Файл: Государственная поддержка сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Государственная поддержка сельского хозяйства является неотъемлемой составляющей государственного управления агропромышленным комплексом в любой стране. От ее эффективности во многом зависит уровень продовольственной безопасности, экономические результаты аграрного производства, темпы его развития, уровень развития сельских территорий. В российской системе государственной поддержки аграрного сектора, сложившейся в настоящее время, имеются определенные недостатки, которые сдерживают преодоление кризисных явлений в современном сельскохозяйственном производстве.

Теоретические и методические основы государственной поддержки сельского хозяйства, а также подходы к оценке ее эффективности широко освещены в работах В.Л. Аничина, Т.А. Дроздовой, А.Д. Елфимова, В.А. Каменева, Т.И. Костиной, А.Б. Кцоева, С.Т. Рапава, А.И. Торопова, а также ряда других ученых.

Региональные аспекты организации государственной поддержки аграрного производства, в том числе и в контексте вступления России в ВТО, рассматривали в своих трудах И. В. Жуплей, А. Н. Герасимов, О. М. Лисова, В. С. Мисаков, С.Т. Рапава, А. Н. Сёмин, А.И. Торопова, Т. М. Эльдиева и ряд других исследователей.

Вместе с тем, вопросы адаптации сельского хозяйства к работе в новых условиях, развития стимулирующей функции государственной поддержки на региональном уровне, содействия улучшению финансово-экономического состояния предприятий и устойчивого развития сельских территорий на данный момент исследованы недостаточно. Необходимость решения этих вопросов и определила выбор темы исследования.

Цель исследования заключается в изучении государственной поддержки сельскохозяйственного производства в регионе в рыночных условиях.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

  • Изучить теоретические основы формирования организационно-финансового механизма поддержки сельского хозяйства.
  • Охарактеризовать современное состояние агропромышленного комплекса Республики Карелия.
  • Проанализировать механизм и основные направления государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Республики Карелия.
  • Оценить эффективность государственной поддержки сельскохозяйственных организаций..

Объектом исследования является региональная система государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Предметом исследования выступает совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе совершенствования существующего механизма государственной поддержки сельского хозяйства.


Теоретико-методическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных авторов в области государственного регулирования экономики, поддержки сельского хозяйства, нормативно-правовые акты и решения органов государственной власти федерального и регионального уровня по развитию аграрного сектора экономики.

Информационной базой исследования явились официальные статистические данные Федеральной службы государственной статистики РФ и её территориального органа по Республике Карелия, инструктивные, методические и аналитические материалы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и Министерства сельского, рыбного и охотничьего хозяйства Республики Карелия, информационные ресурсы глобальной сети Интернет

Глава 1 Теоретические основы формирования организационно-финансового механизма поддержки сельского хозяйства

1.1 Сущность государственной поддержки и ее роль в развитии агропромышленного комплекса

Агропромышленный комплекс сегодня является одним из важнейших секторов национальной экономики России, где производится жизненно важная для общества продукция. Развитие агропромышленного комплекса в решающей мере определяет состояние всего национального потенциала, уровень продовольственной безопасности государства и социально-экономическую обстановку в обществе[1].

Центральным звеном агропромышленного комплекса является сельское хозяйство. Оно по праву занимает особое место не только в агропромышленном комплексе, но и во всем народном хозяйстве. В сельском хозяйстве производится в среднем 6,5% валовой добавленной стоимости, сосредотачивается около 3% основных производственных фондов (рисунок 1).


Рисунок 1. Основные показатели сельского хозяйства России в период 2010 – 2015 годы[2]

В сельском хозяйстве производятся продукты питания для населения страны, сырье для перерабатывающей промышленности. Спрос населения на продовольственные товары почти на 75% покрывается за счет сельского хозяйства. Для производства продукции сельского хозяйства используется около 40% всех земель страны. В сельской местности в 2014 году проживало 37,98 млн. человек, что составляет 26% от общей численности населения России (рисунок 2).

Рисунок 2. Динамика численности населения, проживающего в сельской местности (в процентах к общей численности[3]

Из общего количества занятого в народном хозяйстве населения (67,8 млн. чел.) в сельском хозяйстве в 2014 году работало 6,2 млн. чел., что составляет 9,14% от общей численности занятых в России.

Таким образом, сельское хозяйство является не только отраслью экономики, но и укладом жизни значительной части населения страны. Здесь формируются нравственные основы народа, его национальная психология, историческая память[4] (рисунок 3).

Рисунок 3. Динамика доли занятого в сельском хозяйстве населения[5]

В то же время сельское хозяйство не обладает финансовой самостоятельностью и самодостаточностью. Такое качество отрасли объясняется ее специфическими особенностями, среди которых можно выделить следующие[6]:

  • зависимость от природно-климатических условий, которые могут значительно отличаться из года в год, что лишает сельское хозяйство стабильности;
  • вредители, болезни животных и растений, засухи, наводнения, делают аграрный сектор рискованной сферой для осуществления инвестиций, порождают аграрный риск;
  • сезонный характер производства, что предопределяет неравномерность производства продукции и ее потребление в различные времена года;
  • пространственное рассредоточение сельскохозяйственного производства на большие площади;
  • тесное переплетение действия биологических и экономических законов воспроизводства, так как специфическими средствами производства в аграрном секторе экономики выступают живые организмы – животные и растения;
  • непривлекательность трудоустройства в сельском хозяйстве, высокий уровень оттока рабочей силы из села в город, низкая мобильность аграрного труда;
  • низкая эластичность спроса на продовольственные товары в зависимости от снижения цен или роста дохода.

