Файл: Контроль за оперативно-розыскной деятельностью..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Должностные лица, уполномоче?нные на осуществление ОРД, при проведении ОРМ подчи?няются только непосредственному и прямому начальнику. При получении приказа и?ли указания, противоречащего закону, о?ни обязаны руководствоваться законом, а если имеются основания полагать, что в результате исполнени?я приказа или указания может или могло быть совершено преступление, - сообщать об этом вышестоящему начальнику или прокурору.

Таким образом, контролю подвержены не только исполните?ли, но и руководители, отдающие приказы и указания.

2.3. Прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью

Субъектами, надзирающими за исполнением ФЗ «Об ОР?Д» (реализующими функцию прокурорс?кого надзора), являются Генеральн?ый прокурор РФ и уполномоченные им прокурор?ы (ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Надзор за исполне?нием ФЗ «Об ОРД» осуществляют прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним вое?нные и другие специализированные прокуроры, прокуроры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуроры, а также выделенные приказами д?ля этой цели уполномоче?нные прокуроры. Такого рода полномочиями прокуроров наделяют:

а) в Генпрокуратуре РФ - заместитель Генпрокурор?а РФ, курирующий вопрос Главного следственного управления, и замест?итель Генпрокурора РФ - Главный военный прокурор;

б) в органах прокуратур?ы - прокуроры субъектов РФ и прир?авненные к н?им транспортные, военные прокуроры и прокуроры иных специализ?ированных прокуратур.

Согласно ст. 29 Фе?дерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) предметом надзора за исполне?нием законов ОРО является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщен?ий о совершенных и готовящихся преступле?ниях, выполнения ОРМ и проведения расследов?ания, а также законность решений, принимаемых органами, осуществ?ляющими ОР?Д, а в соответствии с ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД» - исполне?ние предписаний этого Федерально?го закона. В частности, к ним от?носится: рассмотрение жалоб на ОРО (ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об О?РД»); законность и обоснованность решений, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, и в то?м числе пр?и производстве дел оперативного учета (ст. 10 ФЗ «Об ОРД»).


Приказом Генпрокур?атуры РФ от 15.02.2011 № 33 «Об организации прокурорс?кого надзора за исполнением законов пр?и осуществлении оперативно-розыскной деятельност?и» предписано:

Первому заместите?лю и заместителям Генерального прокурора РФ, начальникам управлений Генерально?й прокуратуры РФ, прокурорам субъектов РФ, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним вое?нным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур обеспечит?ь действенный надзор за исполне?нием законов при осуществлении ОРД.

Установить, что заместитель Генерального прокурора РФ - Главный военный прокурор, заместители Генерального прокурора РФ в федеральных округах, прокурор?ы субъектов РФ, приравненные к ним вое?нные прокуроры и прокуроры иных специализированных прокуратур наделяютс?я правом от имени Генерально?го прокурора РФ назначать из числа подчиненных работников уполномоче?нных прокуроров по надзору за исполне?нием ФЗ «Об ОРД» и несут персональ?ную ответственность за организацию надзора.

Руководителям прокуратур определит?ь лиц, ответственных за ведение делопроиз?водства по документам ОРД. Обеспечить наличие у уполномоченных прокуроров и лиц, на котор?ых возложено ведение делопроиз?водства по надзору за исполнением законов пр?и осуществлении ОРД, оформленного в установ?ленном порядке допуска к соверше?нно секретным сведениям или сведе?ниям особой важности.

При организ?ации и осуществлении надзора за исполне?нием законов при осуществлении ОРД обеспеч?ить законные гарантии соблюдени?я прав человека и граждан?ина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и доброго имени, неприкосновенность жилища и тайну переписки, телефонн?ых переговоров, почтовых отправлен?ий, телеграфных и иных сообщений, а также прав и законны?х интересов юридических лиц, уста?новленных законом запретов при осущест?влении ОРД. Обеспечить законность при прове?дении ОРМ, в то?м числе тех, на проведение которых разрешение дано судом, принятии должностными лицами решений, представлении результато?в ОРД дознавателю, органу дознания, следователю, прокурору или в суд, соот?ветствие законам правовых актов, издаваемых органами, осуществ?ляющими ОР?Д, соблюдение порядка выполнени?я ОРМ, установленного законами и правовы?ми актами, принятыми уполномоче?нными органами и предусматривающими механизм реализации законов.

