Файл: Методы управления инновационными проектами (Сущность и понятие инновационных проектов).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Финансовый профиль проекта определить с достаточной точностью невозможно. Тем не менее, необходимо знать, что действительная его форма во многом определяется решениями руководства НИОКР.

Управление инновациями на предприятии включает ряд общеизвестных этапов: формулировку целей инновации. На этапе формулирования целей инновации устанавливаются миссия-предназначение, миссия-ориентация и миссия-политика организации, в которых подчеркивается приверженность к инновационной деятельности и инновационным стратегиям, формулируется цель развития организации, строится и рассчитывается дерево целей;

анализ существующего положения (оценка инновационной позиции фирмы). На этом этапе анализируется внутренняя среда организации и оценивается инновационный потенциал, анализируется система внешней среды и дается оценка инновационного климата, определяется инновационная позиция организации;

выбор инновационной стратегии и определение методов

инновационного менеджмента (устанавливаются базовые стратегии развития и их инновационные составляющие, осуществляется выбор и формулирование предпочтительной инновационной стратегии, производится подбор методов инновационного менеджмента);

разработку и проектирование инновации;

организацию работ по реализации инновационного проекта, которая включает создание или реструктуризацию органов управления, установление взаимосвязей между управленческими подразделениями и т.д.;

мотивацию инноваций. Рассматривается в двух аспектах:

а) стимулирование создания и продажи инновации, цель которого является получение денег от продажи новых продуктов немедленно

б) стимулирование покупки инноваций (цель – в получении денежных средств в будущем за счет реализации новых продуктов и технологий, купленных сегодня); контроль и оценку эффективности прогресса реализации проекта, который заключается в проверке и оказании помощи в организации инновационного процесса, плана создания и эффективной реализации инноваций;

корректировку проекта, стратегий, целей и миссии предприятия.

Для успешного функционирования фирм и дальнейшего их развития должно иметься в запасе несколько направлений, вариантов, идей по нововведениям, т.е., так называемый, «портфель» инновационных идей, который постоянно обновляется и пополняется. Это необходимо для того, чтобы в условиях неожиданных изменений на рынке вовремя можно было бы переориентировать свое производство, с учетом уже имеющихся новых разработок, а также иметь в запасе новинки для использования их в будущем.


Роль концепции риска в управлении инновационными проектами

Риск – это неотъемлемая часть предпринимательства, к которой каждый предприниматель должен быть готов. Каждое введение инновации – это риск, он тесно связан с будущим, так как принятие какого - либо решения - это результат неизвестности.

Для инновации справедливо правило – если нет риска, то и нет ничего нового, соответственно инновация как орудие глобальной конкуренции становится бессмысленной.

Неопределенность – один из главных признаков инновационного проекта. Тогда совершенно естественен вопрос об отношениях инноватора к риску, о риск-менеджменте инноваций, о балансе доходности и риска при конкретных инновационных проектах. Следует отметить основные компоненты концепции риска для инновационных проектов:

- категории "неопределенность" и "риск" тесно связаны, однако это не синонимы;

- риск субъективен, а неопределенность объективна;

Цена риска для принимающего решение связана с вероятностью наступления события риска и величиной ущерба от этого события. Субъективная сторона риска связана с индивидуальным отношением к его последствиям ЛПР, его толерантности по отношению к риску. Отношение инвестора к риску можно описать кривыми индифферентности, а также в терминах теории полезности;

Итак, можно суммировать главное следующим образом:

– неопределенность – объективное условие существования риска;

– необходимость принятия решения – субъективная причина существова­ния риска;

– будущее – источник риска;

– величина потерь – основная угроза от риска;

– возможность потерь – степень угрозы от риска;

– взаимосвязь "риск-доходность" – стимулирующий фактор принятия решения в условиях неопределенности;

– толерантность к риску – субъективная составляющая риска.

Любой риск инновационного проектирования многогранен в своих проявлениях и представляет собою сложную конструкцию из элементов других рисков. Проявления риска индивидуальны для каждого участника ситуации (председатель совета корпорации, президент, основные вице-президенты, руководитель разработки, основные специалисты, маркетологи, финансисты и т.д.).

Таким образом, риск инновационного проекта – это система факторов, проявляющаяся в виде комплексов рисков, индивидуальных для каждого участника проекта в количественном и качественном отношениях. Такую систему можно представить в виде математической матрицы.


