Файл: Международный валютный фонд: цели, функции, особенности (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА.).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Между различными странами возникают экономические отношения международного, или транснационального характера.

Основные причины развития международных финансовых отношений – расширение связей между странами: внешнеторговых, культурно-технических и других.

Для интеграции национальных экономик были учреждены международные финансовые организации – Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и другие.

Особая роль в построении международной финансовой системы принадлежит Международному валютному фонду (МВФ). Эта международная финансовая организация межправительственного сотрудничества.

Основная цель МВФ заключается в обеспечении стабильности международной валютной системы – системы обменных курсов и международных платежей, позволяющей странам заключать сделки друг с другом.

На сегодняшний день Международный валютный фонд (МВФ) является организацией 188 стран, работающих по направлению стимулирования глобального валютного сотрудничества, обеспечения финансовой стабильности, содействия международной торговле, содействия поддержанию высокого уровня занятости и устойчивого экономического роста и снижения уровня бедности во всем мире.

Известно, что в Организации Объединенных Наций, со дня ее основания, созданы специализированные учреждения, призванные способствовать глобальному регулированию мировой экономики. Среди них, наиболее значимыми являются Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

По сути, само создание этих структур выглядело привлекательным для всего мира, поскольку они обеспечивают стабильность и устойчивое развитие национальных экономик с помощью всеобъемлющих и общедоступных принципов.

В частности, МВФ как основной финансовый институт призван обеспечить стабильность международной валютной системы, создание многонациональной системы по валютным операциям и т.д. МВФ – это специализированное учреждение ООН, которое было создано в 1944 году по решению конференции в Бреттон-Вудсе. Фонд, членами которого являются около 180 государств, пользуется полной автономией.

Инициаторами его создания были выдающийся английский экономист, автор теории государственного регулирования экономики Джон Мейнард Кейнс и представитель Министерства Финансов США Гарри Декстер Уайт. Соглашение вступило в силу с 27 декабря 1945 года, а как часть плана послевоенной реконструкции, организация начала свое существование с мая 1946 года. Первая финансовая операция была осуществлена 1 марта 1947 года.


Главная цель Фонда состоит в упорядочении обменных курсов валют и сокращении бюджетного дефицита, что в свою очередь будет способствовать свободному перемещению капитала на международном рынке.

В настоящее время уставный капитал Фонда составляет 290 миллиардов долларов, который в основном сформирован за счет взносов 184 государств-членов. Международный Валютный Фонд имеет право предоставлять из этих финансовых резервов займы государствам-членам.

В соответствии с Уставом, Фонд должен способствовать международному сотрудничеству в валютной сфере, расширению международной торговли, наблюдать за стабильностью валют и предоставлять кредиты для уравновешения платежных балансов государств-членов.

Целью является: изучить международный валютный фонд: цели, функции, особенности.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  1. Изучить теоретические основы международного валютного фонда
  2. Рассмотреть особенности международного валютного фонда

В качестве объекта исследования выступает международный валютный фонд

Предметом исследования является особенности функционирования международного валютного фонд а

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ВАЛЮТНОГО ФОНДА

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД

МВФ является Бреттон-Вудской международной организацией и формально относится к специализированному учреждению ООН, но с самого начала своей деятельности он отклонил еѐ координирующую и руководящую роль, ссылаясь на полную независимость своих финансовых источников.

Необходимость создания подобных организаций назревала по мере приближения окончания Второй мировой войны и распада колониальной системы. 27 декабря 1945 г. статьи соглашения о Международном валютном фонде официально вступили в силу, а приступил к операциям МВФ с 1 марта 1947 г. СССР принял участие в Бреттон-Вудской конференции, но не ратифицировал статьи соглашения о МВФ. [1]

Деньги на создание этой организации поступили от Дж.П. Моргана, Дж.Д. Рокфеллера, П. Варбурга, Я. Шиффа и других «международных банкиров». МВФ предназначен для регулирования кредитно-валютных отношений государств-членов и предоставления краткосрочных и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. [2]


Большинство займов Международный валютный фонд предоставляет в долларах. За время существования МВФ превратился в главный орган регулирования международных валютно-финансовых отношений.

Штаб-квартира МВФ находится в Вашингтоне. Официальные цели МВФ заключаются в следующем:

‒ способствовать развитию международного валютно-финансового сотрудничества;

‒ способствовать процессу расширения и сбалансированного роста международной торговли; ‒ содействовать стабильности валют;

‒ оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов;

‒ предоставлять ресурсы (при соблюдении адекватных гарантий) в распоряжение государств-членов, испытывающих затруднения в финансировании платежного баланса. [3]

На данный момент членами МВФ являются 188 государств. Каждая страна имеет квоту, выраженную в СДР (специальные права заимствования).

Капитал международного валютного фонда постоянно увеличивался с момента его образования, особенно быстрыми темпами увеличивались квоты наиболее экономически развитых стран-членов. [4]

Наибольшие квоты в МВФ имеют США (42122,4 млн. СДР), Япония (15628,5 млн. СДР) и Германия (14565,5 млн. СДР), наименьшую – Тувалу (1,8 млн. СДР). В МВФ действует принцип «взвешенного» количества голо сов, когда решения принимаются не большинством равных голосов, а крупнейшими «донорами».

