Файл: Субъекты малого предпринимательства (Становление и развитие законодательства о субъектах малого предпринимательства в Р.Ф.).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
В данном случае суд первой инстанции пришел к выводу, что график оплаты должен быть равномерным
Более того, суд кассационной инстанции, проведя проверку оспариваемого акта, пришел к выводу, что право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных в соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона № 159-ФЗ пределах принадлежит субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Таким образом, в пределах установленного срока право выбора срока рассрочки оплаты приобретаемого муниципального имущества и, как следствие, графика внесения платежей принадлежат субъекту малого и среднего предпринимательства. Б каждом конкретном случае эти условия должны оп-ределяться сторонами при заключении договора купли-продажи. Совет, определивший организационные и правовые основы, регулирующие порядок возмездного отчуждения муниципального имущества, не вправе устанавливать обязательные для всех субъектов малого и среднего предпринимательства правила поведения, касающиеся условий внесения платежей в течение периода рассрочки оплаты приобретаемого имущества, поскольку такие условия фактически лишают названных субъектов гарантированных законом прав, носящих индивидуальный характер[23].
Полагаем, что в данном случае необходимо дополнить п. 2 ст. 5 рассматриваемого Федерального закона и читать его следующим образом: «Право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, срока рассрочки в установленных в соответствии с настоящей статьей пределах, а также графика платежей принадлежат субъекту малого или среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества».
Б России малый бизнес, безусловно, нуждается в особом внимании и поддержке со стороны государства, поэтому очень важно,
чтобы эта поддержка была эффективной. Российскому законодателю следует детально регламентировать этапы этой поддержки с целью предотвращения возможных ошибок и устранения уже существующих пробелов. Для того чтобы повысить эффективность поддержки и ее целевого использования предпринимателями, необходимо осуществлять мониторинг реализации законов по поддержке малого предпринимательства.
Более гибкая государственная политика в области государственного регулирования малого предпринимательства и снижение количества административных барьеров могли бы способствовать динамичному развитию малого бизнеса в Российской Федерации, поскольку малое и среднее предпринимательство необходимо обществу, чтобы повернуть производство на удовлетворение потребностей каждого конкретного человека, борьбу с диктатом монополистов на пот-ребительском и производственном рынках, создание условий для быстрого освоения новых научно-технических идей и технологий, к которым наиболее восприимчивы мелкие и средние предприятия.
Заключение
Законодательное регулирование деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Закон о МСП). Данный Закон, регулируя отношения в сфере развития малого и среднего предпринимательства (далее - МСП), определяет понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки. Положениями Закона о МСП устанавливаются также особенности нормативного правового регулирования деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. Конкретизацию эти положения находят в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. Это, в частности, Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ), Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и целый ряд иных актов.
Помимо федерального законодательства, большую роль в правовом регулировании деятельности МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В субъектах РФ приняты специальные законы и направленные на их исполнение подзаконные нормативные правовые акты, действуют региональные целевые программы, функционирует инфраструктура поддержки малого и среднего бизнеса, созданы специальные органы исполнительной власти, реализующие государственную политику в данной сфере. Закон РТ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан» регулирует отношения, возникающие между органами государственной власти РТ и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в сфере предоставления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в РТ. Определяет принципы, условия, формы и виды такой поддержки, источники средств и ресурсов поддержки, а также предусматривает иные меры, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства в РТ.
Важно и то, что законодательное определение субъекта МСП оперирует термином «предприятие». Данное понятие активно использовалось в хозяйственном законодательстве социалистического периода, в современном предпринимательском законодательстве раннего этапа его становления и перестало применяться в качестве обобщающего термина для обозначения субъектов предпринимательства с момента вступления в силу первой части ГК РФ. Как известно, ГК РФ использует рассматриваемый термин двояко для обозначения предприятия как объекта права (ст. 132 ГК РФ) и применительно к государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Содержание понятия субъекта МСП получило раскрытие в ст. 4 Закона о МСП. В силу данной нормы к числу субъектов МСП потенциально относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в ЕГРИП (индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства. Обратим внимание на то, что потребительский кооператив - единственная на сегодняшний день организационно-правовая форма некоммерческих организаций, которая допустима для приобретения статуса субъекта малого и среднего бизнеса.
Законом о МСП определены три группы условий (ограничений) для получения потенциальными субъектами статуса субъекта МСП, причем в отношении индивидуальных предпринимателей применяются только показатели второй и третьей групп. Назовем эти условия:
. Ограничения при формировании имущества (для юридических лиц). Установлено, что суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать 25% (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не должна превышать 25%.
Предельные значения средней численности работников. Определено, что средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов МСП: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до 15 человек.
Финансовые показатели. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, устанавливаемые Правительством РФ. Заметим, что предельные значения балансовой стоимости активов Правительством РФ до сих пор не определены. При их установлении Правительство РФ должно исходить из того, что балансовая стоимость активов устанавливается в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете (ч. 8 ст. 4 Закона о МСП).
Список использованных источников
- О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.
- О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4137.
- О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4135.
