Файл: Процесс построения модели управленческого решения..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Ни у кого не вызывает сомнение тот факт, что степень обоснованности управленческих решений в значительной мере зависит от качества используемых для этих целей прогнозных моделей. В свою очередь, качество моделей определяется тем, насколько полно в ней проявляется не только природа процесса управления, ни и и специфика деловой среды, т.е. построенная модель должна быть адекватной и ее применение должно позволять получать показатели незначительно отличающиеся от фактических.

Поэтому адекватность модели является первоочередной характеристикой модели, к которой приковано все внимание при ее построении. При этом необходимо, чтобы разработанное управленческое решение было своевременным, всесторонне обоснованным и реализуемым в деятельности предприятия, а также было экономичным: достижение оптимальных конечных результатов при минимизации затрат.

Вместе с тем, выделяется ряд причин, которые снижают качество принимаемых управленческих решений:

  • по объективным или субъективным причинам часть большого объема принимаемых решений не реализуются, что влечет за собой
    снижение авторитета решений;
  • новые решения, принимаемые руководителем, с одной стороны,
    не учитывают или полностью исключают ранее принятые решения, а, с
    другой – дублируют их;
  • модификация целевой установки решения в процессе его движения по управленческой траектории в связи с рассогласованием интересов
    различных уровней управления;
  • принятие решений, не имеющих конкретного содержательного
    наполнения, имитирующие различные управленческие действия;
  • отсутствие адекватного принимаемому решению документационного и ресурсно-информационного обеспечения, назначение нереальных
    сроков исполнения и отсутствие процедур согласования на всех уровнях
    управленческой вертикали;
  • неэффективность механизма мониторинга качества решений, зачастую сориентированного не на достижение запланированных результатов, а на исполнение поставленных сроков.

Однако ответ на вопрос о возможности применения к построению систем управления только адаптивного подхода является отрицательным по объективным и субъективным причинам. Более то го, в статьях Ряжских Т.Г.[1] и Тиняковой В.И.[2] была высказана и обоснована идея о том, что одной из составляющих современной парадигмы науки управления следует считать комбинирование двух подходов и применять при построении моделей, претендующих на высокий уровень адекватности.


Рыночная среда требует корректировки не только текущих целей и задач деятельности предприятия при освоении новых рынков сбыта продукции, но и приемов и методов подготовки и принятия управленческих решений.

Поэтому процесс подготовки и принятия управленческих решений в современных условиях должен рассматриваться как инструмент адаптации предприятия к требованиям конъюнктуры рынка, а сами управленческие решения должны быть максимально адекватными условиям внешней и внутренней экономической среды предприятия.

Целью курсовой работы является анализ процесса построения моделей управленческих решений, для достижения поставленной цели, были выделены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты процесса построения моделей управленческих решений;

- провести анализ процесса построения модели принятия управленческого решения.

Объект исследования – процесс построения модели управленческого решения.

Структура работы состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.

Теоретической и методологической базой данной работы послужили труды российских и зарубежных авторов в области принятия управленческих решений.

Глава 1 Процесс построения моделей управленческих решений

1.1 Определение управленческого решения и его основные аспекты

По И.Н. Герчиковой, управленческое решение – это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента[3].

В.С. Юкаева пишет, что «управленческое решение представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового лица), определяющий программу деятельности коллектива по эффективному разрешению назревшей проблемы на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии»[4].

Из приведенных определений видно, что управленческое решение рассматривается одними авторами как процесс, другими – как результат. Поскольку, при прочих равных условиях, процесс включает в себя и результат как конечную стадию, то, по нашему мнению, управленческое решение следует рассматривать как процесс.


Управленческое решение – это творческое, волевое действие субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы или изменению цели[5]. Практически каждое управленческое решение отражает индивидуальность его инициатора и систему его ценностей.

Через управленческие решения в предпринимательских структурах решаются проблемы и вопросы развития таких ее элементов, как: маркетинг, финансы, производство, персонал, логистика, НИОКР (рис. 1).

Рис. 1. Типология предпринимательских решений[6]

Исходя из этого, выбирать технологию процесса разработки и принятия решения нужно осторожно. 

Руководители существенно различаются по способностям к разработке управленческих решений. Частично это обусловлено различиями в знаниях, в жизненном и профессиональном опыте, однако наиболее существенное влияние на разработку управленческих решений оказывают психологические факторы:

1. Особенности мышления (логика, скорость мышления, пространственное мышление, творческие способности и др.).

2. Мотивация, выражающаяся в степени заинте- ресованности или незаинтересованности в принятии тех или иных решений. 3. Личностные особенности (коммуникабель- ность, тревожность, уровень самооценки, личностная зрелость и др.).

4. Деловые качества (инициативность, настойчи- вость, ответственность, самостоятельность и др.).

5. Особенности восприятия рассматриваемых проблем.

6. Ценности и установки, лежащие в основе сис- темы приоритетов и предрасположенности к конкрет- ным действиям, к принятию определенных решений.