Вышеперечисленные особенности функционирования сельского хозяйства послужили причиной того, что именно здесь экономические законы рыночного хозяйства наименее совершенны и наиболее противоречивы. Вследствие этого возникает объективная необходимость в государственном регулировании и поддержке сельского хозяйства.

Кроме того, роль государственного участия в аграрном секторе существенно возрастает в условиях агропродовольственного эмбарго, введенного указом президента Российской Федерации 6 августа 2014 года в ответ на антироссийские санкции. Под запрет ввоза на территорию страны попали сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие стран Европейского Союза, США, Австралии, Канаде и Норвегии. Данная мера является своеобразным «толчком» к укреплению позиций отечественной продукции на внутреннем продовольственном рынке. Однако, без мер государственной поддержки этого достичь практически невозможно[7].

Исходя из вышесказанного, государственная поддержка сельскохозяйственного производства является вполне обоснованным, необходимым и важным направлением деятельности государства в этой отрасли экономики[8].

Изучение роли государства в народном хозяйстве является одной из важнейших составных задач системы экономических наук. На протяжении всей истории человечества государство в разной степени и формах участвовало в экономических процессах всего народного хозяйства, в отдельных отраслях экономики (промышленности, сельском хозяйстве, финансах, транспорте и т.д.), в регионах, в деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, во внешнеэкономической деятельности.

Сегодня среди отечественных экономистов в условиях продолжающегося формирования эффективного экономического механизма агропромышленного комплекса не угасает активная дискуссия по вопросам, связанным с государственным регулированием и государственной поддержкой сельского хозяйства[9].

В последнее время зачастую в научных статьях и специальной литературе граница между выше указанными понятиями становится размытой или вовсе стирается. Наиболее часто встречаются и отождествляются такие категории, как «государственное регулирование», «бюджетное финансирование», «государственная финансовая поддержка», «государственная помощь» и другие. В нормативно-правовых актах, связанных с вопросами государственной поддержки агропромышленного комплекса, к ней относится также поддержка аграрного рынка: закупочные и товарные интервенции, государственные залоговые операции, закупки для государственных нужд, антимонопольное регулирование цен на региональных рынках, регулирование внешнеэкономической деятельности, а также поддержка социальной инфраструктуры в сельской местности[10]. В результате под понятием государственной поддержки агропромышленного комплекса понимается все возможное многообразие методов и форм воздействия государства на агропромышленный комплекс. Все выше изложенное требует теоретической проработки проблемы, связанной с определением сущности государственной поддержки сельского хозяйства[11].


Для того, чтобы понять различия между государственной поддержкой и государственным регулированием обратимся к сущности государственного регулирования. Государственное регулирование – главный рычаг реализации аграрной политики. Аграрная политика государства, в свою очередь, реализуется через достаточно широкий набор инструментов, направленных на защиту интересов аграрных производителей. Поэтому, государственное регулирование агропромышленного сектора экономики следует рассматривать как понятие достаточно емкое по своему содержанию. Оно затрагивает процессы создания конечного продукта агропромышленного комплекса, а также процессы формирования, распределения и перераспределения доходов, получаемых от его реализации. Составными частями системы государственного регулирования являются такие элементы экономического механизма агропромышленного комплекса, как ценообразование (основной механизм формирования доходов, определяющий эквивалентность межотраслевого обмена и межотраслевых пропорций), налогообложение, бюджетное финансирование и другие финансово-кредитные инструменты, регулирующие процессы воспроизводства. Кроме того, государственное регулирование помимо рычагов экономического воздействия включает в себя также меры административно-правового характера.[12]

В свою очередь государственная поддержка способствует лишь лучшей адаптации хозяйствующих субъектов агропромышленного комплекса к сложившимся условиям воспроизводства, не затрагивая при этом основ складывающегося экономического механизма, то есть принципы формирования, распределения и перераспределения доходов. Иными словами, государственная поддержка агропромышленного комплекса является неотъемлемой частью государственного регулирования и представляет собой совокупность форм и методов экономического воздействия государства, направленных на обеспечение экономического роста данного сектора экономики. При этом инструменты реализации государственной поддержки носят, прежде всего, льготный или безвозмездный характер.

В научных исследованиях достаточно большое внимание уделяется принципам, которым должна соответствовать система государственной поддержки агропромышленного комплекса. Так, М. В. Казаковцева к этим принципам относит:

  • обеспечение максимально высокой эффективности использования бюджетных ресурсов;
  • программно-целевой характер государственной поддержки;
  • оптимальное соотношение рычагов прямого и косвенного воздействия;
  • соответствие системы мер изменяющимся условиям хозяйствования;
  • дифференциация мер федеральной и региональной поддержки;
  • объективность распределения средств между субъектами[13].