- Об инвестиционных фондах : федер. закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —2001. — № 49. — Ст. 4562.
- О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3434.
- О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 30 (Ч. 2). — Ст. 3642.
- Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"///Собрание законодательства РФ", 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3615
- Постановление Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1338-ПП (ред. от 07.08.2013) "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы" (вместе с "Положением о Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы", "Регламентом ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы")// "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 71, 22.12.2009.
- Постановление Федерального арбитражного суда кассационной инстанции Волго-Вятского округа. Дело № А82-1481/2009-14// СПС Гарант
- Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 28 января 2004 г. № КА—А40/11479-03. // СПС «Гарант»
- Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России : научные очерки. — М. : Статут, 2014. – 89с.
- Власов В.А. Правовое положение субъектов микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства // Аграрное и земельное право. 2015. № 2. С. 15-25
- Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства // Государство и право. — 2014. — № 9. С. 10-21
- Клочкова Е.В. К вопросу определения правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2013. — № 6. С. 8-15
- Музалевская И.Н. Правовые аспекты понятия субъекта малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / отв. ред. М.А. Супатаев, В.К. Андреев. — М., 2015, С. 89
- Налогообложение в системе регулирования деятельности малого бизнеса и его влияние на развитие экономики России / Л.А. Дьячкина [и др.] ; под. ред. М.В. Романовского и Р.А. Саакяна. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2014.- 311 с.
- Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. — 2014. — № 4. С. 21-24
- Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. — 2009. — № 4. С. 23
- Семеусов В.А., Тюкавкин-Плотников А.А. О признаках субъектов малого и среднего предпринимательства // Академический юридический журнал. 2012. № 3. С. 41-48
- Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства / отв. ред. Т.М. Гандилов. — М. : Экзамен, 2013. С. 95
-
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4006. ↑
-
Налогообложение в системе регулирования деятельности малого бизнеса и его влияние на развитие экономики России / Л.А. Дьячкина [и др.] ; под. ред. М.В. Романовского и Р.А. Саакяна. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2014. С. 201 ↑
-
Семеусов В.А., Тюкавкин-Плотников А.А. О признаках субъектов малого и среднего предпринимательства // Академический юридический журнал. 2012. № 3. С. 47 ↑
-
Власов В.А. Правовое положение субъектов микропредпринимательства, малого и среднего предпринимательства // Аграрное и земельное право. 2015. № 2. С. 16 ↑
-
Постановление Правительства Москвы от 08.12.2009 N 1338-ПП (ред. от 07.08.2013) "О функционировании Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы" (вместе с "Положением о Реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы", "Регламентом ведения Реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Москвы")// "Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 71, 22.12.2009. ↑
-
О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4006. ↑
-
Постановление Федерального Арбитражного Суда Московского округа от 28 января 2004 г. № КА—А40/11479-03. // СПС «Гарант» ↑
-
О науке и государственной научно-технической политике : федер. закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4137. ↑
-
О высшем и послевузовском профессиональном образовании : федер. закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 35. — Ст. 4135. ↑
-
Об инвестиционных фондах : федер. закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ // Собрание законодательства РФ. —2001. — № 49. — Ст. 4562. ↑
-
О защите конкуренции : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 31 (Ч. 1). — Ст. 3434. ↑
-
Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства // Государство и право. — 2014. — № 9. С. 11 ↑
-
Клочкова Е.В. К вопросу определения правового статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации // Черные дыры в Российском законодательстве. — 2013. — № 6. С. 8 ↑
-
О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства : постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 // Собрание законодательства РФ. — 2008. — № 30 (Ч. 2). — Ст. 3642. ↑
-
Иванов С., Петров С. Малый бизнес // ЭЖ-Юрист. — 2002. — № 11. ↑
-
Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. — 2014. — № 4. С. 21 ↑
-
Ибадова Л.Т. Некоторые правовые проблемы понятия субъекта малого предпринимательства // Государство и право. — 2014. — № 9. С. 17 ↑
-
Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России : научные очерки. — М. : Статут, 2014. С. 78 ↑
-
Супатаев М.А. К проблеме понятия субъекта малого предпринимательства // Правовые проблемы малого предпринимательства / отв. ред. Т.М. Гандилов. — М. : Экзамен, 2013. С. 42 ↑
-
Семенушкина А.М. Правовые аспекты понятия субъектов малого и среднего предпринимательства // Предпринимательское право. — 2009. — № 4. С. 23 ↑
-
Музалевская И.Н. Правовые аспекты понятия субъекта малого предпринимательства // Малый бизнес на этапе обновления законодательства о предпринимательстве / отв. ред. М.А. Супатаев, В.К. Андреев. — М., 2015, С. 87 ↑
-
Федеральный закон от 22.07.2008 N 159-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"///Собрание законодательства РФ", 28.07.2008, N 30 (ч. 1), ст. 3615 ↑
-
Постановление Федерального арбитражного суда кассационной инстанции Волго-Вятского округа. Дело № А82-1481/2009-14. — URL: http://faswo.arbitr.ru ↑