Итак, значение любого риска для каждого участника индивидуально, а общий риск инновационного проекта есть сложная система частных (в том числе, индивидуальных) рисков со сложными многочисленными связями.

Рисунок 3. Структура риск-менеджмента инновационного проекта

Глава 2. Проблемы внедрения инноваций в России. Пути их решения

В наше время экономика России в большей степени основана на добыче и экспорте нефти и газа. Для достижения стабильности и устойчивого развития экономики необходимо осуществлять мероприятия по ее модернизации и, соответственно, совершать уход от сырьевой зависимости. Основой, фундаментом процесса модернизации является использование современных технологий, научных достижений и разработок. Необходимо повсеместное внедрение инноваций во все сферы экономики, целью которого станет создание потенциала для будущего развития. Большинство индустриально развитых стран связывает свои надежды на долгосрочный стабильный экономический рост с переходом к инновационному пути развития. Именно поэтому повышение инновационной восприимчивости экономики - одна из основных задач современного индустриально развитого государства. Инновация - это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности продукции или процессов, востребованное рынком. Она представляет собой конечный результат интеллектуальной деятельности человека, его творческого процесса, фантазии, изобретений, открытий и рационализации. Примером инновации может служить внедрение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем. Задачи, которые выполняют инновации в области развития экономики и общества, многочисленны. Выделим основные из них. Инновации содействуют: росту экономики страны в долгосрочной перспективе; организации новых отраслей экономики; организации единого рыночного пространства; стимулированию и повышению конкурентоспособности отдельного физического лица, организации, страны в целом; укреплению обороноспособности и экономической безопасности страны; получению коммерческой выгоды; снижению затрат производства за счет использования более экономичных технологий, которые позволяют сокращать объемы потребления энергии, воды и т.д.; улучшению качества выпускаемой продукции и т.д. Инновации в современном мире играют важную роль. Но, несмотря на это, инновационная деятельность в России очень слабо развита. Ни государственный, ни частный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. Уровень инновационной активности отечественных предприятий заметно уступает показателям стран-лидеров в этой сфере. «Расходы на НИОКР в 2008 г. в России оцениваются в 1,04% ВВП, против 1,43% ВВП в Китае, и 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии. Баланс платежей за технологии с положительного в 2000 г. (20 млн. долл.) поступательно снижался и в 2009 году составил минус 1000,8 млн. долл. При этом примерно за это же время, страны-лидеры в области инноваций достигли существенного увеличения профицита технологического баланса (США в 1,5 раз, Великобритания в 1,9 раз, Япония в 2,5 раза). Восприимчивость бизнеса к инновациям технологического характера остается низкой, в 2009 году разработку и внедрение технологических инноваций осуществляли 9,4 % от общего числа предприятий отечественной промышленности, что значительно ниже значений, характерных для Германии (69,7%), Ирландии (56.7%), Бельгии (59,6%), Эстонии (55,1%), Чехии (36,6%). Мала доля предприятий, инвестирующих в приобретение новых технологий (11,8%). Низка не только доля инновационно-активных предприятий, но и интенсивность затрат на технологические инновации, составляющая в России 1,9% (аналогичный показатель в Швеции 5,5%, в Германии – 4,7%).».1 Серьезное отставание России в инновационной сфере обусловлено рядом проблем. Одними из основных являются так называемые административные проблемы. К данной группе относятся проблемы, касающиеся предоставления льгот, коррупционной составляющей, нормативно-правовой стороны и т.д. В Российской Федерации на сегодняшний день не разработана правовая база, которая решала бы вопросы, касающиеся разработки и внедрения инноваций. Существует проект Федерального закона «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», но до сих пор данный закон не вступил в силу. Правительство производит недостаточный контроль деятельности государственных заказчиков, не обеспечивает массовой реализации рыночных механизмов для поддержки науки и ее развития, уделяет незначительное внимания практическому применению результатов НИОКР (научно-исследовательские организационно-конструкторские работы), которые финансируются из федерального бюджета. В инновационных затратах предприятий часть бюджетных средств составляет не более 5%. Очередным минусом является то, что в законодательстве представлен незначительный набор льгот для предприятий, которые осуществляют инновационную деятельность, что сказывается отрицательно на темпах и масштабах научно-технического прогресса. В результате при внушительном научном потенциале инновационная деятельность отмечается слабыми показателями инновационной активности. Также, проблема административных барьеров и коррупции, чаще всего числится в первой тройке опросов и рейтингов на тему минусов и трудностей ведения экономической деятельности в России, а в частности и инновационной деятельности. Данный перечень группы административных проблем далеко не полный. Однако с первого взгляда видно, что для их ликвидации необходима системная и тщательная работа в первую очередь органов власти. Государство должно создавать благоприятные условия для развития инноваций с целью внедрения собственных и иностранных инвестиций для качественных изменений в инновационной деятельности, поддерживать реализацию программ технологической модернизации производства, реструктуризацию предприятий, иметь программы поощрения инновационно - ориентированного предпринимательства, отслеживать, разрабатывать, и дополнять правовую базу и, что не менее важно, следить за ее исполнением. Инновационной инфраструктура - это объединение взаимосвязанных структур, которые обслуживают и обеспечивают развитие инновационной деятельности. Основными составляющими являются: инновационный центр, бизнес-инкубатор, технопарк, наукоград, технополис и т.д. В России наибольшее распространение получили технопарки и бизнес-инкубаторы. Технопарк - специальная территория, на которой объединены научно-исследовательские организации, деловые центры, объекты индустрии, учебные заведения, выставочные площадки, а также обслуживающие объекты: подъездные пути, средства транспорта, жилой поселок, охрана. Смысл создания технопарка в том, чтобы объединить на одной территории специалистов общего профиля деятельности. Ученые могут здесь проводить исследования в НИИ (научно-исследовательский институт), преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований в жизнь. Бизнес-инкубатор - это структура, которая специализируется на создании благоприятных условий для поддержания эффективной деятельности небольших фирм. Государство делает шаги в сторону создания инфраструктуры для развития и внедрения инноваций. Так, уже запущен многообещающий проект «Инновационный центр «Сколково»» - научно-технологический комплекс по созданию и коммерциализации новых технологий. В развитых регионах страны создают технопарковые структуры, такие как: Наукоград Кольцово и технопарк новосибирского Академгородка, Кузбасский технопарк, автономная некоммерческая организация «Красноярский городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор», Агропарк в Татарстане - первый в России и т.д. Однако стоит отметить, что настоящие проекты рассчитаны на перспективу и для того, чтобы добиться необходимых результатов требуются определенное время и немалые финансовые вложения. Главный технопарковый проект - «Сколково» представляет собой прообраз «Кремниевой долины» - самой успешной и крупнейшей в мире технопарковой зоны, которая находится в штате Калифорния в США. Однако своего сегодняшнего вида «Кремниевая долина» достигла только спустя шестьдесят лет после образования. Еще одной очень важной проблемой, которая встает на пути развития инноваций является изношенность основных средств предприятий России (колеблется на разном уровне по отраслям и регионам и достигает около 80%). Данное положение оказывает отрицательное влияние на развитие процесса модернизации и освоение предприятиями инноваций, поскольку складывается ситуация, когда при высоком уровне изношенности фондов предприятия внедрить какую-либо новую технологию оказывается довольно сложно. Новое оборудование, новая производственная система или узел просто не могут быть объединены с остальной цепочкой по различным техническим причинам. Получается ситуация, когда внедрение отдельной продуктовой инновации приводит к обновлению основной части производственного комплекса. В установившихся экономических условиях России, большинство предприятий не могут найти на это денежных средств и отказываются от преобразований или откладывают до «наилучших времен». Рассматриваемые в данной статье вопросы составляют не весь список проблем, которые препятствуют внедрению новшеств в России. Но даже они представляют весьма серьезную угрозу для процесса развития инновационной деятельности и экономики страны в целом. Однако сегодня принимаются успешные действия по ликвидации рассмотренных проблем или сведению к минимуму их влияния. Создание особых экономических зон и технопарковых структур, подготовка закона об инновационной деятельности, объявление президентом политики модернизации экономики страны, основанной на инновациях, как национальной задачи (разработанный в 2010 г. Министерством экономического развития России проект «Инновационная Россия (Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года)»). Все перечисленные выше мероприятия, безусловно, оказывают положительное воздействие на развитие инновационной деятельности. Несмотря на это, создавшаяся ситуация требует серьезных мер для решения рассмотренных проблем, а все вышеперечисленные тенденции находятся в начале пути своего развития и требуют эффективной поддержки и тщательного контроля со стороны органов власти. Развитие инноваций в Российской Федерации представляет собой ключевой фактор выживания и стратегического позиционирования России в мировом сообществе.


