Файл: Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала (Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Трудовая деятельность всегда сопровождается интенсивными в большей или меньшей степени психофизиологическими процессами, использованием и растрачиванием энергетических, гормональных, мышечных, психических, интеллектуальных и др. ресурсов человека, что проявляется в изменении работоспособности. Говоря о работоспособности, выделяют общую (потенциальную, максимально возможную работоспособность при мобилизации всех резервов организма) и фактическую работоспособность, уровень которой всегда ниже. Фактическая работоспособность зависит от текущего уровня здоровья, самочувствия человека, а также от типологических свойств нервной системы, индивидуальных особенностей функционирования психических процессов (памяти, мышления, внимания, восприятия), от оценки человеком значимости и целесообразности мобилизации определенных ресурсов организма для выполнения определенной деятельности на заданном уровне надежности и в течение заданного времени при условии нормального восстановления расходуемых ресурсов организма. В процессе выполнения работы человек проходит через различные фазы работоспособности. Фаза мобилизации характеризуется предстартовым состоянием. При фазе врабатываемости могут быть сбои, ошибки в работе, организм реагирует на данную величину нагрузки с большей силой, чем это необходимо; постепенно происходит приспособление организма к наиболее экономному, оптимальному режиму выполнения данной конкретной работы.

Умственная работоспособность - объем умственной (мозговой, психической, нервной) работы, связанной с обработкой информации, который должен быть выполнен без снижения заданного (или установленного на максимальном, оптимальном для данного индивидуума уровне) функционирования организма.

Цель представленной работы - выявить взаимосвязь психофизиологических особенностей персонала и умственной (взаимосвязь выявлять не нужно, она уже выявлена задолго до Вас) выявить факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала, занятого трудом на исследуемом предприятии.

Для достижения цели выделим ряд задач:

- рассмотреть изучить сущность психофизиологические основы понятия работоспособности человека;

- изучить взаимосвязь работоспособности и производительности труда,

- рассмотреть исследовать влияние психофизиологических факторов на работоспособность и производительность труда,

- проанализировать психофизиологические факторы, влияющие на работоспособность и производительность труда;


- предложить оптимизацию условий труда на предприятии и мероприятия по совершенствованию условий труда и повышению работоспособности коллектива.

Объект исследования – специалисты по социальной работе.

Предмет - взаимосвязь психофизиологических особенностей психофизиологические факторы повышения работоспособности и производительности труда персонала предприятия и умственной работоспособности.

Методы исследования применялись следующие:

1) анализ документов продуктов деятельности,

2) социологический опрос;

В работе также использовалась методика: самооценка.

Информационная база исследования - внутриорганизационная документация компании, научная литература и периодическая печать.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

1 Психофизиологические основы управления работоспособностью и производительностью труда персонала

1.1 Содержание профессиональной деятельности

Психологический анализ трудовой деятельности является обязательным первоначальным этапом работ в области психологии труда. Он играет роль фундамента, на котором строится любое конкретное исследование. В зависимости от поставленной задачи, угол зрения, под которым анализируется профессия, может изменяться. Но психологическое изучение профессий может иметь и более самостоятельный теоретический аспект.

С точки зрения психофизиологии содержание профессиональной деятельности анализируется по следующим параметрам:

- психологические особенности конкретных видов профессиональной деятельности (ее средств, содержания, условий и организации, анализ ошибок, классификация профессий и так далее);

- влияние индивидуально-психологических особенностей человека наэффективность, надежность, безопасность труда;

- психологические закономерности формирования профессиональной пригодности человека (профориентация, профотбор, профподготовка, адаптация к труду);


- функциональные состояния субъекта труда (утомление, эмоциональное напряжение, стресс, монотония и другие) и методы их диагностики, профилактики и коррекции;

- психологические закономерности взаимодействия человека и техники;

- инженерно-психологическое обеспечение (проектирование, оценка) процесса создания и эксплуатации новой техники и так далее.

При анализе содержания профессиональной деятельности целесообразно учитывать технико-экономические, социальные, социально-

психологические и санитарно-гигиенические характеристики условий труда.

1.2 Методы измерения и анализа психофизиологических рабочих нагрузок персонала

Рабочая нагрузка – это:

1) количественная характеристика труда;

2) комплекс факторов, обусловливающих функциональное напряжение организма в процессе труда, включающий средства труда, трудовые действия и условия окружающей среды.

Оценка рабочей нагрузки включает в себя оценку:

Длительности труда (количество времени, в течение которого выполняется трудовая деятельность (при непрерывной работе или
при суммарной оценке периодов работы за сутки, неделю, месяц и т. д.).

Интенсивности труда (количественная оценка рабочей нагрузки в единицу времени (оценивается по показателям,
характеризующим тяжесть труда и напряженность труда).

Признаки повышенной интенсивности труда:

- Уменьшение времени на отдых в течение смены, суток, недели;

- Повышение физической или умственной нагрузки;

- Увеличение скорости рабочих движений;

- Уменьшение промежутка свободного времени при переходе от одной операции к другой, от одного движения к другому
(микропаузы). Различают рабочий ритм и рабочий темп.