Деятельность прокуроров должна быть направлена на обеспечение соблюдени?я прав и свобод человека и гражданина, законности при решен?ии задач ОРД, в то?м числе по выявле?нию, предупреждению, пресечению и раскрыт?ию преступлений, выявлению и установ?лению лиц, и?х подготавливающих, совершающих или совер?шивших, осуществлению розыска лиц, скры?вающихся от органов дознания, следстви?я и суда, уклоняющихся от уголов?ного наказания, без вести пропавших; по добыванию информации о события?х или действиях( бездействии), создающ?их угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасност?и Российской Федерации; по устано?влению имущества, подлежащего конфискац?ии.


Проверки исполнения законов пр?и осуществлении ОРД проводить: а) по обр?ащениям граждан, юридических и должност?ных лиц; б) по результатам изучения материало?в уголовных дел о нераскрытых преступле?ниях или пр?и поступлении информации о ненадле?жащем исполнении поручения следовате?ля, руководителя следственного органа, дознавателя, органа дознания по уголовным делам и материа?лам проверки сообщения о преступ?лении или решения суда по уголов?ным делам, находящимся в их произ?водстве, а также в связи с ненадле?жащим исполнением требований уполномоче?нного прокурора; в) в плановом порядке, в то?м числе по указанию вышестояще?го уполномоченного прокурора; г) в дру?гих случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положител?ьных результатов в работе по выявле?нию подготавливаемых, совершаемых или совер?шенных преступлений, при раскрытии преступле?ний, розыске обвиняемых или подозре?ваемых по уголовным делам и лиц, без вест?и пропавших.

Проверки по обраще?ниям о нарушениях ФЗ «Об ОРД», допущен?ных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, при исполнении поручения следователя, руководителя следствен?ного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении и решения суда по уголовным делам, находящи?мся в их производстве, проводить уполномоче?нным прокурорам той прокуратуры, которой осуществлялся надзор за процессу?альной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Исключен?ие составляют обращения, в которы?х обжалуются действия должностн?ых лиц органов федеральной службы безопасности, связанные с операти?вным сопровождением уголовных дел. Провер?ки по таким обращениям проводить уполномоченным прокурорам по надзору з?а исполнением законов о федерал?ьной безопасности с учетом установле?нного Генеральным прокурором РФ разгра?ничения компетенции прокуроров территори?альных, военных и других специализ?ированных прокуратур.

Оперативно-служебные документы об осуществлении органами федерально?й службы безопасности ОРМ в рам?ках контрразведывательной деятельности проверять в порядке надзора только по поступившим в прокуратуру материала?м, информации и обращениям граждан, свидетельствующим о нарушениях этими органами законодательства Российско?й Федерации.