Методы управления инновационными проектами

Система управления инновационным проектом (ИП) предусматривает использование в управлении научными исследованиями, разработками и производством инновационного продукта в органическом единстве следующих основных методов: организационно-распорядительных, организационно-плановых, экономических, правовых и социально-психологических.

Организационно-распорядительные методы управления ИП основаны на использовании объективных экономических законов и тенденций. Сущность их заключается в том, что управление всеми подраздлениями научно-технического прогресса в их единстве и на всех уровнях хозяйственной иерархии (народное хозяйство – отрасль, ИП – исполнитель) должно осуществляется на основе тщательно разработанной системы планов. Планирование в современном мире охватывает все стороны научно-технической деятельности научных и проектных организаций, а также сферу промышленности. В теории и практике управления развитием науки и техники разработан и находит широкое применение целый арсенал методов подготовки и принятия плановых решений: технико-экономическое обоснование тематических планов, нормативные расчеты затрат на разработки, обоснование планов подготовки производства новых продуктов, технологического развития предприятий и др. Наряду с установлением конкретных тематических заданий но научным исследованиям и разработкам, плановый метод предусматривает регулирование деятельности всех хозяйственных звеньев с помощью системы показателей, характеризующих конкретные социально-экономические задачи и цели развития, полученные результаты, необходимые ресурсы и уровень их использования.

Организационно-плановые методы управления ИП включают также создание организационных форм проведения научных исследований и внедрения их результатов в производство, которые бы в максимальной степени соответствовали особенностям объектов управления. Они предусматривают разнообразные формы организационного воздействия на процессы создания и освоения новой техники, включая разработку конкретных норм и правил научной организации труда работников в инновационной сфере, использование прогрессивных методов информационного обеспечения процессов, формирование научно обоснованных методов построения органов управления и т.п. В практике управления научными исследованиями и разработками используется богатый арсенал организационно-плановых методов управления, основанных на применении экономико-математических моделей, принципов научной экспертизы, технико-экономического обоснования и т.п. Прогрессивным направлением совершенствования организационно-плановых методов управления ИП в современных условиях является развитие и применение программно-целевого подхода к управлению ИП.


Экономические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют характер экономических отношений между отдельными участниками процесса создания и освоения производства новой техники, еще и между ними и государством. Задача их применения заключается в создании таких условий деятельности, которые способствовали бы эффективной работе с точки зрения экономической заинтересованности, т.е. в создании и внедрении высокоэффективного инновационного продукта в кратчайшие сроки и с минимально возможными затратами. Экономические методы управления ИП представляют собой экономический механизм регулирования процессов инновационной деятельности. Он включает в себя использование таких экономических рычагов, как ценообразование на объекты инновационного продукта, порядок и источники финансирования, оплату труда научных и инженерно-технических работников, экономическое стимулирование научно-технических достижений и др.

Правовые методы управления ИП основаны на привлечении к ответственности лиц, виновных в причинении инновационному предприятию и его работникам неправомерного вреда. Использование данных методов с помощью законодательных и нормативно-правовых документов позволяет закрепить права на результаты интеллектуальной собственности за хозяйствующими субъектами, становящимися собственниками объектов интеллектуальной собственности. Разделение имущественных прав на научно-технические фонды, правовая охрана интеллектуальной собственности – все эти вопросы регулируются с помощью правовых методов управления.

Социально-психологические методы управления научными исследованиями и разработками регулируют воздействие субъективных факторов на деятельность научных коллективов. Развитие их связано с повышением роли исследовательских групп в рамках одного предприятия в мобилизации внутренних резервов повышения эффективности и качества выполняемых исследований и разработок. Роль социально-психологических методов в управлении научными исследованиями и разработками неизмеримо выше, чем в сфере производства, так как в самом научном процессе персонифицированный фактор выражен значительно сильнее. Необходимо создание комфортного психологического климата для налаживания коллективных отношений. Производственные отношения являются важным источником эффективной работы. Социально психологические методы конечно же предусматривают тщательный подбор кадров, определение перспектив роста для каждого члена коллектива, проведение социальных исследований в коллективе, социальное развитие и регулирование отношений в коллективе и с руководителем. Все это случит большой мотивацией в будущих успешных проектах.