Файл: Процедура регистрации товарных знаков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 59

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Общая характеристика процедуры регистрации товарных знаков

Товарный знак — обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак. Правообладатель товарного знака имеет право его использовать, им распоряжаться и запрещать его использование другими лицами (под «использованием» здесь подразумевается лишь использование в гражданском обороте и лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).

Право на товарные знаки составляют одну из разновидностей объектов сферы прав интеллектуальной собственности, и относится к правам на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных систем (гл. 76 ГК РФ).

Незаконное использование товарного знака влечет за собой гражданско-правовую (ст. 1515 ГК РФ), административную (ст. 14.10. КоАП РФ) и уголовную ответственность (ст. 180 УК РФ).

Исключительные права на товарный знак возникают лишь после его регистрации в уполномоченном государственном органе. Использование вместо товарного знака незарегистрированного обозначения допускается, но никаких исключительных прав в этом случае не возникает.

В России орган, регистрирующий товарные знаки, — Федеральная служба по интеллектуальной собственности, ранее — Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Каждый товарный знак регистрируется в отношении определённых товаров и услуг, распределенных по классам (чем больше классов, тем дороже регистрация). Всего таких классов на сегодняшний день 45 (34 — товаров и 11 — услуг), они установлены Международной классификацией товаров и услуг для регистрации знаков (МКТУ).

Этапы разработки и регистрации товарного знака

Разработка и последующая регистрация товарного знака имеет несколько чётко выделенных этапов, приведённых ниже.

1. Постановка цели позиционирования товара на рынке.

2. Определение основных элементов знака как символов отрасли или фирмы.

3. Выбор из ряда выполненных серий эскизов обозначения двух-трёх вариантов для проведения фокус-группы.

4. Постановка задачи для поиска выбранных в результате работы фокус-группы обозначений по фонду зарегистрированных в России товарных знаков и проведение поиска в базах данных «Роспатента» с выявлением сходных обозначений.


  1. Сравнение выбранных эскизов с отобранной в результате поиска информацией. При необходимости — корректировка обозначения с целью избежать сходства с зарегистрированным обозначением.
  2. Утверждение выбранного обозначения.
  3. Работы по комплектованию заявки на товарный знак.
  4. Подача обозначения на регистрацию в качестве товарного знака.
  5. Делопроизводство по заявке на товарный знак.
  6. Получение охранного документа (свидетельства) на товарный знак.
  7. Юридическое сопровождение свидетельства на товарный знак.
  8. Постановка зарегистрированного товарного знака на бухгалтерский учёт в качестве нематериального актива предприятия

2. Основания для отказа в государственной регистрации товарных знаков.

Запрет на регистрацию распространяется на случаи, когда регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся собственниками (владельцами) указанных объектов и ценностей, и не имеющих согласия собственников или лиц, уполномоченных на это собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков

В соответствии с международным договором Российской Федерации не допускается регистрация в Российской Федерации в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств - участников указанного международного договора в качестве обозначений, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории (производимые в границах географического объекта этого государства) и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением.

Обращаем Ваше внимание, что запрет на регистрацию распространяется на случаи, когда товарный знак предназначен для обозначения вин или спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта

Регистрация в качестве товарного знака в отношении однородных товаров обозначения, сходного до степени смешения с указанным выше товарным знаком, допускается лишь с согласия правообладателя

Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с настоящим Законом, за исключением случаев, если эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями.


3. Задача

АО «Текстиль» 17 апреля 2015 года подало в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака «Глобус», используемого им в производственной деятельности при изготовлении и реализации мужской верхней одежды. Заявка была подана через патентного поверенного, зарегистрированного в Роспатенте. По результатам проведенной экспертизы АО «Текстиль» было отказано в регистрации товарного знака на том основании, что сходный товарный знак был зарегистрирован 10 июня 2013 г. по заявке ООО «Богатырь» - изготовителя мужской верхней одежды.

Возражая против такого решения, руководство АО «Текстиль» пояснило, что ООО «Богатырь» в декабре 2013 года разорилось и прекратило свое существование. С этого момента товарным знаком «Глобус» никто не пользовался. На свое возражение АО «Текстиль получило ответ, в котором указывалось, что решение эксперта правильное и является окончательным.

Проанализируйте обстоятельства дела и ответьте на следующие вопросы:

а. Правомерен ли отказ Роспатента в регистрации товарного знака «Глобус» АО «Текстиль»?

б. Каким органом может быть досрочно прекращено действие регистрации товарного знака «Глобус» ООО «Богатырь»? Может ли такое решение быть принято этим органом по заявлению АО «Текстиль»?

в. Какое обстоятельство может послужить основанием для вынесения решения о прекращении действия регистрации товарного знака

«Глобус» ООО «Богатырь»?

ст. 1483 ГК РФ напрямую запрещает регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, тождественных или сходных до степени смешения с товарными знаками, признанными в установленном порядке общеизвестными на территории РФ в отношении однородных товаров.
Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с: Товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации;

А) В связи с тем, что у ООО "Богатырь" после разорения не была отозвана заявка на товарный знак, действия Роспатента являются правомерными.

Б) На основании статьи 1514 ГК РФ Правовая охрана общеизвестного товарного знака прекращается по основаниям, предусмотренным подпунктами 3 - 6 пункта 1 настоящей статьи, а также по решению федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков.