Файл: Психологические факторы повышения эффективности труда работников. Исследование исторических аспектов повышения эффективности труда работников.pdf
Добавлен: 27.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 4
2. Обогащение содержания работы и расширение ее рамок (оказывают влияние до 5-летнего срока).
3. Активное структурное планирование организации и применение гибких организационных форм (проектная, матричная организация).
4. Систематическое развитие организационной деятельности, ценность обучения и творческого подхода.
5. Реализация новых форм взаимодействия, например, беседы начальника и подчиненного, как составная эффективного управления, производственная демократия.
1.3. Резервы повышения производительности труда на предприятии
Общество стремится использовать свои редкие ресурсы эффективно, то есть оно желает получить максимальное количество полезных товаров и услуг, произведенных с его ограниченных ресурсов. Чтобы этого добиться, оно должно обеспечить и полную занятость, полный объем производства.
Под полной занятостью понимается использование всех пригодных для этого ресурсов. Рабочие не должны оставаться вынужденно без работы. Экономика должна обеспечивать занятие для всех, кто хочет и способен трудиться. Не должно также простаивать капитальное оборудование.
Каждому обществу присущи известные обычаи и установившаяся практика, которые определяют, какие именно ресурсы пригодны для применения.
Полный объем производства означает, что ресурсы надо распределять эффективно, то есть использовать таким образом, чтобы они вносили наиболее ценный вклад в общий объем продукции. Полный объем производства предполагает также применение лучших из имеющихся технологий, стимулирование рабочих и служащих.
При определении средств стимулирования желательно учитывать положения теории Фредерика Херцберга, которая доказывает, что в производственном процессе действуют не только стимуляторы, но и антистимуляторы, связанные практически со всем спектром производственных факторов, то есть со стратегией компании, и с действующими средствами контроля и с системой зарплаты.
Ф.Херцберг, считал, что повышение производительности труда нельзя всегда ставить в прямую зависимость от уровня оплаты. Талант исполнителей оценивается по тому, насколько качественно они выполняет служебные обязанности, предложенные им администрацией [14, c.33].
Между тем возможности работников не всегда соответствуют возложенным на них функциям. Когда талантливому инженеру предлагают заниматься рутинной работой или его перестает удовлетворять роль винтика в гигантской машине производства, когда машинистка ждет в промежутках между задачами, это отнимает 10% ее потенциальных возможностей, то прибавка к зарплате производительность труда существенно не повышает.
То, что многие люди зарабатывают себе на жизнь делами им не интересным, является давним бедствием человечества. Ф.Херцберг обнаружил эту переведенную на производственный порядок проблему и предложил пути ее решения, взяв за основу искреннее пожелание, не человека надо подстраивать под работу, а работу под человека.
На практике с антистимуляторами предприятие борется следующими средствами:
варьированием продолжительности рабочего дня,
изменением средств и форм оплаты труда,
участием в прибылях.
Однако, по мнению западных экспертов, успехи компаний в этом направлении относительно невелики. Это и не удивительно. Человек на производстве настроен скорее деструктивно, чем творчески. Исследования показывают, что примерно 70—80% своего рабочего времени руководитель находится под воздействием скрытых и явных противоречий, игнорирование которых может привести к конфликтам, а участие в конфликтных ситуациях занимает до 20% рабочего дня менеджера. [7, с.35]
Реакция человека на воздействие производственной сферы постоянно меняется. Дисгармония, несоответствие между возможностями исполнителя и требованиями, который предъявляет ему производственный процесс, будь эти требования завышены или занижены, является своего рода регулятором в установлении стимулирующих уровней. В противном случае, если не учитывать это обстоятельство, отдача от рабочего будет неполной, возможно негативное влияние на здоровье.
Определяющую роль в организации стимулирования играет поощрение. Важность вопроса мотивации вполне соответствует тому вниманию, которое было ему уделено теоретиками научного управления [11, c.117].
В наибольшей степени требованиям практиков отвечала теория мотивации, разработанная в сороковые годы Абрамом Маслоу.
Согласно этой теории цели индивидуума ранжируются по степени важности следующим образом:
физиологическая потребность
потребность в безопасности
потребность в принадлежности к социальной группе
потребность в уважении к себе
потребность в самоутверждении.
Потребности первого порядка - это базисные потребности, связанные с обеспечением выживания (пища, одежда, жилье). После того, как эти потребности успешно удовлетворены, доминирующее значение, приобретают потребности следующего уровня, т.е. потребность быть уверенным в том, что базисные потребности будут и впредь удовлетворяться.
Потребность в принадлежности к социальной группе - это потребность объединяться с другими людьми.
Потребность в самоуважении должна удовлетворять самолюбие человека, а потребность в самореализации - это потребность в самовыражении и осуществлении желания [18, c.15]
Наряду с теорией мотивации и иерархии потребностей Абрахама Маслоу в литературе выделяют еще ряд теорий, краткое рассмотрение которых также представляет определенный интерес.
Например, Ф.Херцберг разработал свою модель мотивации, основанную на потребностях. Согласно его теории все мотивы к труду делятся на гигиенические факторы, связанные с окружающей средой, в которой осуществляется работа (сюда входят условия труда, его оплата и другие факторы, связанные с физиологическими потребностями человека), и непосредственно мотивации - факторы, связанные с характером и сущностью работы. Причем Херцберг считал, что гигиенические факторы не являются мотивами, но при их необеспечении возникает неудовлетворенность работой.
Другой теоретик - Дэвид МакКлелланд полагал, что гигиенические факторы вообще не стоит учитывать, так как вопрос удовлетворения физиологических потребностей уже решен, а все внимание следует уделить лишь трем человеческим потребностям:
власти
успеха
сопричастности.
Теория, непосредственно связанная с потребностями называется содержательной теорией мотивации и в целом ориентирована на две группы потребностей:
первичных - связанных с физиологическими факторами
вторичных - являющихся по своей природе психологическими.
Другой подход к этой проблеме предлагают процессуальные теории мотивации.
Так Виктором Врумом была разработана теория, по которой мотивация зависит от 3 факторов:
ожидания возможного результата
ожидаемого вознаграждения от этого результата
ожидаемой ценности вознаграждения.
В процессуальных теориях анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения [16, c.10].
Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожидания, связанные с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.
Перспективы обеспечения человеческого развития в значительной степени зависят от возможностей повышения производительности труда, как основного критерия эффективности экономики и решающего условия повышения жизненного уровня населения.
Рост производительности труда имеет приоритетное значение для достижения признанных мировым сообществом социально-экономических стандартов жизнедеятельности общества, ведь именно производительность труда является фундаментальной основой экономического роста.
На основе обзора и критического анализа научных публикаций установлено, что понятие «производительность труда» употребляется авторами в различных контекстах. Но большинство зарубежных и отечественных ученых рассматривают производительность труда, как фундаментальную основу экономического роста, как фактор, в наибольшей степени определяющий уровень жизни всей нации, и в долгосрочной перспективе он является показателем экономической эффективности национальной экономики.
В ходе исследования аргументировано, что активизация человеческого труда является главным условием достижения положительных сдвигов в благосостоянии населения и экономическом развитии страны.
2. Исследование исторических аспектов повышения эффективности труда работников
На всех этапах развития экономической мысли ученые-экономисты разных школ и направлений важную роль в процессе экономического роста отводили повышению эффективности труда, как основного фактора повышения благосостояния населения.
Начиная со второй половины XIX века, важным предметом исследования экономической науки становится производительность труда, как наиболее общего и универсального показателя, отражающего эффективность использования человеческих ресурсов.
Научные разработки категории производительности труда, применение различных методов для ее определения, а также изучение влияния различных факторов на производительность труда широко освещены в научной литературе. Так в трудах А. Смита, Г.Эмерсон, К.Маркса, Ф.Тейлора значительная роль отводится исследованию сущности производительности труда, а также социально-экономических факторов ее роста. Однако, существуют некоторые разногласия относительно трактовки экономического содержания производительности труда, соответственно и существуют различные методические подходы к изучению данной проблеме [19, c.24].
Основной проблемой экономической теории и хозяйственной практики является анализ соотношения результатов и затрат, это в общем понимании называется эффективностью. Обобщающим показателем эффективности использования рабочей силы является производительность труда, что, как и все показатели эффективности, характеризует соотношение результатов и затрат, в данном случае - результатов труда и затрат труда.
С целью более глубокого понимания сущности и значения производительности труда стоит обратиться к истории происхождения этого понятия.
Значительный вклад в исследование категории производительности труда осуществил основоположник классической школы Адам Смит (1723-1790). Основные его идеи, изложенные в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов».
Свой анализ Смит начинает с анализа сущности разделения труда, а сам труд, в отличие от меркантилистов и физиократов, называет первоисточником богатства.
В частности он пишет: «Ежегодный труд каждого народа составляет первоначальный фонд, который доставляет ему все жизненно необходимые предметы и удобства, что потребляемые им в течение года и состоят всегда или из непосредственных продуктов этого труда, или с того, что получается в обмен на эти продукты в других народов ». Но количество этих продуктов, отмечает Смит, зависит от количества труда, функционирует в производстве, и от мастерства рабочего, уровень которой является результатом разделения труда. При этом решающим фактором рост богатства и «всеобщего благосостояния» по его мнению, является общественный разделение труда, которое ведет к «огромному увеличению производительности всех разносторонних занятий и искусств ».
По мнению Смита, рост производительности труда в результате ее специализации обусловлен:
1) увеличением ловкости рабочего;
2) сохранением времени, которое тратится в процессе перехода от одного вида труда к другому;
3) изобретением и применением механизмов, облегчающих труд и позволяющих одному рабочему выполнять работу нескольких [20, с.37].
Сторонником и одновременно критиком взглядов классиков был английский экономист Томас Мальтус (1766-1834). Формулируя закон убывающего плодородия почв, Мальтус отмечает, что основой производства продуктов потребления для населения является наличие земельных ресурсов, плодородие земли и производительность труда в сельском хозяйстве. Поскольку количество земельных участков с достаточным уровнем плодородия почвы является ограниченным, то из-за увеличения количества народонаселения в хозяйственный оборот вынужденно включают земли с низким уровнем отдачи. Расходы капитала на обработку таких земель менее продуктивны, чем те, что связанные с обработкой плодородных земель, а дополнительные расходы капитала приводят к уменьшению их отдачи, то есть происходит относительное снижение производительности: каждый следующий расход капитала в земледелии будет менее производительным, чем предыдущий.