7. Этические принципы, которых придерживается руководитель (справедливость, внимание к людям, честность и др.)[7].

Также на разработку управленческих решений оказывают личные качества руководителя.

Подходы к процессу принятия управленческих решений, как и сами решения, могут быть классифицированы по ряду признаков.

В зависимости от того, как процесс принятия решения воспринимается и интерпретируется на различных уровнях (индивидуальном или организационном), можно выделить четыре модели принятия решений:

- модель «личностно ограниченной рациональности»;

- рациональная модель;


- политическая модель;

- модель «организационно ограниченной рациональности».

В зависимости от того, на каких аспектах подготовки и принятия решения делается акцент, можно выделить следующие два подхода к теоретическим построениям в этой области: математические теории и поведенческая теория принятия решений.

Наконец, на практике выделяются такие подходы к принятию решений, которые классифицируются как системный; модельный и группа организационных подходов.

В качестве основных проблем при разработке управленческих решений можно назвать следующие[8]:

- давление сроков;

- быстрая смена условий и возникающих проблем и задач;

- недостаток квалификации лиц, принимающих решение, вызванный, с одной стороны, динамичностью ситуации, с другой стороны, карьерный рост менеджера часто опережает рост его квалификации;

- нехватка информации, ее дороговизна и низкое качество;

- ненадежность имеющихся методов, их несоответствие возникающим задачам, недостаточный уровень детализации, формализации и возможности адаптации к конкретной ситуации;

- необходимость сочетания интересов различных групп в рамках одного решения и разногласия между лицами, принимающими решение;

- засилье рутины и др.

Подготовке, принятию и реализации решений как процессу управленческой деятельности свойственны определенные технологии: совокупность последовательно применяемых приемов и способов достижения цели организации.

1.2 Типы и виды решений

Многообразие решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается на основе системного подхода, позволяющего раскрыть строгую систему решений. В такой системе решений должны проявляться как общие признаки, так и специфические особенности, присущие отдельным видам решений. Существует несколько взглядов на классификацию решений.

Так, полную и четкую классификацию дает Е.П. Голубков: по содержанию решения разделяют на политические, социальные, экономические, организационные, технические и т. д.; по срокам действия и степени воздействия на будущие решения – на оперативные, тактические, стратегические; по виду лица принимающего решение – индивидуальные и коллективные (организационные); по степени уникальности – рутинные, нетворческие и уникальные, творческие; по степени неопределенности (полноты информации) – решения в условиях определенности, в условиях риска (вероятностной определенности) и в условиях неопределенности [9].


Следует отметить, что, выдвигая все новые и новые критерии, можно выделить массу видов решений, но мы останавливаемся на том, что вид решения (а если быть еще точнее, то технология его принятия) напрямую зависит от рода проблемы и ситуации, в которой она возникла. Под ситуацией понимается сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку (внешнюю среду), в которой возникла проблема. То есть, с точки зрения технологии принятия решения, нам необходимо классифицировать проблему, с которой сталкивается организация, и тогда круг выбора решений сузится.

При существующем в настоящее время разнообразии процедур и моделей принятия решений возможны различные классификации. Приведем критерии классификации, предложенной А.В. Шегдой1:

Важность проблемы для организации. Важная проблема требует большей четкости, организованности в подготовке к принятию решения, создания эффективного контроля, согласованности между подразделениями, участвующими в решении.

Временной аспект решения проблемы. Решение для срочной проблемы, как правило, принимается в условиях большей неопределенности по сравнению с тем случаем, когда проблема не требует быстрого решения и целесообразно накопить необходимую информацию для принятия наилучшего решения.

Предварительная оценка эффективности решения проблемы. Если изначально известен незначительный эффект, то целесообразно не производить большие затраты на поиск информации, оценку возможных решений, поскольку даже не самое лучшее решение не дает большого проигрыша. В случае ожидаемого значительного эффекта процедуру принятия решений необходимо продумывать особенно тщательно.

Условия принятия решений, определяемые состоянием внешней и внутренней среды: определенность, риск, неопределенность и противодействие.

Характер (уровень) принятия решений: индивидуальный или коллективный (организационный). Решение, принимаемое на индивидуальном уровне, характеризуется: наличием индивидуального умения, стиля; взятием риска на себя; очень важен процесс принятия решения как такового.

Организационное решение характеризуется: созданием соответствующей среды; важностью принятия решения к определенному моменту; вовлечением всех уровней в управление; необходимостью управления групповым процессом.

Характер модели проблемной ситуации: точная или приближенная. Как правило, проблемная ситуация описывается приближенной моделью, достаточно простой, чтобы ею можно было воспользоваться. В случае важных проблем (или когда решение дает заведомо большой эффект) необходимо довольно точно описать ситуацию. Найденное оптимальное решение должно быть наилучшим для некоторой идеализированной проблемы, выраженной в модели. Часто бывает целесообразнее найти рациональное, хотя и не всегда наилучшее, решение для реальной проблемной ситуации, чем тратить усилия на поиск оптимальных решений для неразрешимых проблем.