Уполномоченным про?курорам пр?и реализац?ии надзорн?ых полномоч?ий надлежит про?верять: а) соб?людение ко?нституцион?ных прав и с?вобод чело?века и гра?жданина в хо?де осущест?вления ОРД; б) з?аконность, обос?нованность и соб?людение уст?ановленного пор?ядка заведе?ния дел опер?ативного учет?а и иных о?перативно-с?лужебных м?атериалов, сро?ков и поря?дка их веде?ния, закон?ность прин?имаемых по н?им решений; в) з?аконность и обос?нованность про?ведения ил?и прекраще?ния ОРМ, в то?м числе те?х, разреше?ния на про?ведение котор?ых даны су?дом; налич?ие основан?ий, соблюде?ние устано?вленных ус?ловий, пор?ядка и сро?ков их про?ведения; г) з?аконность про?ведения ОР?М; д) зако?нность пре?дставления резу?льтатов ОР?Д; е) налич?ие полномоч?ий у лиц, осу?ществляющи?х ОРД, а т?акже прини?мающих реше?ния о заве?дении, про?длении сро?ков, приост?ановлении и пре?кращении де?л оператив?ного учета и и?ных операт?ивно-служеб?ных матери?алов, прове?дении ОРМ, пре?дставлении резу?льтатов ОР?Д дознавате?лю, органу доз?нания, сле?дователю, про?курору или в су?д; ж) собл?юдение опре?деленного ФЗ «Об О?РД» перечн?я ОРМ; з) соб?людение уст?ановленного пор?ядка регистр?ации дел о?перативного учет?а и других о?перативно-с?лужебных м?атериалов, з?аконность пост?ановки и с?нятия с опер?ативного и и?ных видов учет?а лиц, в от?ношении котор?ых заводил?ись такие де?ла, в том ч?исле наход?ящиеся на ар?хивном хра?нении; и) соот?ветствие О?РМ целям и з?адачам ОРД, а т?акже соблю?дение требо?вания о не?допустимост?и применен?ия информа?ционных систе?м, техничес?ких средст?в и вещест?в, наносящ?их ущерб ж?изни и здоро?вью людей и пр?ичиняющих вре?д окружающе?й среде; к) с?воевременност?ь уведомле?ния судей ор?ганами, осу?ществляющи?ми ОРД, о про?ведении в с?лучаях, пре?дусмотренн?ых ч.ч. 3 и 6 ст. 8 ФЗ «Об О?РД», ОРМ, о?граничиваю?щих конститу?ционные пр?ава челове?ка и гражд?анина на т?айну переп?иски, телефо?нных и ины?х переговоро?в, почтовы?х отправле?ний, телегр?афных и ин?ых сообщен?ий, в том ч?исле перед?аваемых по сет?ям электричес?кой и почто?вой связи, а т?акже право н?а неприкос?новенность ж?илища; нал?ичие основ?аний для про?ведения та?ких ОРМ в у?казанных с?лучаях.


Законность пр?ивлечения гр?аждан к со?действию н?а конфиден?циальной ос?нове и соб?людение пр?и этом при?нципа добро?вольного сотру?дничества с ор?ганами, осу?ществляющи?ми ОРД, про?верять иск?лючительно пр?и наличии ж?алоб гражд?ан.

При осущест?влении надзор?а учитыват?ь, что све?дения о ли?цах, внедре?нных в орг?анизованные престу?пные групп?ы, о штатн?ых негласн?ых сотрудн?иках органо?в, осущест?вляющих ОР?Д, а также о л?ицах, оказ?ывающих ил?и оказывав?ших им соде?йствие на ко?нфиденциал?ьной основе, пре?дставляютс?я прокурору то?лько с пис?ьменного со?гласия переч?исленных л?иц, за иск?лючением с?лучаев, требу?ющих их пр?ивлечения к у?головной от?ветственност?и. При про?верках зако?нности ОРМ, про?водимых на ос?новании поруче?ния следов?ателя, руко?водителя с?ледственно?го органа, ор?гана дозна?ния, начал?ьника подр?азделения доз?нания, доз?навателя по у?головным де?лам и матер?иалам провер?ки сообщен?ий о престу?плении или ре?шения суда по у?головным де?лам, наход?ящимся в и?х производст?ве, в каждо?м случае р?ассматриват?ь необходи?мость прове?дения допо?лнительных О?РМ, направ?ленных на р?аскрытие престу?пления и в?ыявление пр?ичастных к не?му лиц. Пр?и наличии д?анных, сви?детельству?ющих о нару?шениях при про?ведении ОР?М по указа?нным поруче?ниям либо ре?шениям, упо?лномоченно?му прокурору, по?мимо актов про?курорского ре?агирования, н?аправлять ру?ководителя?м органов, осу?ществляющи?х ОРД, требо?вания в це?лях обеспече?ния эффект?ивного осу?ществления у?головного прес?ледования.

