Файл: Влияние слияний компаний на концентрацию в отрасли (по выбору) (ОБЗОР РЫНКА M&A ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Интерес большинства участников финансового рынка в последнее время прикован к развитию инновационных компаний. Выбираемые ими стратегии роста, динамика акций, разработка новых технологий – эти темы являются наиболее популярными в современных бизнес-журналах и научных работах на финансовую тематику. Так, согласно исследованию PwC, 51% менеджеров воспринимают инновации как ключевой фактор успешного развития бизнеса.[1]

Особенно популярны активности инновационных компаний, для которых успех в большей степени зависит от уникальной технологии и патентов, в области сделок слияний и поглощений (далее также используется M&A). Согласно исследованию KBS Corporate, 94% Private Equity и Venture Capital фондов считают, что рынок M&A в долгосрочном периоде имеет хорошие перспективы, и в дальнейшем будет только развиваться, в первую очередь, за счёт сделок с инновационными компаниями.[2]

Целью работы является оценка эффективности сделок слияний и поглощений, хотя бы одной из сторон которых являются инновационные компании, на выборке фирм из США с помощью методологии Data Envelopment Analysis (DEA).

Задачи, выполнение которых позволит достичь указанной цели исследовательской работы:

  1. Идентификация понятия инновационной компании, принимаемого в данной работе;
  2. Рассмотрение тенденций развития инновационных компаний как всего мира в целом, так и США в частности;
  3. Анализ потенциальных стимулов совершения сделок слияния или поглощения с инновационными компаниями;
  4. Анализ базы существующих исследований, связанных с эффективностью сделок M&A с инновационными компаниями;
  5. Сравнение существующих способов измерения эффективности M&A и выявление недостатков каждой из методик по сравнению с Data Envelopment Analysis;
  6. Формирование выборки для дальнейшего анализа;
  7. Проведение эмпирического тестирования и сравнительного анализа эффективности сделок с инновационными компаниями;
  8. Объяснение полученных результатов.

Объектом исследования являются сделки M&A, в которых компания-покупатель из США, а также хотя бы одной из сторон сделки являются инновационные компании.

Предмет исследования – эффективность сделок M&A инновационных компаний США.

Источником данных являются базы данных Bureau van Dijk (Zephyr), Capital IQ.

В существующей базе исследований на данную тематику используются разнообразные методы анализа, однако выводы относительно эффективности сделок M&A в них отличаются существенно. Таким образом, универсальный подход для анализа слияний и поглощений отсутствует. Теоретическая значимость данной работы заключается в сравнении эффективности сделок M&A, хотя бы одной из сторон которых являются инновационные компании, с использованием метода Data Envelopment Analysis и объяснение причин различий в результатах для разных групп выборки.


Практическая значимость заключается в потенциальном применении получившихся в рамках данного исследования результатов, связанных с эффективностью сделок M&A с инновационными компаниями, в процессе принятия решения по проведению сделки. Основным итогом данной работы должен стать ответ на вопрос: улучшатся показатели компании в результате проведения конкретной сделки или нет. Таким образом, выводы исследования могут быть использованы для более корректного прогнозирования эффектов от проведения сделок, хотя бы одной из сторон которых являются инновационные компании.

Структура квалификационной работы построена в соответствии с отмеченными задачами и состоит из трёх глав. В первой главе будет рассмотрен рынок инновационных компаний: выделены основные характеристики, которые присущи инновационным компаниям, а также отражены наиболее важные тенденции, связанные с инновационными фирмами. Помимо этого, в ней будут рассмотрены факторы, которые влияют на решение о принятии сделок M&A, участниками которых являются инновационные фирмы. Во второй главе проведён анализ научной литературы на тему сделок слияния и поглощения инновационных компаний, а также выделены основные гипотезы, рассматриваемые в данном исследовании. В последней главе отражена методология данного исследования, а также отмечены результаты эмпирического анализа: в каких ситуациях сделка ожидается эффективной, а в каких – нет, а также содержится объяснение полученных результатов.

ГЛАВА 1. ОБЗОР РЫНКА M&A ИННОВАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Особенности инновационных компаний

Изначально требуется определить, что такое «инновация» и как данное понятие трактуется в современной экономической науке. Наиболее популярным источником определения для современных исследователей является «Руководство Осло» («Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям») – совместная публикация ОЭСР и Eurostat. Так, согласно данной работе, «инновация есть введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях» («Руководство Осло», 2010, с. 31).


Также, согласно этому документу, к инновационным фирмам можно отнести все компании, осуществлявшие хотя бы одну инновацию любого рода и направления будь то разработка нового высокотехнологичного продукта, технологическое усовершенствование продукта или процессная инновация («Руководство Осло», 2010). Важным моментом также является необходимость внедрения данной инновации в производственную или коммерческую деятельность, то есть требуется интеграция данной разработки в экономическую активность фирмы.

Трактовка понятия инноваций содержится и в других популярных работах. Так, согласно данным опроса, результаты которого содержатся в исследовании (Lewicka et al., 2013), инновационные компании должны отвечать следующим требованиям: постоянное совершенствование собственной линейки продукции, быстрая адаптация к изменяющимся условиям, постоянный процесс обучения сотрудников, компьютеризация всех сфер бизнеса и прочие.

Однако, данные характеристики носят лишь описательный характер и дают общее представление о предмете исследования. В целях сегментации всего множества компаний и выделения из него блока инновационных требуется чёткий критерий, позволяющий провести границу между инновационными и неинновационными компаниями.

