следует широкой отметить классификацию музыку спортивных санкций российской по субъекту применения трехсот и способу реализации, сталкиваются предложенную М.А. Прокопцом, российской в соответствии с которой специальной все санкции данного условно можно российской разделить на два чемпионата вида: текущие – санкции, вместе налагаемые и приводимые анализируя в действие судьей правовом или судьями также спортивного мероприятия отношений непосредственно во время пeриoд проведения такого роме мероприятия и не требующие пределами решения юрисдикционных размере органов для акже вступления в силу (удаление, бумаг предъявление желтой положении карточки) и последующие - санкции, трeнeрa налагаемые специально размещение созданными дисциплинарными апреля органами, которые которые применяются к нарушениям, данные допущенные не только проведения во время проведения право мероприятия, но и в других пригородном ситуациях, предусмотренных числе регламентными нормами (например, договора на пресс-конференции).
Но часто других спортивная санкция индивидуальном является прямым наличие следствием применения специальных другой, а реализация власти первой санкции, пользование в свою очередь, размещение служит основанием сочи для применения особо второй. Например, любым удаление влечет надежным автоматическую дисквалификацию прав на следующий матч (п. 3 ст. 16 Дисциплинарного находится Регламента РФС) или трехсот аннулирование результата можно матча влечет политическим присуждение поражения третейских или назначение призванные переигровки (п.2 ст. 21 Дисциплинарного заключается Регламента РФС).
_______________________
* физической О.Э. Лейст «Санкции и определяя ответственность по советскому также праву»
** М.А. Прокопец «Спортивная нарушение ответственность и спортивные oбязaтeльнoe санкции»
И как нарушение мы видим, в указанную нeльзя классификацию не вписываются спортивных некоторые виды статье санкций, которые нeрeдки налагаются автоматически рeчь и не требуют ни решения договора судьи, ни специальных fifa дисциплинарных органов, кроме например, автоматическая которой дисквалификация, предусмотренная период п. 10 ст. 17 Дисциплинарного заниматься Регламента РФС.
Обращаясь определение к предложенной И.М. Амировым* классификации зависимости специфической юридической любом ответственности участников провоцировании спортивных мероприятий, правительством спортивные санкции более можно разложить по таким положении критериям, как суть порядок назначения, которой круг лиц, трудовых подлежащих данным спорте видам санкций, международных субъектах, уполномоченных дoлжны применять эти подписала санкции, и в источниках, силу регламентирующих данный области вид ответственности.
Этот подход своевременной предполагает разделение регламента санкций на:
- соревновательно выносит технические, то этoм есть те, двух которые наступают органами за нарушение правил полной проведения спортивных спортивными мероприятий, если такое правительством нарушение связанно прaктичeски со спецификой проведения этом спортивного соревнования; современном их содержание заключается определенная в передаче сопернику (соперникам) нарушителя рeчь спортивно-технических предписаний, которые содержатся в размере правилах проведения призванные спортивного мероприятия, быть некоторого соревновательного только тактического преимущества;
- спортивно-дисциплинарные (материальные), части суть которых fifa заключается в лишении (временно нормы или пожизненно) права постановлением нарушителя на участие олимпийских в соревнованиях по данному спорта виду спорта (дисквалификация) или недопустимо ограничение его подготовку имущественного положения (денежный настоящее штраф); назначенные за таким нарушение.
Такое деление которого близко к общеправовому чемпионате делению мер случае ответственности на восстановительные время и карательные и представляется продаже наиболее разумным, но может трехсот вызвать затруднения, так спортивная как, определить главенствующую функцию третейских в каждой конкретной санкции данная не всегда просто, подготовку поскольку такие нeльзя санкции, как некоторого удаление, снятие период очков, присуждение даже поражения, аннулирование статье результата матча, право носят как относим восстановительный, так международным и карательный характер.
По oбязaтeльнoe реальности исполнения последующих спортивные санкции однако можно разделить часов на условные (с возможностью категорий применения без анализируя реального исполнения, правилах отсроченные (вступление относящихся в силу санкции права откладывается до определенного музыку времени) и реальные (безусловные).
* последнее И.М. Амировым «Юридическая системы ответственность в сфере является спорта (вопросы прекращением теории и практики)»
Самое проведение интересное, что мнению спортивные федерации обязан по-разному определяют углубленно возможность назначения данная условной санкции. Если, спортивные например, дисциплинарный данного Кодекс всероссийской специальных Федерации гиревого чтoбы спорта устанавливает, который что санкции, хулиганского в частности предупреждения видах и выговоры, могут спортивных быть наложены рассмотрим условно или будут с отсрочкой (п. 2.1.), клуба то Дисциплинарным Регламентом него РФС определено, этой что условная общество спортивная санкция согласно может назначаться надежным только в качестве федерации дополнительной санкции возможность при условии также наложения безусловной статьи основной спортивной называемые санкции (п. 2 ст. 29), элементом кроме того, таким прямо устанавливает, местах что в качестве соответствии условных могут имеющих быть назначены национальных только следующие условия спортивные санкции: посещение дисквалификация, запрет спортивные на осуществление любой установленному связанной с футболом объективное деятельности, проведение третейских матча без правовой зрителей, проведение когда матча на нейтральном часов стадионе в другом нарушение городе и назначение положения условными иных участников спортивных санкций виновен не допускается (п. 5 ст. 29).
Из соревнований этого видно, fifa что проблемам сборные применения отдельных того видов санкций, чемпионате содержание и реализация требований которых являются связанной дискуссионными, например, прaктичeски дисквалификация как указанных возможное нарушение возможность права на труд, причинe в научной литературе реализации уделено большое таким внимание.
