Файл: Понятие менеджмента. (Менеджер и предприниматель Менеджмент и менеджер: понятие и сущность).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- целостность менеджмента - комплексный взгляд на организацию в целом, рассматривающий организацию как целостную социально-экономическую систему;

- иерархический порядок процессов управления в организации и принцип единоначалия;

- целевая направленность менеджмента - ориентация подчиненных на достижение целей организации;

- научная обоснованность и оптимизация управления - использование научных методов при принятии управленческих решений, поиск оптимальных способов достижения целей.

1.2 Менеджер. Функции менеджера. Требования, предъявляемые к менеджеру

Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. С полной ответственностью можно утверждать, что менеджеры являются «ключевыми людьми» в организации. Однако не все менеджеры играют одинаковую роль в организации, не все менеджеры занимают одинаковую позицию в организации, задачи, решаемые различными менеджерами, далеко не одинаковы и, наконец, функции, выполняемые отдельными менеджерами, тоже не идентичны. Это связано с тем, что в организации существует иерархия, выполняются различные функции, и наконец, с тем, что существуют различные виды управленческой деятельности [3, с. 29].

Менеджер в современном представлении – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области принятия решений по конкретным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях.

Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

– организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или целевых групп;

– руководителю организации (предприятия) в целом или его подразделения;

– руководителю по отношению к подчиненным;

– администратору любого уровня управления, организующему работу, руководствуясь современными методами.

Спецификой труда менеджера является конечный результат его деятельности – принятое решение, организация реализации которого является содержанием труда менеджера.

Решение – осознанный вывод об осуществлении (или неосуществлении) каких-то действий. Необходимость принятия решений диктуется наличием заранее известных задач, а также появлением новых задач или возникновением проблем, требующих осуществления регулирования.


Конечный результат деятельности менеджера в разных странах специалистами по управлению оценивается по-разному (см. Таблицу ).

Таблица

Особенности конечного результата деятельности в менеджменте

Менеджмент

Конечный результат

Американский

Уровень прибыли предприятия или социальная эффективность институциональной организации

Японский

Совершенствование межличностных отношений

Европейский

Формирование качества продукта

Российский

Перестройка организационных структур и систем управления для организации в развивающейся рыночной экономике

Таблица составлена по: Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей.

Основные задачи менеджера на предприятии сводятся к управлению объектом с целью достижения целей организации (разработка организационной структуры управления объектом в соответствии с его целями):

– обеспечение функционирования подсистемы снабжения;

– обеспечение функционирования производственной системы;

– обеспечение функционирования подсистемы сбыта продукции;

– ОФ финансовой подсистемы;

– ОФ инновационной подсистемы;

– ОФ социальной подсистемы;

Вертикальное разделение труда в менеджменте предполагает выделение трех иерархических уровней управления, которые определяют содержание труда менеджера (см. Рисунок 1).

Рисунок 1. Уровни управления

Менеджеры среднего звена координируют работу менеджеров более низкого уровня и действуют как связующее звено между ними и высшим руководством. Они принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации (предприятия).

Руководители низового уровня организуют работу непосредственно под своим руководством, рабочих или других работников. Они принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет различать линейных и функциональных менеджеров.

Линейные руководители - это руководители, которые координируют деятельность отделов в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня.

Уровень линейного руководителя определяется положением возглавляемого им подразделения в иерархической структуре организации (предприятия).


Функциональные менеджеры - это менеджеры, возглавляющие отделы и службы в иерархической структуре организации (предприятия), предоставляющие возможность принимать решения линейным руководителям на соответствующем иерархическом уровне [1, с.50].

Уровень функционального менеджера определяется иерархическим уровнем линейного управления, работу какого подразделения он обеспечивает.

Рыночная экономика позволяет выделить среди менеджеров фигуры:

- предпринимательская;

- предпринимательская;

- бизнесмена.

Предприниматель - основная фигура рыночных отношений, инновационная деятельность которого связана с постоянным материальным риском при организации нового предприятия или разработке новой идеи, новых продуктов или нового вида услуг, предлагаемых обществу в условиях рыночной неопределенности.

Предприниматель - субъект рыночных отношений, деловая активность которого связана с наличием капитала (не только в денежной форме) и направлена ​​на решение проблем, связанных с обменом товарами и услугами между существующими рыночными структурами с использованием форм и методов бесплатного хозяйственная деятельность, сложившаяся на практике.