В сумме США и страны Запада имеют более 50 % голосов против нескольких процентов Китая, Индии, России, латиноамериканских или исламских стран. Очевидно, что первая группа стран обладает некой монополией на принятие решений.

Кстати, когда затрагиваются важнейшие стратегические вопросы, в том числе и вопросы реформы самого МВФ, только США имеют право вето.

На протяжении первых двух десятилетий своей деятельности (1947- 1966 гг.) МВФ кредитовал в большей мере развитые страны, на которые приходилось 56,4 % суммы кредитов.

К примеру, 41,5 % средств получила только Великобритания. С 1970-х гг. МВФ переориентировал свою деятельность на предоставление кредитов развивающимся странам. Основными механизмами кредитования за счет ресурсов МВФ являют- ся следующие: резервная доля, кредитные доли, резервные кредиты стенд- бай (stand-by arrangements), механизм расширенного кредитования (extended fund facility).

Резервная доля (reserve tranche). Первая «порция» иностранной валюты, которую государство-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», а с 1978 г. – резервной долей. Кредитные доли (credit tranches). [5]


Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены государством-членом сверх резервной доли, делятся на четыре кредитные доли или транша, составляющие по 25 % квоты.

Сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % ее квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Предельная сумма кредита, которую страна может получить у МВФ в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % ее квоты. [6]

Резервные кредиты стенд-бай (stand-by arrangements). Этот механизм применяется с 1952 г. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Механизм расширенного кредитования (extended fund facility) при- меняется c 1974 г.

В рамках этого механизма предоставляются кредиты на еще более длительные сроки и в еще больших размерах. Использование кредитов стенд-бай и расширенных кредитов – самых распространенных до мирового финансово-экономического кризиса кредитных механизмов – сопряжено с выполнением государством-заемщиком некоторых условий, предусматривающих проведение им определенных финансово-экономических (а на деле и политических) мероприятий.

При этом степень жесткости условий нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой. Некоторые условия должны быть выполнены еще до получения кредита. Если МВФ сочтет, что страна использует кредит «в противоречии с целями фонда», не выполняет выдвинутых требований, он может ограничить ее дальнейшее кредитование, отказать в предоставлении очередного кредитного транша.

Этот механизм позволяет МВФ фактически управлять страной-заемщицей. По истечении установленного срока государство-заемщик обязано погасить задолженность, т.е. «выкупить» национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах.

Ныне возврат кредитов стенд-бай производится в течение 3 лет и 3 месяцев –5 лет со дня получения каждого транша, при расширенном кредитовании – 4,5-10 лет. В целях ускорения оборота своего капитала МВФ «поощряет» более быстрый возврат должниками полученных кредитов. В 2007 г. МВФ находился в глубоком кризисе. [7]

Многие страны, за исключением США и других экономически развитых стран, фактически отказывались от механизма МВФ и старались как можно скорее избавиться от кредитов. В результате размер непогашенных кредитов сократился до рекордной для XXI в. отметки – менее 10 млрд СДР.

Однако внезапно наступил мировой финансово-экономический кризис. Случайно ли это совпадение? Число договоренностей о новых кредитах, стремившееся до кризиса к нулю, возросло беспрецедентными в истории деятельности фонда темпами. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г. был чрезвычайно выгоден МВФ, а значит и тем странам, в интересах которых он функционирует.


После мирового кризиса 2008 г. стало очевидным, что МВФ нуждается в реформировании. Следует отметить, что, если МВФ превратится в орган контроля макроэкономической политики почти во всех странах мира, то новые мировые кризисы неизбежны. [8]

На мой взгляд, МВФ не вправе глубоко вмешиваться во внутренние дела стран-членов, за исключением кризисных периодов, когда страна-член обращается к МВФ за помощью, хотя бы потому что это противоречит принципам международного права. МВФ может направлять специалистов и проводить консультации, но ни более того в обычное время.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ ФОНД: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Экономическое взаимодействие стран на мировой арене на протяжении всей своей истории никогда не было простым и однозначным. Каждая страна стремилась и будет стремиться укреплять свои позиции, отстаивать собственные национальные интересы.

Вместе с тем, усиливающаяся взаимозависимость национальных экономик обуславливает объективную необходимость координации усилий для решения задач, имеющих глобальный характер.

Так, Великая депрессия, вызвавшая снижение темпов экономического развития индустриальных стран, подтолкнула страны, в целях защиты собственных экономик, ввести достаточно жесткие ограничения на импорт товаров, девальвировать национальную валюту, вводить определенные ограничения на владение иностранной валютой. [9]

Однако разрозненные усилия стран сохранить свои золотовалютные резервы не принесли ожидаемых результатов. Более того, произошел спад промышленного производства, и, как следствие, падение уровня занятости населения, сокращение объемов мировой торговли.

Возникла объективная необходимость дальнейшего совершенствования международных валютно-финансовых отношений.

По мнению исследователей, в период с 1929 по 1932 годы мировой ВВП упал на 17 %. В период с 1914 по 1944 год ее объем оставался без изменений, причем за эти три десятилетия, из-за двух глобальных военных конфликтов, мировой ВВП вырос приблизительно вдвое. [10]

На протяжении 1930-х годов было проведено несколько международных конференций для решения вопроса о мировых валютах и международных экономических отношениях, но и они не увенчались успехом.