Добавлен: 28.06.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретический аспект оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие оперативно-розыскной деятельности
1.2. Назначение оперативно-розыскной деятельности
Глава 2. Организация контроля за оперативно-роыскной деятельностью
2.2. Ведомственный( внутренний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью
2.3. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью
указывающие н?а место на?хождения нос?ителей док?азательстве?нной инфор?мации и та?ктику следст?венных дейст?вий;
могущие быт?ь доказате?льствами пр?и соответст?вующих усло?виях интер?претации.
Глава 2. Организация контроля за оперативно-роыскной деятельностью
2.1. Вневе?домственны?й (внешний) ко?нтроль за о?перативно-роз?ыскной деяте?льностью
Субъектами, ко?нтролирующ?ими ОРД (ре?ализующими фу?нкцию внеш?него контро?ля), соглас?но законод?ательства, я?вляются: През?идент РФ; Фе?деральное Собр?ание РФ; Пр?авительство РФ; су?дья, санкц?ионирующий О?РМ, влекущ?ие ограниче?ние конститу?ционных пр?ав и свобо?д человека и гр?ажданина.
Президент РФ осуществл?яет непосре?дственное ру?ководство де?ятельность?ю, включая ко?нтрольные фу?нкции, сле?дующих федер?альных мин?истерств и с?лужб, котор?ым законом пре?доставлено пр?аво осущест?влять ОРД:
Министерство в?нутренних де?л Российско?й Федераци?и,
Министерство юст?иции Росси?йской Федер?ации (опер?ативное по?дразделение в Фе?деральной с?лужбе испо?лнения нак?азания),
Служба вне?шней разве?дки Российс?кой Федера?ции,
Федеральная с?лужба Росс?ийской Федер?ации по ко?нтролю за оборото?м наркотико?в,
Федеральная с?лужба безо?пасности Росс?ийской Федер?ации,
Министерство оборо?ны Российс?кой Федера?ции.
Контроль з?а ОРД осущест?вляется через соот?ветствующее по?дразделение А?дминистрац?ии Президе?нта РФ. Со?гласно Поло?жению о по?лномочном пре?дставителе През?идента РФ в фе?деральном о?круге, утвер?жденном Ук?азом Прези?дента РФ от 1?3.05.2000 № 84?9 (ред. от 28.07.?2016) «О по?лномочном пре?дставителе През?идента Росс?ийской Федер?ации в федер?альном окру?ге» президе?нтский контро?ль за осущест?влением ОР?Д в субъект?ах РФ осущест?вляется та?кже через и?нститут по?лномочных пре?дставителе?й Президент?а РФ в федер?альных окру?гах.
Следует от?метить, что д?анный вид ко?нтроля не пре?доставляет пр?ава вмешив?аться в те?хнологию О?РД, контро?лировать пр?авомерност?ь проведен?ия конкрет?ных ОРМ.
Президент РФ ру?ководит де?ятельность?ю вышеназв?анных федер?альных орг?анов испол?нительной в?ласти, вед?ающих вопрос?ами оборон?ы, безопас?ности, внутре?нних дел и не?которых дру?гих, утвер?ждает по пре?дставлению Пре?дседателя Пр?авительств?а РФ положе?ния о них и н?азначает и?х руководите?лей, а так?же осущест?вляет иные по?лномочия к?ак Верховн?ый Главноко?мандующий Воору?женными Си?лами РФ и Пре?дседатель Со?вета Безоп?асности РФ. През?идентскому ко?нтролю под?лежит также пр?актическое ис?полнение ФЗ «Об О?РД» и изда?нных им пр?авовых акто?в и поруче?ний по вопрос?ам, связан?ным с ОРД.
Таким образом, Президент РФ к?ак гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и граждан?ина, как высшее должностное лицо государства, осуществляет стратегичес?кий контроль за деятельностью федеральн?ых силовых органов, в полномоч?ия которых входит осуществле?ние ОРД.
Федеральное Собрание РФ - парламе?нт РФ - представительный и законодательный орган РФ, состоящий из двух палат: Совета Федерации РФ и Госу?дарственно?й Думы РФ, осуществляет опосредов?анный контроль за ОРД. Этот контроль происходит в рамках контроля з?а исполнением федерального бюджета, в отдельных статьях которого отражено выделение финансовы?х средств тем или иным органам, осуществляющим ОРД. Контроль за исполне?нием федерального бюджета в части, касающейся использования финансовы?х средств на ОРД, осуществляет образуема?я Советом Федерации РФ и Госу?дарственно?й Думой РФ Счетная палата РФ. Этим органом, подчинен?ным парламенту, контролируется обоснован?ность выделения денежных средств, правильность и эффективность их использо?вания.
Палаты Федерального Собрания РФ вправе возбуждать парламентс?кое расследование, создавать парламентс?кие комиссии по расследованию, например, фактов грубого или массо?вого нарушения гарантированных Конституц?ией РФ прав и свобод человека и гражданина, в результате работы которых подготавливается итоговый доклад комиссии, и по дан?ным, содержащимся в нем, возможно, в частност?и, судить о состоянии исполнени?я ФЗ «Об ОРД».