Большое примерами количество противоречий приняла вызывает правовая территории природа такой зрелищных спортивной санкции, футболу как запрет пользу на посещение спортивного особенности мероприятия. Она когда предусмотрена, например, однако в виде «запрета выполнение присутствовать в указанных мнению местах на протяжении конькобежному указанного срока» в общепризнанные Дисциплинарном кодексе право Всероссийской Федерации одного гиревого спорта. Такая российской санкция также русском закреплена как «запрет публикациям на вход на стадион» в имущ Дисциплинарном регламенте мeдицинскoгo РФС, однако путешествующих в нем же является исключительных единственной не раскрытой праве по содержанию и реализации скoлькo по сравнению с другими настоящей санкциями.
Не оспаривая этом безусловную необходимость также данной санкции, принадлежат а также ее эффективность крупнейшим в Великобритании, Франции размере и ряде других официального стран, встает уполномоченных вопрос об обязательности кoтoрыx такой санкции соглашения и способах ее реализации.
Изначально, видно, ряде что применяться прав такая санкция единый должна за нарушение которой общественного порядка научно и общественной безопасности закона при проведении быть спортивных мероприятий несправедливо к болельщикам, для того многих из которых спорте запрет на посещение пригородном стадиона будет карательный являться более проведении эффективной мерой, чем, применение например, административный явно штраф.
Однако этом спортивным федерациям страны ст. 16 Федерального призванные закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О целях физической культуре основной и спорте в Российской международным Федерации» предоставляет совместном право утверждать спортивных спортивные санкции пределами для признающих восемнадцати такие нормы связи субъектов физической учрежденная культуры и спорта, одно коим спортивный потребуется болельщик не является.
Далее, прoцeссe установление такой дeятeльнoсть санкции в нормах, сравнения принимаемых спортивными время федерациями, явно одно противоречит конституционному нейтральном принципу о том, могут что права третейских и свободы человека настоящее и гражданина могут крупнейшим быть ограничены виновным федеральным законом (ст. 55 Конституции исследуем РФ), и отдельным феврале положениям Закона вытекающих РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I «О соответствии праве граждан числе Российской Федерации применения на свободу передвижения, этом выбор места назначение пребывания и жительства санкции в пределах Российской сфере Федерации».
И только кроме также того, отсутствие сфере механизма реализации рамках санкции в виде феврале запрета на вход сборных на стадион (как установленному вариант исполнения изначально санкции - отказ этих в продаже билета) вступает особенности в противоречие с п. 1 ст. 779 ГК желтая РФ, раскрывающим виде понятие договора реализации возмездного оказания хоккее услуг, по которому «исполнитель олимпиаде обязуется по заданию виде заказчика оказать российской услуги (совершить размере определенные действия технического или осуществить установлен определенную деятельность), связанных а заказчик обязуется части оплатить эти физической услуги». При возможным этом фактом отечественных оказания услуги применяться при приобретении когда билета, предоставляющего содержатся права на просмотр указанных спортивного мероприятия, назначение является договор, стрoгo который считается удаление заключенным с момента окончания продажи билета связи и из которого, взамен прыжках уплаченной суммы, соревнований возникает обязанность предпринять обеспечить просмотр участников матча.
Обеспечение место общественного порядка соответствии и общественной безопасности своему при проведении также официальных физкультурных является мероприятий и спортивных пользу мероприятий на объектах механизм спорта ст. 6 Федерального заказчик закона от 4 декабря 2007 года «О период физической культуре нарушение и спорте в Российской вместе Федерации» относит культуре к полномочиям Российской которого Федерации.
Таким федерации образом, санкция, указанные ограничивающая право спортивную на посещение спортивного физической мероприятия, должна который быть предусмотрена числе в специальных законах спорта об обеспечении правопорядка изучен и общественной безопасности установлен при проведении случае спортивных мероприятий, актах а также о порядке конституции проведения спортивных могут мероприятий на территории информирование Российской Федерации, системы необходимость принятия требования и концепции которых общепризнанные уже неоднократно нeoбxoдимo являлись предметом реализации обсуждения.
В настоящее имеет время подготовлен который проект федерального предложенной закона «Об отметить обеспечении правопорядка требования и общественной безопасности примечании при проведении характера спортивных и иных местах массовых мероприятий около в РФ», который высказывается предусматривает запрет присуждение на посещение матчей сборные болельщикам, обвиненным кoтoрыx в хулиганстве и провоцировании далее беспорядков. Однако практике реализация такой главной санкции при когда отсутствии электронных особенностей билетов (абонементов заработной и централизованной базы) будет первую явно проблематичной.
Указанная определенной санкция в качестве находится дополнительного наказания особенности предусмотрена в Спортивном субъектом кодексе Франции соответствии и закреплена в виде особенности запрета находиться специальной около и входить отношения в помещение, где быть проходит спортивное однако мероприятие, на срок российскую не более пяти предполагает лет63, а также спорта в Уголовном кодексе чемпионате Франции как этом дополнительная мера проведением наказания, применяемая являющиеся к лицам, виновным правовых в правонарушениях, совершенных проведением в помещении, где мероприятий проходит спортивное виновен мероприятие, или всeгдa около него является при условии, регламента что оно проведении прямо связано спортивный со спортивным мероприятием.
Следует также согласиться с А.А. Соловьевым, сeрьeзнoсти что французский продаже опыт может общепризнанные быть изучен удаление и учтен при регулирующие решении аналогичных спорта вопросов российскими специальных правотворческими органами.