Файл: Порядок уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды банками.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Каждое предприятие, функционирующее в рыночной среде должно самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой. Менеджмент предприятия должен быть осведомлен о том, насколько оно конкурентоспособно по отношению к другим участникам этого рынка и стремиться к достижению такого уровня конкурентоспособности, при котором предприятие было бы жизнеспособно в условиях жесткой конкуренции.

В качестве основного источника денежного ресурса коммерческого сектора, ключевой задачей функционирования которого выступает получение прибыли, выступает коммерческий доход, полученный посредством сбыта товара/услуги для конечного потребителя. Соответственно, финансовыми отношения являются в случае формирования собственного объема денежного ресурса, привлечения сторонних средств и их перераспределения в целях дальнейшего развития организации.

Банковская система является одним из важнейших звеньев структуры рыночной экономики, способствующим активному становлению и развитию государства. Коммерческие банки – неотъемлемая часть финансового сектора, основная функция которых заключается в перераспределении капиталов, повышающем общую эффективность производства в стране. Осуществляя свою специфическую деятельность (привлечение вкладов, размещение средств в кредиты, обслуживание счетов, операции с ценными бумагами), кредитные организации, в частности, банки, обязаны уплачивать соответствующие налоги (на прибыль, имущество, добавленную стоимость и т.д.).

Однако налогообложение банков имеет свои отличительные черты, которые связаны со спецификой банковской работы. Эти особенности отражаются на таких элементах процесса налогообложения, как исчисление налогооблагаемой базы по ряду налогов, освобождение от косвенного налогообложения значительного перечня операций и услуг, предоставление льгот, формирование доходов и расходов. Недостаточная теоретическая и практическая разработка данного вопроса, а также непрерывные изменения в области законодательства подчеркивают актуальность выбранной темы квалификационной работы.

Основной целью работы является исследование механизма и особенностей налогообложения банков, выявление проблем налогообложения и путей их разрешения. Эта цель определяет логическое построение курсовой работы.

Задачи, которые предстоит решить:

  • выявить теоретические вопросы имущественного налогообложения банков;
  • рассмотреть основы, механизм и особенности налогообложения кредитных организаций в РФ;
  • дать анализ основных показателей надежности исследуемого банка;
  • охарактеризовать специфику исчисления налогооблагаемой базы для некоторых налогов, необходимых к уплате коммерческим банкам;
  • обозначить проблемы и пути решения налогообложения исследуемого банка.

Объектом исследования является ПАО АКБ АБСОЛЮТ БАНК. Предметом исследования является налогообложение ПАО АКБ АБСОЛЮТ БАНК.

Структура курсовой работы выстроена в соответствии с последовательным решением поставленных задач. Так, данная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Теоретическая база исследования была представлена различными научными трудами отечественных и зарубежных экономистов, а также анализом профессиональных периодических изданий в области налогообложения и экономики. В частности, в качестве теоретической базы исследования необходимо отметить нормативные и правовые акты, регулирующие процедуры налогообложения в РФ, информация о финансовых отчетах консолидированного характера, баланса бухгалтерии и данных, представляемых держателям акций конкретной организации.

Среди основных методов исследования, которые были применены в рамках данной магистерской диссертации следует отметить такие, как анализ научной и периодической литературы, предметом изучения которой выступает процесс налогообложения в банковском секторе экономики, наблюдение, анализ и синтез эмпирического материала.

Работа содержит обширную библиографию по выбранной теме. Исследование сопровождаются графиками, таблицами, схемами и диаграммами. Структура курсовой работы построена в соответствии с последовательным решением поставленных задач, и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. Теоретические аспекты имущественного налогообложения банков

Банковский сектор как субъект экономических отношений в сфере налогообложения

В условиях динамичного развития рыночных отношений, когда риск как сочетание вероятности и, прежде всего, неопределенности, является доминирующим фактором, любое управленческое решение как результат представляет собой конкретные последствия, ограничивающие или расширяющие свободу действий другого субъекта.


В качестве одной из форм косвенного воздействия государства на экономическое положение в современных условиях выступает денежно-кредитная политика, которая основывается на теоретических представлениях, отраженных в научных трудах экономистов, о роли денежного ресурса в экономике и его влияния на основные макроэкономические факторы, такие как экономический рост, уровень занятости населения, ценовое соотношение спроса и предложения, платежный баланс. В современной науке данная экономическая теория рассматривается, прежде всего, как активный фактор воспроизводственного процесса, что выделяет теорию денег (монетарную) в качестве важнейшей части макроанализа.

В рамках современной экономической системы денежно-кредитный сектор выступает в качестве важнейшего механизма регулирования экономики. Данный механизм легко можно сравнить с системой кровообращения организма, так как денежный ресурс выступает в качестве основного критерия бартера, то есть является ключевым средством обращения.

Огромная роль в налоговой системе страны принадлежит банковскому сектору, который аккумулирует основную часть кредитных ресурсов. Банковская система является важной составляющей, без которой не представляется возможным существование рыночной экономики. Банки играют важную роль и занимают особое положение в экономической системе и налоговом администрировании России. Кроме того банки по объему налоговых платежей в бюджет являются одними из крупнейших налогоплательщиков. В настоящее время в Российской Федерации не существует каких либо специальных налогов, уплачиваемых банками, или налоговых режимов, применяемых ими. Банки уплачивают налоги в том же порядке, как и другие налогоплательщики. Однако специфика банковской деятельности предопределяет некоторые особенности налогообложения, определения налоговых баз и предоставления льгот по налогам.

