Файл: Проектирование организации (Главные цели и задачи организационного проектирования).pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность организационного проектирования
1.1 Главные цели и задачи организационного проектирования
1.2 Процессы организационного проектирования
1.3 Принципы организационного проектирования
1.4 Организационная структура предприятия
1.5 Виды организационных структур
2. ОПИСАНИЕ АО «РУССКИЙ ХРОМ 1915»
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АО «РУССКИЙ ХРОМ 1915»
3.1 Внутренняя и внешняя среда предприятия. SWOT-анализ
- характера деятельности организации;
- уровня компетенции руководителя, квалификации подчиненных и их заинтересованности в своей работе. Чем значительней эти показатели, тем выше норма управляемости;
- стабильность управленческой структуры, которая зависит от четкости постановки
- задач, наличия регламентов, эффективных методов принятия решений, надежности коммуникаций и уровня технического оснащения;
- территориальной удаленности исполнителей и величины их полномочий.
Организационное проектирование подразумевает три основные концепции [5]:
1) системного окружения,
2) управления
3) организационных преобразований.
Организационная форма ведения деятельности обеспечивает корпоративность, которая в свою очередь формирует устойчивые организационные отношения внутренней структуры организации: четкое подчинение сотрудников, распределение сфер ответственности и делегирование полномочий [13]. Что и определяет перспективное состояние бизнес-организации.
1.4 Организационная структура предприятия
Организационная структура предприятия должна соответствовать следующим принципам [1]:
- отражать цели и задачи организации в соответствии с позицией на кривой жизненного цикла;
- соответствовать функциональному разделению задач и объему полномочий сотрудников (определяются стратегией, политикой, процедурами, правилами);
- соблюдение оптимальности числа звеньев в системе управления (масштаб управляемости);
- соответствие социально-культурной среде, как внутренней (организационная культура), так и внешней (ценностная ориентация общества).
Организация — это открытая система взаимодействующих и управляемых частей (подразделений, людей и т.д.), работающая с определённой целью, смыслом, миссией и имеющая в своём распоряжении ресурсы [2]:
- Финансовые;
- Материальные;
- Людские;
- Информационные;
- Временные.
Внутренняя среда организации – это перечень всех внутриорганизационных факторов, процессов и ресурсов организации, влияющих на ее функционирование и развитие [8]. Это ситуационные факторы внутри организации.
К этой среде относят следующие ситуационные факторы:
- Цели - конкретные конечные результаты или состояния, которых хотят достигнуть работники предприятия совместными усилиями;
- Структура – отражает сложившиеся в организации выделения отдельных подразделений, связей между подразделениями, объединение подразделений в единое целое;
- Задачи – предписанная работа, которая должна быть выполнена установленным способом в заранее определенные сроки (люди, предметы, информация);
- Технология (информационные и производственные);
- Ресурсы (человеческие и финансовые).
Внешняя среда организации – совокупность факторов влияния вне организации на ее деятельность [7]. Факторы находятся вне контроля руководства организации и могут повлиять на коммерческий успех предприятия. Внешняя среда подразделяется на:
Среду прямого воздействия – это деловое окружение, с которым организация взаимодействует на прямую. К ней относятся: поставщики (капитала, материала, кадров), потребители, законы и государственные органы, конкуренты и профсоюзы [14].
Среду косвенного воздействия – это факторы, которые не оказывают прямого воздействия на организацию, но сказываются на ее функционировании [4]. К ним относятся: международное окружение, научно-технический прогресс и технологии, политические и социокультурные факторы, а также состояние экономики в стране (уровень инфляции, безработица и т.д.).
Организационная структура управления – это форма системного управления, которая определяет состав, взаимодействие и подчиненность ее элементов с использованием линейных, функциональных и межфункциональных связей в процессе общения [3].