Осуществление общего контроля за исполнением ФЗ «Об ОР?Д» происходит при работе парламент?ариев с избирателями, рассмотрении обращений граждан, заслушивании информаци?и руководителей соответствующих министерст?в и служб на заседаниях палат парламента и их комитетов, рассмотре?нии документов и материалов, представ?ляемых органами государственной власти, в то?м числе при подготовке изменений и дополнений, которые необходимо внести в ФЗ «Об ОРД».
Таким образом, контроль Федерально?го Собрания РФ преследует цель оценки общей ситуации, складывающейся с исполнением и соблюде?нием ФЗ «Об ОРД» как в целом по стране, т?ак и соответствующими министерствами и службам?и.
Следующим субъектом, контролиру?ющим ОРД, является Правительство РФ, осуществ?ляющее исполнительную власть в РФ. Оно со?гласно ст.ст. 12, 19, 20 Федерального конституц?ионного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» наделено широкими полномочи?ями по общим вопросам руководст?ва федеральными министерствами, службами, агентствами, а также в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью и по обеспечению обороны и государственной безопасности России.
Правительство РФ компетентно проверять полноту и эффективность использов?ания органами силового блока предоставленных им полномочий по ведени?ю ОРД для решения задач успешной борьбы с преступностью через анализ соответствующей информаци?и, имеющейся в распоряжении Правительст?ва РФ, заслушивании отчетов, докладов и сообщений на заседании Правительст?ва РФ руководителей соответствующих федеральн?ых органов исполнительной власти.
Одним из направлений контрольно?й деятельности Правительства РФ являетс?я мониторинг законодательства, а также подзаконных актов, затрагив?ающих права и свободы граждан, имеющих межведомственный характер и актов, устанавливающих правовой статус государственных органов и организаций. Данная контрольн?ая деятельность осуществляется через механизм государственной регистрац?ии нормативных актов федеральн?ых органов исполнительной власти в Минюсте России. Там эти а?кты оцениваются на предмет соответст?вия Конституции РФ, действующему законодате?льству и и?м присваивается соответствующий номер государственной регистрации. Минюст России полномочен вносить предписания об отмене незаконны?х актов либо устранени?и выявленных нарушений.
В полномоч?ия Правительства РФ входит проверка обоснованности расходования финансовы?х средств, выделяемых на ОРД, котор?ая возложена на Минфин России. Согласно ч. 3 ст. 1?9 ФЗ «Об ОРД» данный контроль осуществляется специально уполномоченными представителями Федерально?й службы финансово-бюджетного надзора Минфина России, которые д?ля этого предварительно проходят процедуру допуска к сведени?ям, составляющим государственную тайну. После прохождения такой процедуры представители Минфина России полномочны проводить проверку документов о финансиро?вании ОРД в полном объеме.
О суде, как субъекте внешнего контроля з?а ОРД, необходимо отметить следующее. Согласно ст. 9 ФЗ «Об ОРД» проведен?ие ОРМ, которые влекут ограничен?ие конституционных прав граждан, возможно только по решени?ю судьи. В перечень таких прав законодатель включил: право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электронно?й и почтовой связи, право на неприкосновенность жилища. Данный в?ид контроля за ОРД осуществляется: а) при р?ассмотрени?и судьей обращения оперативно?го подразделения для получения разрешени?я на проведение конкретного ОРМ, влеку?щего ограничение того или иного конституционного права человека и гражданина (ч.ч. 2, 3 ст. 8, ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»); б) при про?длении начатых по разрешению судьи ОРМ и последующей проверке законност?и решений и действий оперативно-роз?ыскных органов( далее - ОРО) и и?х должностных лиц (ч.ч. 3, 4 ст. 8 ФЗ «Об ОРД»); в) при р?ассмотрени?и жалоб на ОРО (ч.ч. 2, 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); г) при р?азрешении споров в вышестоящем суде между судьей нижестояще?го суда и ОРО в связи с отказом судьи дать разрешение н?а проведение ОРМ (ч. 6 ст. 9 ФЗ «Об ОРД»).
Согласно ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» судья рассматри?вает оперативно-розыскные материалы, касающиес?я производства ОРМ, единолично (т.е. не требуетс?я принятия решения на судебно?м заседании, а также рассмотре?ние поступивших оперативно-служебных документо?в конкретным судьей) и незаме?длительно (т.е. должностное лицо ОРО прини?мается в любой промежуток времени без какой-либо очереди, без неопр?авданных задержек).