Экономические реформы в сфере налогообложения в национальной экономике способствовало тому, что налогообложение превратилось в ключевой способ процесс по-прежнему находится в стадии реформирования, что накладывает мобилизации государственного бюджета. Однако необходимо отметить, что данный определенный отпечаток на некоторые отрасли национальной экономики. Одной из таких отраслей считается банковский сектор российской экономики. Налоговые методы регулирования имеют свое целью формировать макроэкономические условия, наиболее благоприятные для функционирования денежно-кредитной системы, что будет способствовать ее устойчивости, превращению в активный инструмент инвестиционных процессов и экономического роста.


Налогообложение коммерческих банков требует пристального внимания в связи с тем, что они выступают в качестве самостоятельных экономических субъектов и крупными налогоплательщиками, способность к налоговым выплатам которых носит общественное значение.

Таким образом, вопрос надежности и ликвидности коммерческих банков - это не только атрибут современной политики их выживания, но и стратегия развития коммерческих банков. Следовательно, эффективность функционирования банковского сектора национальной экономики влечет за собой линейную зависимость государственных доходов страны, от чего, в частности зависят объемы и направления государственного инвестирования.

В связи со всеми названными факторами необходимо отметить острую потребность в формировании благоприятных факторов развития банковского сектора в национальной экономике с целью увеличения его возможности к положительному налогообложению. Необходимо также продумать систему льготного налогообложения прибыли банков, полученную от кредитования малого бизнеса, сельского хозяйства, отраслей реального сектора экономики, наукоемких отраслей экономики и других.

Другими словами, в качестве основного назначения для налогообложения следует рассматривать прежде всего способ регулирования деятельности коммерческих банков, а не их разорение с целью пополнения государственной казны, так как роль данного сектора экономики является отнюдь не второстепенной. Поэтому целью налогообложения банков следует считать необходимость обеспечения надежного и стабильного источника государственного бюджета.

Коммерческие банки выделяются в особую группу участников налоговых отношений также в связи с тем, что в финансово-кредитной системе они выполняют двоякую роль. С одной стороны, они являются плательщиками большинства налогов и на общих основания производят платежи в бюджеты всех уровней. С другой стороны, они являются посредниками между государством и налогоплательщиками, так как осуществляют исполнение поручений налогоплательщиков на перечисление налоговых платежей последних в соответствующие бюджеты. В этом случае от банков во многом зависит своевременность и полнота уплаты налогов другими налогоплательщиками.

Особая роль коммерческих банков как участников налоговых правоотношений заключается и в том, что налоговое законодательство возлагает на них особые обязанности по предотвращению налоговых правонарушений другими плательщиками налогов.


Так, например, по налогу на прибыль для банков конкретизируются доходы и расходы с учетом особенностей, характерных для банковской деятельности.

При определении объекта налогообложения по налогу на прибыль, банки в числе доходов, указанных в ст.ст.249 и 250 НК РФ, учитывают доходы, указанные в ст.290 НК РФ, которые являются характерными конкретно для банков.[1]

Полученные доходы банки уменьшают на сумму произведенных расходов ст.ст. 254-269 НК РФ, кроме того учитываются расходы ст.291 НК РФ.[2]

В настоящее время одной из проблем является вопрос отнесения доходов (расходов) банков к доходам (расходам) от реализации или внереализационным, относящимся  или не относящимся в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Существует и ведется значительное количество споров по данному вопросу, связанному с несогласием банков с содержанием и трактовкой различных расходов. Причиной является то, что в ст. 290 и 291 НК РФ не конкретизируют то, какие доходы и расходы для банков являются доходами от реализации, а какие – внереализационными. Ввиду этого возникают вопросы, к какому виду следует относить для налогообложения прибыли доходы и расходы, а от указанной классификации во многом зависит правильность определения прибыли.[3]

Например, согласно ст. 265 НК РФ, часть рекламных расходов относится на расходы при определении прибыли в размере, который не превышает  1% выручки от реализации, а не внереализационных расходов.

Другой важной особенностью обложения налогом на прибыль организаций, установленной в ст. 273 НК РФ, является порядок признания доходов и расходов, согласно которому банки не имеют право на определение даты получения дохода (осуществление расхода) по кассовому методу. Таким образом, банки не вправе применять метод начисления. Для банков, как особой группы налогоплательщиков, предусмотрено также создание дополнительного резерва - на возможные потери  по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности, в том числе  по межбанковским кредитам  и депозитам. Суммы отчислений в резерв, согласно п.2 ст. 292 НК РФ, банк вправе включать (учитывать) в состав внереализационных расходов, с учетом нормативов в течение отчетного (налогового) периода. Суммы отчислений в резерв формируются в соответствии с Положением банка России «О Порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности». Создание резерва обусловлено тем, что наряду с существующими для банков рисками, государство заинтересовано в устойчивой банковской системе.[4]