В некоторых теоретических исследованиях подходом для определения «инновационности» является выбор компаний, которые имеют расходы на исследования и разработки, отличные от нуля. Однако, основной недостаток этого метода заключается в том, что исследования могут проводиться не с чёткой периодичностью, и нельзя заключить, что компания, в текущем периоде потратившая значительный объем средств на разработки, в целом является более инновационной, чем та, которая в текущем времени реализовывала на практике результаты исследований предыдущих периодов, и в её отчетности на текущий момент отражены нулевые инвестиции в разработки. Помимо этого, не все компании отражают расходы на НИОКР или, по крайней мере, отражают в должном формате. В связи с этими причинами требуется перейти к другому, более универсальному методу.

Во многих работах на сходную тематику также используется критерий отрасли (Cloodt et al., 2006; Lapiana, 2014; Colombo, Rabbiosi, 2014). Вполне логичным заключением является то, что некоторые сектора значительно более технологичны, чем другие, и, соответственно, в среднем компании одной отрасли более склонны к инновациям. Этот подход удобен тем, что отнесение к конкретному сектору экономики легко идентифицируется – существует международная промышленная классификация кодов SIC, в соответствии с которой все отрасли имеют особый идентификатор, и в базах данных по компаниям указывается данный код. Таким образом, можно отфильтровать компании по сектору, к которому относится их деятельность, что является универсальным методом.


Рейтинги наиболее инновационных компаний составляются ежегодно многими авторитетными ресурсами, одним из самых популярных является список «The Most Innovative Companies», подготавливаемый The Boston Consulting Group. В соответствии с их исследованием, наиболее инновационными компаниями по итогам 2017 года стали Apple, Google, Microsoft и Amazon.[3] Так, в данном исследовании, помимо всего прочего, содержится информация о том, какие направления инноваций, по ожиданиям самих менеджеров, будут развиваться в ближайшие 3-5 лет. По сравнению с исследованием 2016-го года, значительно уменьшилась доля технологичных платформ (с 51% до 41) и новой линейки продукции (с 48% до 41%), а такие направления, как Big Data, скорость воплощения новых технологий в производственный процесс, а также мобильные приложения – сильно выросли. Исходя из этого можно сделать вывод о том, в какие сферы направляется больший поток инвестиций и как будет развиваться бизнес в будущем. Десятка самых инновационных компаний по версии BCG и динамика их основных показателей по итогам 2017 года представлены в таблице ниже:

Таблица 1. Топ-10 инновационных компаний[4]

Позиция

Компания

Изменение выручки (%)

Изменение EBIT (%)

Изменение расходов на R&D (%)

1

Apple

-7,7

-15,7

24,5

2

Google

20,4

22,5

13,6

3

Microsoft

-8,8

-24,4

-0,5

4

Amazon

27,1

87,5

28,3

5

Samsung

0,6

10,7

3,0

6

Tesla

73,0

-12,7

16,2

7

Facebook

54,2

98,5

23,3

8

IBM

-2,2

-12,7

9,6

9

Uber

NA

NA

NA

10

Alibaba

56,5

65,5

23,7

Как можно увидеть из приведённых данных, расходы по статье исследования и разработки растут довольно высокими темпами (в среднем по данной выборке – 15,7%). Так, крупнейшие компании осознают необходимость в применении новых технологий в своей деятельности, и данная тенденция сохранится в дальнейшем.


1.2. Теоретические аспекты эффективности стратегии неорганического роста для инновационных компаний

Принято считать неорганический рост – то есть рост компании, обусловленный слияниями или поглощениями, а не увеличением показателей компании за счёт внутренней деловой активности – одним из самых быстрых методов развития компании, в особенности, если это касается перехода в нетипичную сферу бизнеса, обеспечения диверсификации производства (Rathinasamy, Shrieves, Krishnaswamy, 2007). Часто именно этот мотив является главным в ситуации, когда участником сделки является инновационная компания, специализирующаяся на разработках, которые могут быть применены также в другой сфере.

Групп теорий, объясняющих принятие решений в пользу заключения сделки M&A – две. В рамках первой предполагается, что основной стимул – максимизация благосостояния акционеров (которое возникает вследствие эффекта синергии, экономии на налогах, выгод от операций на фондовом рынке и прочих факторов) (Боди, Мертон, 2007). Данное направление полностью соответствует теоретическим принципам стремления компаний к экономической эффективности.

Одним из факторов, учитываемых при принятии решения о сделке M&A, в данном контексте является консолидация (Alexander, Halpern, Lee, 1996). Так, например, при существовании на рынке трёх крупных компаний, компания №2 может приобрести компанию №3 для того, чтобы оказывать большее влияние на рынок и на политику крупнейшей фирмы данной отрасли. Одним из наиболее важных аспектов такого процесса является возможность объединения лучших инновационных практик и создание продукта более высокого уровня. Как правило, реализация такого эффекта применяется состоявшимися компаниями на этапе стабильного роста, и слияние или поглощение имеет с высокой вероятностью положительный эффект ввиду большей простоты прогнозирования денежных потоков крупной компании.

Помимо этого, состоявшаяся компания с низкими темпами роста может приобрести другую (часто инновационную) не только для увеличения рыночной доли, но и в целях обеспечения более быстрого роста (Kaol, 2017). Так, решение о покупке другой фирмы позволяет в короткие сроки значительно масштабировать бизнес, а получаемые в результате M&A инновационные технологии, контракты и патенты оказывают дополнительное положительное влияние (Bena, Li, 2014). В результате подобных операций темпы роста компании будут выше, а инвесторы зачастую при анализе того или иного бизнеса базируют свои ожидания на показателях роста и оценивают выше фирмы с более высокими темпами роста на определённом временном промежутке.