Файл: Доходы местных бюджетов, пути их роста (Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в настоящее время становится наиболее актуальным вопрос о недостаточном обеспечении финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований и несбалансированности местных бюджетов. Уровень социальной защиты населения и инвестиционный потенциал муниципалитета напрямую зависят от качества местного бюджета, а также включенных в него параметров. Проблематика формирования доходов и расходов местного бюджета и рационального их использования носит многозначительный и актуальный характер, так как от этого зависит жизнеобеспечение населения.

Данная тема определяется как систематизация, закрепление и наращивание теоретических знаний, практических навыков по экономике, основательное изучение вопроса, который касается формирования и путей целесообразного использования местного бюджета.

Объектом исследования является доходная часть местного бюджета и ее формирование.

Предметом исследования является функционирование органов местного самоуправления на примере Администрации муниципального образования «Город Томск», исполнение задач муниципального образования при формировании местного бюджета.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ формирования доходов местного бюджета, выявление наиболее значимых проблем механизма осуществления формирования доходной части местного бюджета, а также поиск оптимальных путей решения выявленных проблем.

На основании поставленной цели в работе предполагается решение следующих задач:

  • Рассмотреть понятие местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ.
  • Изучить систему и элементы формирования доходов местного бюджета.
  • Дать характеристику местного бюджета города Томска.
  • Проанализировать структуру и динамику доходов и расходов местного бюджета муниципального образования «Город Томск».
  • Выявить проблемы и направления совершенствования системы формирования и исполнения местного бюджета.

Базой исследования послужили учебные пособия и практикумы по бюджетной системе Российской Федерации, набор нормативных документов и рекомендаций, а также журнальные статьи из основных экономических изданий.

Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка использованной литературы.


Глава 1 Общие положения организации местных бюджетов в Российской Федерации

1.1 Понятие местного бюджета и его роль в бюджетной системе РФ

Государство может оказывать влияние на экономическую жизнь общества путем реализации двух направлений: административного и экономического. Экономические методы являются наиболее эффективными по степени влияния на социально-экономические процессы. Они включают в себя бюджетные методы, связанные с использованием системы государственных расходов, а также налоги. Важнейшим элементом экономического механизма страны является бюджет, который представляет собой рычаг, с помощью которого государство воздействует на процессы производства и распределения.

В настоящее время бюджет является центральным элементом финансовой системы страны. Необходимо подчеркнуть, что бюджет может рассматриваться с экономических и юридических позиций, что представлено на рисунке 1.

Рисунок 1 - Подходы к определению понятия «бюджет»

Таким образом, бюджет как экономическая категория определяется как комплекс экономических отношений, которые возникают в процессе формирования, ранжирования и использования общегосударственного фонда денежных средств.

Напротив, с юридической точки зрения, бюджет является основным финансовым планом образования, распределения и использования публичных финансовых средств, который принимается посредством особой процедуры органом государственной власти в форме закона.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ: «Бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» [1].

Совокупность всех видов бюджетов, функционирующих в стране определяется как бюджетная система государства.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ под бюджетной системой Российской Федерации понимается система, которая основана на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации и определяющая совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов [1].


Бюджетное устройство РФ определено ее государственным федеративным устройством и закреплено Конституцией РФ. В соответствии со статьей 1 Конституции РФ: «Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления» [2].

Структура бюджетной системы Российской Федерации включает в себя несколько уровней, которые определены в статье 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Федеральный бюджет Российской Федерации, бюджеты субъектов Российской Федерации, местный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также территориальных государственных внебюджетных фондов, являются элементами структуры бюджетной системы Российской Федерации [1]. Местный бюджет, в свою очередь, подразделяется на бюджеты муниципальных районов, городских и сельских поселений, а также бюджеты городских округов и бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения [1].

Рисунок 2 - Структура бюджетной системы Российской Федерации

Основные понятия уровней бюджетной системы Российской Федерации определены в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и используются следующие основные термины и понятия [3]:

• сельское поселение – это один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления [3];

• городское поселение – город или поселок, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления [3];

• муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ [3];

• городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом №131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросы местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ [3];


• внутригородской район – внутригородское муниципальное образование на части территории городского округа с внутригородским делением, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и через выборные и иные органы местного самоуправления. Критерии для деления городских округов с внутригородским делением на внутригородские районы устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и уставом городского округа с внутригородским делением [3].

По данным, предоставленным субъектами Российской Федерации, на 1 января 2015 года на их территориях действовало 22734 муниципальных образования [4], видовая структура которых представлена на рисунке 3.

Рисунок 3 - Структура типов муниципальных образований

Каждый из этих бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов власти.

Бюджеты, которые определяют бюджетную систему РФ, независимы друг от друга и не включаются в состав друг в друга. Это означает, что бюджеты субъектов РФ не могут быть включены в состав федерального бюджета, а также местные бюджеты не могут включаются в региональные бюджеты.

Бюджетный кодекс РФ выделяет понятие консолидированного бюджета РФ, консолидированных бюджетов субъектов РФ и консолидированного бюджета муниципального района.

Консолидированный бюджет муниципального района образуется за счет бюджета муниципального района и свода бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района (без учета межбюджетных трансфертов между ними) [1].

Консолидированные бюджеты не утверждаются органами законодательной власти в форме законов, а составляются для аналитических целей, таких как анализ формирования доходов и использования расходов бюджетов страны и регионов, разработка прогнозов социально-экономического развития государства и регионов, определение степени централизации финансовых ресурсов. Составление консолидированного бюджета РФ возлагается на Министерство финансов РФ.

В бюджетном планировании используются показатели консолидированных бюджетов. В частности, объемы консолидированных бюджетов административно-территориальных образований могут быть использованы при расчете дотаций и определении величины нормативов отчислений от регулирующих налогов в бюджеты субъектов РФ. Сводное финансовое планирование невозможно без расчета показателей консолидированных бюджетов, так как большинство показателей сводных финансовых балансов заимствуются из консолидированных бюджетов.


Правовая форма бюджетов РФ принята законодательством РФ в зависимости от бюджетного уровня. Правовую форму бюджетов каждого уровня закрепляет статья 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов законодательных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований [1]. Как правило, местные бюджеты утверждаются в форме решений местных представительных органов – советом депутатов муниципальных образований.

Местные бюджеты являются третьим звеном бюджетной системы Российской Федерации [1]. В Бюджетном кодексе РФ в редакции Федерального закона от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ было дано определение местного бюджета, он определялся как форма формирования и использования денежных средств, которые предназначены для реализации расходных обязательств конкретного муниципального образования, в расчете на финансовый год [5].

Любое муниципальное образование в Российской Федерации имеет собственный бюджет. Местные бюджеты предназначены для исполнения расходных обязательств муниципального образования [1]. При этом использование иных форм образования и расходования денежных средств органами местного самоуправления для исполнения расходных обязательств муниципального образования не допускается [1].

Сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, других территорий, которые не являются муниципальными образованиями, можно определить как составную часть бюджетов городских и сельских поселений [1].

В соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации в местных бюджетах раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий [1].

Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением [1].