Рабочий ритм - закономерное чередование во времени отдельных элементов работы и пауз между ними.

Рабочий темп - число повторяющихся законченных циклов рабочих операций в единицу времени.

При работе в низком темпе длительность выполнения операций колеблется то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения, а разброс двигательных реакций резко возрастает.

При среднем темпе работы длительность выполнения операции уже через 0,5 ч постепенно снижается на фоне незначительных
изменений временных реакций. Оптимален для работы.


Работа в высоком темпе характеризуется устойчивостью длительности выполнения операций, т. е. видимой ритмичностью, но при этом возрастает вариативность временных интервалов двигательных реакций. При высоком темпе отсутствует период постепенного вхождения в работу.

Заданный темп работы (если он обеспечивает сохранение межоперационных микропауз – 15-18% оперативного времени) оказывает положительное влияние на психофизиологическое состояние работников, способствует ритмизации работы и поддержанию оптимального уровня работоспособности. Для некоторых видов работ и для отдельных работников с учетом их личностных особенностей более предпочтительным оказывается свободно регулируемый темп, что необходимо учитывать в реальных условиях труда.

Рассмотрим виды рабочих нагрузок:

1. По характеру влияния на здоровье и/или условиям труда (в соответствии с Руководством Р 2.2.755—99 "Гигиенические
критерии оценки и классификация условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и
напряженности трудового процесса"):

- оптимальные нагрузки соответствуют 1-му классу условий труда по тяжести и напряженности, сохраняется здоровье
работников, и создаются предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности;

- допустимые нагрузки - соответствуют 2-му классу условий труда, возможные изменения функционального состояния
организма (напряжение, утомление) восстанавливаются во время регламентированного отдыха или к началу следующей смены и не
оказывают неблагоприятного действия в ближайшем и отдаленном периоде на состояние здоровья работников;

- вредные нагрузки - 3-му классу условий труда по факторам тяжести и напряженности, оказывают неблагоприятное действие
(перенапряжение) на организм работников.

2. По характеру деятельности:

• физическая нагрузка - нагрузка на нервно-мышечную систему и опорно-двигательный аппарат;

• умственная нагрузка - нагрузка на систему перцепции (органы чувств) или высшие отделы центральной нервной системы.

Независимо от вида нагрузки организм человека отвечает единообразно: изменениями в состоянии здоровья (выражается в уменьшении физиологических резервов организма и снижении уровня его работоспособности и резистентности).

Изучение результатов деятельности - важнейшая составная часть исследования трудовых действий. Анализ ошибок как ^таких отклонений от образца (нормативно заданных трудовых действий), которые приводят к отрицательному влиянию на продукт труда, - может оказать существенную помощь в изучении психологической структуры трудовой деятельности, разработке мероприятий по оптимизации данного труда.


Классификация рабочих ошибок:

1) ошибки, связанные с организационно-техническими факторами трудового процесса (неполадки в технологии и организации труда, негодное качество материалов, состояние оборудования и т.п.);

2) ошибки, обусловленные «личным» фактором (уровнем квалификации, отношением к работе, функциональным
состоянием, стойкими индивидуальными свойствами личности).

Схема анализа ошибок:

1. Провести направленное наблюдение за отклонением от требований к качеству продукта труда по схеме:

- описание рабочего дня (дневник всех переживаний и случайностей, происходящих в течение рабочего дня, по возможности беспристрастное изложение событий и особенностей трудовых действий. Например, следует отмечать и нелестные замечания мастера-руководителя типа: "Не сидеть сюда пришли, а работать", - когда исследователь сам присел у станка, и тот факт, что в процессе работы постоянно забывается последовательность манипулирования органами управления).

- указание наиболее трудных моментов;

- протоколирование явлений упражнения (автоматизации) трудовых действий;

- протоколирование явлений утомления;

- указание дефектов в организации труда и в инструктировании работников (причины ошибок).

2. Провести беседу с работниками, мастерами, бригадирами или администрацией о том, как они сами фиксируют ошибки, брак в
своей работе и в работе своих подчиненных; о том, как они представляют себе их причины и пути предупреждения этих ошибок.

3. Разработать конкретные предложения по организации (оптимизации) данного профессионального труда и для обучения по данной профессии.

Успешным распределением функций решаются две задачи первостепенной важности:

- достигаются все цели системы (организации)

- подсистема человека наделяется согласованным набором функций, предполагающих приемлемую рабочую нагрузку: не слишком высокую и не слишком низкую.

Важно понимать, что эти две основные цели не всегда полностью совместимы. Разработчик системы или администрация должны решить, какую из них поставить на первое место. Например, стремление избежать недостаточной нагрузки может повлечь за собой возложение на человека некоторых функций, лучше выполняемых машиной, что, в свою очередь, может уменьшить общую «производительность системы. Несколько лет назад основной подход к проектированию благоприятствовал достижению всех системных целей, даже если обязанности, оставленные человеку, были ниже оптимальных. Сейчас положение меняется в другую сторону.