Файл: Субъекты малого предпринимательства (Становление и развитие законодательства о субъектах малого предпринимательства в Р.Ф.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность избранной темы заключается в том, что развитие малого и среднего предпринимательства - одно из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней при решении вопросов социально-экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.
Мировой опыт свидетельствует о том, что эффективность функционирования экономической системы в значительной степени зависит от оптимального сочетания в ней малого, среднего и крупного бизнеса. При сохранении относительно устойчивого соотношения между различными группами компаний примерно с 70-х гг. прослеживается тенденция к смене лидерства в качественном структурном преобразовании экономической системы, которое все больше переходит от крупных фирм к малому бизнесу. Объясняется это, в первую очередь, принципиальными изменениями в характере современного научно-технического прогресса. Эту тенденцию следовало бы максимально использовать в современной российской экономике, направив материальные, финансовые и организационные усилия государства на ускоренное развитие малого предпринимательства, являющегося массовой базой и интегральным элементом конкурентного рыночного механизма.
Конкуренция является основным условием работы малых и средних предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.
В целом, ведущую роль в национальном хозяйстве играют крупные предприятия, но основное число предприятий представлено малыми и средними предприятиями.
Малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
Актуальность проблемы обусловила появление множества научных работ, посвященных рассмотрению вопросов малого предпринимательства.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды таких авторов как Гусевой Т.А., Егоровой М.А., Лесковой Ю.Г., Шишкина С.Н. и иных.
Методы исследования: исследование проведено с использованием общенаучного диалектического метода познания, а также частно-научных традиционных методов исследования, принятых в юриспруденции: догматический и формально-логический, метод системного анализа; метод сравнительного анализа. Применение в совокупности этих методов позволило осуществить решение задач, поставленных в курсовой работе.
Объектом работы являются общественные отношения, связанные с правовым статусом субъектов малого и среднего предпринимательства.
Предметом исследования являются нормы законодательства Российской Федерации по вопросам правового положения субъектов малого и среднего предпринимательства.
Целью данной работы является исследование малого предпринимательства как субъектов предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить историю развития малого и среднего предпринимательства;
рассмотреть правовые аспекты понятия и правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;
исследовать государственную поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства;
охарактеризовать отдельные меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса.
По своей структуре работа состоит из введения, основной части - двух глав подразделенных на параграфы, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1 Общая характеристика субъектов малого предпринимательства
Конституция РФ не использует дефиницию «малое предпринимательство», равно как и понятие организации (юридического лица), оперируя такими терминами, как «учреждение» и «предприятие» (ч. 2, ч. 3 ст. 43), «общественное объединение» (ч. 4, ч. 5 ст. 13), религиозные объединения (ч. 2 ст. 14).
Гражданский кодекс РФ также не содержит упоминания о малых предприятиях, разграничивая виды юридических лиц в зависимости от прав учредителей в отношении юридического лица и его имущества, а также по целям осуществляемой организацией деятельности. Следует отметить, что некоторыми исследователями в свое время было высказано предложение о необходимости дополнения норм Гражданского кодекса РФ новой организационноправовой формой «малое предприятие»[1].
Представляется необходимым выделить общие и специальные признаки малого предприятия, определяющие основы его правового статуса. К первым относятся такие выработанные доктриной гражданского права сущностные характеристики организации, как:
-организационное единство;
-наличие хозяйственной самостоятельности и обособленного имущества;
-специальная правоспособность;
-возможность создания как в форме некоммерческих организаций (потребительские кооперативы), так и в форме коммерческих организаций (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий);
-наличие фирменного наименования, счета в банке и т.д.
Вместе с тем малое предприятие обладает специальными признаками, закрепленными в ст. 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 209-ФЗ) и касающимися требований к уставному капиталу, численности работников и размеру выручки.
Так, средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать предельное значение средней численности работников, установленной для малых предприятий. Новшеством Федерального закона № 209-ФЗ является выделение среди категории субъектов малого предпринимательства самостоятельной категории микропредприятий (для них предельно допустимая средняя численность работников составляет 15 человек). Как справедливо отмечается в специальной литературе, факт закрепления в Федеральном законе № 209-ФЗ статуса микропредприятий, малых и средних предприятий говорит о гармонизации законодательства России с законодательством развитых зарубежных стран[2].
Правда, правовой статус микропредприятий не получил надлежащего развития в отраслевом законодательстве, в связи с чем В.А. Семеусов и
А.А. Тюкавкин-Плотников высказывают сомнения по поводу целесообразности выделения этой подгруппы субъектов малого предпринимательства.[3] Однако некоторые исследователи, напротив, полагают необходимым уделять микропредпринимательству больше внимания. Так, В. А. Власов предлагает внести изменения в наименование Федерального закона № 209-ФЗ и именовать его как Федеральный закон «О развитии микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»[4].
Подводя итог, можно с уверенностью утверждать, что надлежащее, адекватное регулирование налогообложения субъектов малого предпринимательства невозможно без понимания его природы и сущности. Кроме этого, определение малого предпринимательства (в том числе для целей налогообложения) должно иметь в своей основе результаты проводимых на постоянной основе широкомасштабных статистических наблюдений за состоянием и тенденциями развития малого предпринимательства.
1.2 Становление и развитие законодательства о субъектах малого предпринимательства в России
За годы реформирования национальной экономики и социальной сферы России в относительно самостоятельное направление деятельности органов публичной власти выделились меры по становлению, поддержке и развитию малого бизнеса. При этом особое внимание было уделено созданию и совершенствованию нормативно-правовой базы малого предпринимательства (прежде всего, специального законодательства), где четко прослеживаются несколько этапов. На
1-й этапе (до конца 1994 г.) правовое регулирование малого предпринимательства осуществлялось сохраняющими юридическую силу нормативно-правовыми актами СССР, указами Президента России и постановлениями Правительства Российской Федерации
2-й этап условно завершился принятием в 1995 г. Федерального закона №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». В развитие этого специального законодательного акта был принят и с начала 1996 г. стал действовать Федеральный закон №222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»3. А Правительство России 4 декабря 1995 г. приняло Постановление №1184 «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства»4.
Федеральный закон №88-ФЗ определял, какие хозяйствующие субъекты могли обладать статусом малого предпринимателя. К ним относились физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Что касается предпринимательских организаций, они обладали указанным статусом только при одновременном наличии следующих трех условий:
- они должны были быть коммерческими организациями;
- в уставном капитале такой коммерческой организации доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышала 25%, а доля, принадлежавшая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышала 25%;
- средняя численность работников в такой коммерческой организации за отчетный период не должна была превышать следующих предельных уровней: в промышленности - 100 человек; в строительстве - 100 человек; в сельском хозяйстве - 60 человек; в научнотехнической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.
3-й этап был, в частности, ознаменован принятием в 2003 г. Федерального закона №129-ФЗ о внесении изменения и дополнения в статью 7 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»5, закрепившим исключение из общего правила: в отношении субъекта малого предпринимательства плановое мероприятие по контролю может быть проведено не ранее чем через 3 года с момента его государственной регистрации.
3-й (нынешний) этап связан с принятием в 2007 г. специального Федерального закона №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Рос-
Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации в настоящее время являются:
- развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации;
- обеспечение благоприятных условий для их развития;
- обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
- оказание им содействия в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств;
- увеличение общего числа субъектов малого предпринимательства;
- обеспечение занятости населения, развитие самозанятости, увеличение среднего класса;
- увеличение доли производимых субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
- увеличение доли их платежей в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.