1.5 Виды организационных структур
Линейная организационная структура
Основы линейных структур составляет подчиненность звеньев управления снизу доверху [5]. Здесь четко осуществляется принцип единоначалия: во главе каждого подразделения стоит руководитель, наделенный всеми полномочиями, который осуществляет единоличное руководство подчиненными ему звеньями, а также сосредоточивает в своих руках все функции управления (см. рис. 3).
Рис.3. Линейная структура управление
Линейно-функциональная организационная структура
Линейно функциональная организационная структура базируется с одной стороны на линейных полномочиях, а с другой на департаментализации по функциональному признаку – процесс деления организации на отдельные элементы, каждый из которых имеет свою четко определенную, конкретную задачу и обязанности [14]. Конкретные характеристики и черты деятельности того или иного подразделения соответствуют наиболее важным направлениям деятельности всей организации (см. рис. 4).
Рис.4. Линейно-функциональная структура управления
Дивизионная структура управления
В связи с увеличением размеров компаний и многопрофильностью их деятельности, а также усложнением технологических процессов 20-х годах появилась необходимость создания новых подходов к управлению организацией [17]. Тогда стали появляться дивизионные структуры управления, в которых наблюдалось сочетание централизованной координации и контроля деятельности с децентрализованным управлением.
Главными управленцами в данной структуре являются менеджеры, которые возглавляют производственные отделы – дивизионы [16]. Их структуризация производится либо по продуктовой специализации, либо по потребительской, либо же по обслуживаемым территориям.
Рис.5. Дивизионная структура управления
Таким образом, в первой главе было рассмотрено понятие организационного проектирования, выявлены его главные цели, задачи, а также структуру и этапы. Проанализировано, что такое управление организацией и какие существуют виды структур управления. Эти теоретические знания помогут в дальнейшем провести анализ предприятия.
2. ОПИСАНИЕ АО «РУССКИЙ ХРОМ 1915»
2.1 Общая информация
АО «Русский хром 1915» – предприятие, специализирующиеся на производстве хромовых соединений, расположенное в городе Первоуральск Свердловской области [17]. Входит в состав MIDURAL GROUP [18] (вертикально-интегрированный химико-металлургический комплекс предприятий, специализирующихся на выпуске лигатур и ферросплавов для потребностей специальной металлургии, а также на производстве химической продукции на основе хромовых солей).
Основные виды продукции АО «Русский хром 1915» технического назначения, выпускаемые предприятием: бихромат натрия, бихромат калия, хромовый ангидрид, окись хрома, сухой хромовый дубитель, сульфат натрия, получаемый в процессе переработки хромовых отходов. На основе технических хромовых солей организован выпуск хромовых солей реактивной квалификации (ацетат хрома, калий двухромовокислый, хром (VI) оксид, хром (III) хлорид и другие соли) [18].
В настоящее время одним из наиболее крупных инвестиционных проектов на предприятии является модернизация производства хромового ангидрида мощностью до 4000 тонн в год. Реализация проекта позволит обеспечить собственную потребность предприятий Группы МидЮрал в хромовом ангидриде, а также его продажу предприятиям России и поставки на экспорт. При собственном производстве хромового ангидрида возможно возобновление производства хромсодержащих композиций и связующих составов, а также организация производства новых видов хромсодержащих продуктов.
Постоянное совершенствование производства, внедрение новых технологий – одно из важнейших стратегических направлений. Такая политика позволяет поддерживать качество выпускаемой продукции на уровне мировых стандартов, снижать вредное воздействие на окружающую среду и обеспечивает экономическую стабильность предприятия [18].
2.2 История
История предприятия насчитывает уже более 100 лет. Основанный в 1915 году на базе близлежащих месторождений хромовой руды и известняков, небольшой завод «Хромпик» с кустарным производством 50-60 тонн/год хромовых солей за эти годы стал крупным предприятием с высокомеханизированными и автоматизированными технологиями [17].