Процесс рассмотре?ния материалов судьей, получивш?им от председателя данного суда полномочия по рассмотрению поступающ?их оперативно-служебных документов, заключаетс?я в обоснованности постановления руководите?ля ОРО о проведении соответствующего ОРМ. Для это?го согласно положению ч. 3 ст. 9 ФЗ «Об О?РД» по требованию судьи ему могут представляться иные материалы, касающиеся оснований для прове?дения ОРМ (з?а исключением данных о лицах, внедренных в организованные преступные группировки, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществ?ляющих ОРД, и о лицах, оказывающих им содейст?вие на конфиденциальной основе, об орган?изации и о тактике проведения ОРМ).
По результатам рассмотрения материало?в об ограничении конституционных прав человека и гражданина при прове?дении ОРМ судья разрешает проведение данного ОРМ или отказывает в его про?ведении, о че?м выносит мотивированное постановле?ние, которое заверяется оттиском гербовой печати суда, выдает его инициатору проведени?я ОРМ с одновременным возвращением всех без исключения представленных ему (судье) материалов ОРО.
Срок действия вынесенного судом постановле?ния согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ «Об ОРД» исчисляетс?я в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Указанны?й предельный срок продлеваетс?я, как правило, при расследовании длящихся преступлений, а также с учетом иных обстоятельств, характер?ных для конкретной оперативно-розыскной ситуации.
При необходимости продления срока действия постановления судья выносит судебное решение н?а основании вновь представле?нных материалов( постановление, в которо?м излагается ходатайство о необход?имости продолжения ОРМ в течение определен?ного срока; оперативно-служебные документы, подтверждающие необходимость продления срока действия постановле?ния (например, справка с фактичес?кой информацией, полученной в результ?ате проводимого ОРМ); операти?вно-служеб?ные документы, которые судье представлялись ранее).
Отдельно следует указать на превент?ивный судебный контроль, осуществ?ляемый с целью соблюдения адвокатско?й тайны (т.е. любых сведений, связанных с оказанием адвокатом юридической помощи своему доверителю) при проведении ОРМ. В си?лу п. 3 ст. 8 Федерального закона от 31.05.?2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельност?и и адвокатуре в Российской Федерации» проведение ОРМ в отношении адвоката (?в том числе в жилых и служебн?ых помещениях, используемых им для осу?ществления адвокатской деятельности) допускаетс?я только по судебному решению. В этом законном, обоснова?нном и мотивированном судебном решении должны быть указаны конкретный объект ОРМ и дан?ные служащие основанием для его про?ведения, с те?м, чтобы это мероприятие не привод?ило к получению информации о тех клие?нтах, которые не имеют непосредст?венного отношения к кругу лиц, изуч?аемых в ОР?Д.
В заключение подчеркнем, что ключе?вым значением для осуществления судебного контроля является беспристр?астность - качество, суть которого составляет требование непредвзято?го и справедливого отношения к каждому субъекту уголовного судопроиз?водства. Беспристрастность предполагает, что судь?я при рассмотрении материалов конкретно?го уголовного дела субъектив?но свободен от личных предубежде?ний или пристрастий в отношении участнико?в процесса, его действия должны исключать какие-либо обоснован?ные сомнения в этом отношении.
2.2. Ведомственный( внутренний) контроль за оперативно-розыскной деятельностью
Ведомственный контроль за ОРД предусмотрен ст. 22 ФЗ «Об О?РД», в которой говорится, что руко?водители органов, осуществляющих ОРД, несут персональную ответственность за соблюде?ние законности при организации и проведе?нии ОРМ. Порядок реализации внутренне?го контроля за законностью осуществле?ния ОРД определяется соответствующими ведомстве?нными нормативными правовыми актами. Данный контроль осуществл?яют руководители ОРО и иные должностн?ые лица, наделенные контролиру?ющими и инспектирующими функциями (должност?ные лица инспекторских, организа?ционных, кадровых и других подразделе?ний ОРО).
Контроль осуществл?яется следующими способами:
личное участие руководителей в организ?ации, планировании( проведении) ОРМ;
санкционирование заведения дел оперативного учёта;
контролирование сроков ведения и обоснованности их прекращения;
изучение материалов, полученных в результ?ате выполнения ОРМ, иных документо?в, имеющие отношение к ОРД, и пр?инятие по н?им решения;
дача, как прав?ило, в письменной форме, указаний о дальнейшей работе по осущест?влению оперативной проверки;
санкционирование заключения контракта с лицами, сотрудничающими с органами, осуществ?ляющими ОР?Д;
составление мотивированных постановле?ний о проведении ОРМ, предусмотренных ч. 1 ст. 9 ФЗ «Об О?РД»;
заслушивание исполнителей ОРМ;
назначение проведения служебных проверок;
рассмотрение жалоб и заявлен?ий граждан.
Руководитель ОРО при уст?ановлении и?м фактов нарушения прав человека и гражданина, пренебре?жения правилами конспирации в ходе ОР?Д, разглашения сведений, составля?ющих государственную или служебную тайну, а также иных нарушений обязан назначить служебную проверку и по ее результатам принять соответствующие меры, включая восстановление и возмещение причиненно?го вреда, привлечение виновного к ответственности. В случае нарушения законности он также обязан проинформировать об этом прокурора.