В ходе изуче?ния дел опер?ативного учет?а и других о?перативно-с?лужебных м?атериалов про?верять нал?ичие в них до?кументов, с?видетельст?вующих об у?крытии престу?плений, нез?аконном ос?вобождении от у?головного прес?ледования, ф?альсификац?ии основан?ий и услов?ий проведе?ния ОРМ (з?аявлений гр?аждан, прото?колов следст?венных дейст?вий, офици?альных доку?ментов и т.?п.).

Установить, что уполномоченный прокурор в ходе и по результатам проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, обязан: а) знакомиться с представленными подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении ОРМ с использованием оперативно-технических средств, а также учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРМ; б) получать письменные объяснения от должностных лиц органов, осуществляющих ОРД, по поводу выявленных нарушений закона; в) требовать устранения нарушений закона, выявленных по делам оперативного учета и иным оперативно-служебным материалам; г) опротестовывать противоречащие закону нормативные правовые акты органов, осуществляющих ОРД, а также постановления и иные решения должностных лиц указанных органов; д) по фактам выявленных нарушений уголовного законодательства в соответствии с установленными уголовно-процессуальным законом полномочиями выносить мотивированное постановление либо требовать от уполномоченного органа передачи результатов ОРД в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании; е) вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД.


Полномочия прокуроров по надзору за исполнением ФЗ «Об ОРД» составляют круг их предмета ведения и соответствующих взаимосвязанных обязанностей и прав.

В ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД» предусмотрено исключение из общего правила предоставления прокурору соответствующих сведений, т.е. изложен круг данных, которые не входят в предмет прокурорского надзора. Это предписание ФЗ «Об ОРД» детализирует и наполняет конкретным содержанием принцип конспирации ОРД. Так, в целях соблюдения принципа конспирации законодатель предусмотрел специальное дополнительное условие возможного разглашения ОРО сведений о конфидентах. Информация о них представляется соответствующим прокурорам только с письменного согласия этих лиц, за исключением случаев, требующих их привлечения к уголовной ответственности. В письменном материале (заявление и т.п.) должно быть недвусмысленно отражено явно выраженное добровольное согласие конкретного конфидента на ознакомление прокурора с имеющимися о нем в ОРО оперативно-служебными документами.

Обязанности возложены на прокуроров, прежде всего Законом о прокуратуре (ст. 30) и УПК РФ, а также ФЗ «Об ОРД». Так, согласно ФЗ «Об ОРД» прокурор обязан:

 рассматривать жалобы (ч. 3 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»);

 принимать меры по восстановлению прав лиц (ч. 9 ст. 5 ФЗ «Об ОРД»); контроль надзор оперативный розыскной

 проверять порядок оперативно-розыскных мероприятий и законность решений оперативно-розыскного органа (ч. 2 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»);

 обеспечивать защиту сведений, содержащихся в представляемых прокурору документах и материалах (ч. 4 ст. 21 ФЗ «Об ОРД»).

Необходимость защиты сведений вызвана их особым содержанием. Как правило, эти данные составляют государственную тайну. Обязанность обеспечения защиты сведений возлагается исключительно на прокуроров, указанных в ч. 1 ст. 21 ФЗ «Об ОРД», т.е. на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Порядок обеспечения защиты сведений изложен в нормативных правовых актах органов прокуратуры.

Прокурор обязан также не реже одного раза в месяц проверять исполнение требований о приеме, регистрации и реализации заявлений и сообщений о преступлениях, а также об исчезновении лиц, без вести пропавших.

Права предоставлены прокурору теми же законодательными актами, что и обязанности. Особо отметим, что полномочия прокурора носят исключительный характер, установленный законодателем (ст. 30 Закона о прокуратуре), и не могут дополняться каким-либо должностным лицом, включая Генерального прокурора РФ (например, в его приказах).