Интенсивное развитие завода началось в годы первых пятилеток. Проведенная в 1930-31 гг. реконструкция завода с оснащением его новейшим оборудованием, вывела завод на мировой уровень. Рекордная выработка хромовых соединений была достигнута накануне Великой Отечественной войны и составляла 15 000 тонн в год.
В послевоенные годы завод интенсивно строился, осваивал новые виды продукции, увеличивал их производство. В 50-60е годы было введено в строй пять новых цехов, общая производственная мощность по производству хромовых солей увеличилась почти в 2 раза.
В 70-80е годы продолжилось строительство новых, усовершенствование и интенсификация действующих производств, широкое внедрение малоотходных технологий, расширился ассортимент продукции, в том числе товары народного потребления, ферромагнитные материалы, продукция органического синтеза.
В 2000 году был осуществлен переход на малоотходную бездоломитную технологию производства монохромата натрия, освоено производство хромового ангидрида непрерывным методом. Кроме того, была запатентована собственная технология производства окиси хрома, которой нет в мире. При этом качество получаемой окиси хрома находится на уровне лучших мировых стандартов. Изменен способ производства хромового дубителя с использованием безопасного сырья, значительно улучшено качество этого продукта [19].
В соответствии с разработанным на предприятии Планом технического перевооружения производств на 2012 год, в цехе №3 предприятия реализовано крупное техническое мероприятие – «Модернизация участка прокаливания в производстве окиси хрома металлургической», которое позволило не только увеличить на 25% объемы производства, снизить удельный расход энергоресурсов, но и улучшить экологическую составляющую производства. Принятые новые инженерные решения при модернизации барабанной вращающейся печи, узла ее питания, использование средств автоматизации нового поколения позволили значительно улучшить качество окиси хрома, что позволяет, в свою очередь, говорить о новом уровне качества хрома металлического и специальных сталей, в производстве которых она используется [19].
Таким образом, была проанализирована основная информация об организации, ее история и выпускаемая продукция, что поможет в дальнейшем анализе системы управления предприятия.
3. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ АО «РУССКИЙ ХРОМ 1915»
3.1 Внутренняя и внешняя среда предприятия. SWOT-анализ
Открытое акционерное общество «Управляющая Компания «РосСпецСплав – Группа МидЮрал» создано в 2006 году для управления вертикально-интегрированным химикометаллургическим комплексом предприятий, одним из которых является рассматриваемая организация ЗАО «Русский хром 1915» [19].
Основным видом деятельности ОАО «УК «РосСпецСплав – Группа МидЮрал» является текущее управление предприятиями, в соответствии с заключенными договорами на осуществление функций единоличного исполнительного органа. В этой связи, приоритетными направлениями деятельности Общества являются:
- управление и развитие предприятий Группы;
- стабильный рост производственных и финансовых показателей деятельности общества и предприятий;
- оптимизация производственных и финансово-экономических отношений между предприятиями;
- совершенствование структуры затрат предприятий Группы;
- расширение продуктовой линейки и рынков сбыта продукции предприятий;
- укрепление имиджа и торговой марки компании.
Состав Совета директоров, избранный внеочередным общим собранием акционеров, состоявшимся 08 ноября 2018г. (протокол от 08.11.2018г.), был в полном составе переизбран годовым общим собранием акционеров, состоявшимся 29 апреля 2019г [20].
Единоличным исполнительным органом Общества является Председатель Правления ОАО «УК «РосСпецСплав – Группа МидЮрал» - Гильварг Сергей Игоревич.
Для того чтобы выстроить грамотную стратегию управления предприятием, необходимо разобраться, какова его внутренняя и внешняя среда.
Рассмотрим факторы, относящиеся к внутренней среде АО «Русский хром 1915».
Основными целями являются: поддержание позиций в качестве основного поставщика хромовых соединений; увеличение доли продаж на рынке региона; повышение гибкости производственного процесса для быстрой адаптации к меняющимся условиям; повышение экологичности производства.