Коммерсант - это независимый экономический субъект рыночных отношений, специализирующийся на существующих на рынке видах посреднической деятельности, отвечающих потребностям общества и конкретного человека.

Качества, необходимые менеджеру

Основные качества, необходимые менеджеру:

а) мировоззренческая позиция:

– наличие выработанной управленческой концепции;

– желание обеспечить достижение хозяйственных и социальных целей организации;

– умение позитивно воздействовать на людей, воспитывая личным примером;

б) деловая компетенция:

– обладать профессиональными знаниями в области рыночной экономики;

– обладать опытом работы в сфере хозяйственной деятельности;

– владеть современными методами менеджмента;

в) административный талант:

– проявлять предприимчивость в расширении сферы деятельности;

– обладать опытом административной работы;

– иметь высокий уровень культуры профессионального общения;

– уметь осуществлять корпоративную поддержку;

г) личностные качества:

– генетическая предрасположенность к лидерству;

– обладать чувством внутренней свободы и готовности к риску;

– критически оценивать свои достижения;

– уметь гармонизировать межличностные отношения;


Мировоззренческая позиция - это социальное качество личности, обладающей нравственными установками, характерными для определенного вида деятельности.

Деловая компетенция - это качество личности, обладающей умением вести хозяйственную деятельность в условиях рыночных отношений.

Административный талант – это качество личности, обладающей организаторскими способностями, обеспечивающими реальную возможность доводить начатое дело до конца.

Личностные качества - это свойства личности, обеспечивающие деловую и психологическую поддержку социального окружения в процессе практической деятельности.

В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена – устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена – постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации [7, с. 52].

Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:

1. Знание специальности:

– знание технологии производственного процесса и его функционирования;

– знание теории менеджмента, основных законов и приемов;

– знание общей экономической теории;

– знание теории маркетинга;

– а также общая эрудиция по специальности;

– знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);

2. Личные качества:

– умение быть в форме;

– выносливость в состоянии неопределенности и стресса;

– выдержка в любой конфликтной ситуации;

– коммуникативность;

– умение слушать;

– интуиция;

– приспособляемость к ситуации;

– восприимчивость критики, самокритичность;

– уверенность в себе;

– авторитетность;

– стремление к успеху и готовность работать для этого;

– возраст и внешние данные;

– сила воли;

3. Личные способности:

– умение убеждать, пробивать свои идеи (харизма);

– умение распределять обязанности и давать четкие указания;

– умение стимулировать и мотивировать работников;


– легкость в общении, тактичность и дипломатичность;

4. Интеллектуальные способности:

– ум и рассудительность;

– творческий потенциал;

– умение принять нужное решение;

– логическое, структурное, системное мышление;

– интуиция;

5. Рабочие приемы:

– рациональность и системность в работе;

– умение максимально концентрироваться;

– умение принятия решений и снятия проблем;

– самоменеджмент;

– умение выражать свои мысли, вести переговоры;

6. Физические возможности:

– активность и подвижность;

– энергичность;

– сила и здоровье.

Таким образом, английский термин «менеджмент» дословно не переводится на русский язык. Обычно его переводят как «менеджмент», а «me-nejer» - как «менеджер». Менеджмент - это обязательно управление экономической деятельностью. Есть и другие отличия. На Западе под менеджером подразумевают человека, который занимается управлением той или иной организацией. В более широком смысле используется безличная форма - «управление», «управление». Менеджер - это специально обученный профессиональный менеджер, который знает, что принадлежит к особой профессии и не является специалистом в какой-либо области. Чтобы стать менеджером, вы должны обязательно занимать руководящую должность и (что очень важно) осознавать свою профессиональную принадлежность к менеджменту (иметь знания в этой области) придерживаться норм поведения, присущих менеджерам.

Глава 2. Общая характеристика предпринимательства

2.1. Сущность, функции и роль предпринимательства

Представители классической социально-экономической науки подробно изучили понятие «предпринимательство», введенное в научный оборот Дж. Б. Сэем [5]. Однако в современных исследованиях, наряду с предпринимательством, часто используется термин «бизнес» как синоним. Между тем этимология этих понятий указывает на их различное смысловое содержание. Так, бизнес (с англ. Business) переводится с английского как коммерческая деятельность, а предпринимательство (с англ. Предпринимательство-предпринимательство, согласно экономическому словарю, - это экономическая деятельность, осуществляемая за счет собственных или заемных средств на его территории). на свой страх и риск и под свою ответственность. Основная цель - получение прибыли и развитие собственного бизнеса. Четких различий в понимании терминов нет.