Файл: Стратегия диверсификации компании (Теоретические аспекты стратегии диверсификации компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. Диверсификация, как процесс проникновения специализированных фирм в новые для себя отрасли производства и сферы деятельности, зародилась в эпоху массового производства в конце XIX в. В начале XX в. получила широкое распространение, как форма приложения капитала и развития компаний. Несмотря на это, до сих пор не представляется возможным считать данное экономическое явление в значительной степени изученным. Кроме того, в литературных источниках наблюдаются разночтения в определениях диверсификации, что затрудняет глубокое теоретическое осмысление сути диверсификации.

Наиболее популярным является определение, характеризующее диверсификацию как стратегическую ориентацию на создание многопрофильного производства. Подобное определение отражает единство взглядов таких авторов, как К. Уорд, К. Боумэн, А. Т. Зуб, М. Портер, Т. Коно, Р. Кунц, И. Ансофф и др., которые склоняются к тому, чтобы рассматривать диверсификацию как общекорпоративную стратегию. Однако, на взгляд автора, диверсификация не является стратегией в силу несоответствия своей теоретической сути критериям, определяющим сущность стратегии.

Учитывая известное влияние на развитие организации хотя бы таких факторов, как жизненный цикл продукта и научно-технический прогресс, предприятие способно находиться в состоянии диверсификации неопределенно долго, претерпевая необходимые изменения, сокращая старые или развивая новые направления деятельности.

Все перечисленное по вышеуказанным причинам не дает возможности характеризовать диверсификацию исключительно как стратегию и позволяет разделить исследуемое экономическое явление на два близких по значению, но неоднозначных понятия: «стратегии диверсификации», реализующиеся в процессе диверсификационного роста, и «диверсификацию» как таковую.

Целью работы является изучение стратегии диверсификации компании.

Объектом работы является ПАО «ОМПК».

Предметом работы является стратегия диверсификации.

Задачами работы являются:

- изучение сущности понятия диверсификации;

- рассмотрение классификации стратегий диверсификации, и особенность их выбора;

- рассмотрение краткой характеристики предприятия;

- анализ и обоснование стратегии диверсификации предприятия;

- предложения по смене системы диверсификации предприятия;

- оценка преимуществ и недостатков выбранной стратегий диверсификации.


Методы исследования: анализ, наблюдение, изучение и обобщение, систематизация, сравнение, измерение, моделирование, гипотетический.

Теоретической и эмпирической базой исследования послужили данные учебной литературы, научных статей, монографий, периодической литературы, ресурсы сети Интернет.

Структура исследования состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников

1. Теоретические аспекты стратегии диверсификации компании

1.1. Сущность понятия диверсификации

Появление значительного числа слов и словосочетаний для обозначения новых объектов и понятий науки, техники, производства, культуры, научно-технический прогресс, глобализация экономики и расширение информационного пространства диктуют необходимость изучения целого ряда терминологических проблем и повышают роль терминологического анализа.[2, с. 161-170]

В данной работе предпринята попытка определить термин диверсификация. Анализ термина осуществлялся в следующей последовательности: определение времени и источника появления слова, выявление ранее существовавшего морфологического строения слова и его прошлых словообразовательных связей, поиск и описание синонимов, определение термина диверсификация на основе значений его синонимов.

Возникновение слова диверсификация в русском языке связано с моментом появления на рубеже XVII-XVIII веков группы однокоренных заимствованных слов с корнем verse. Это такие слова как: варьете, версия, диверсия, конверсия, перверсия, траверз, универсальный. В эту же группу входит и диверсификация. Слово начинает применяться в значении - изменение, разнообразие. [9, с.201]

При просмотре значения термина «диверсификация» в Интернете, было установлено, что он исторически упоминается еще в Талмуде - многотомном своде положений иудаизма. Описанную в нем формулу можно представить так: одна треть активов должна быть в бизнесе (купля- продажа товаров), вторая треть - остаться ликвидной (например, золото), оставшаяся - направлена в недвижимость. [12, с. 403]

В учебном словаре англо-русских заимствований diversification, образованное от позднелатинского diversificatio от diversus, дословно означает "обращенный в другую сторону" и facere - делать. В свою очередь diversus от divertere - расходиться, различаться, от di (dis) - раз и vertere - вертеть, поворачивать, направлять. Таким образом, получаем значение - делать разное, другое, противоположное. [4, с. 79-86]


Чтобы лучше понять значение термина диверсификация, необходимо рассмотреть его взаимоотношения с другими словами (словари синонимов и др.). Однако не следует утверждать, что синонимы полностью тождественны по смыслу. Синонимы (от греческого слова «одноименный») - это слова, совпадающие или близкие по значению.

Если воспользоваться любой поисковой системой с целью определения синонимов к слову "диверсификация", то результатом будут два слова - изменение и разнообразие, образованные от позднелатинского diversificatiо. Стоит осуществить интерпретацию полученных синонимов. [1, с. 120]

В философской энциклопедии слово "изменение" трактуется, как превращение в нечто другое. Изменение характеризуется направлением, интенсивностью, скоростью и длительностью. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова слово «изменение» разъясняется как поправка, перемена, изменяющая что-нибудь прежнее. В идеографическом словаре слово «изменение» имеет такое определение: направленное соответствие состояний объекта; различие в существовании объекта; отношение, последовательность состояний; одно изменение вызывается другим; связь объекта с самим собой.

Второй синоним, который был обнаружен это слово «разнообразие», его содержание в новом толково-словообразовательном словаре русского языка объясняется так: отсутствие единообразия, наличие несходных, неповторяющихся элементов. [10, с. 103] Разнообразие в других источниках описывается как: многообразие, разнообразность, многообразность; различие, разнокалиберность, разновидность, различность, диверсификация, множество, немонотонность; множество, обилие чего-либо несходного, различного, отличающегося друг от друга. Под разнообразием будем понимать характеристику, которая разбивает целое на части на основе их отличительных черт. [5, с. 47]

Если слово «диверсификация» перевести с русского на английский язык, то получим: diversification, diversity - разнообразие, многообразие; diversify - разнообразие. В процессе анализа термина диверсификация возникает проблема его перевода на другие языки, появляется еще одно значение диверсификации - это многообразие. Необходимо выяснить разнообразие и многообразие имеют один и тот же или все-таки отличный друг от друга смысл. [7, с. 225]

Во многих словарях многообразие определяется, как математический термин. В Большой советской энциклопедии многообразие объясняется, как математическое понятие, уточняющее и обобщающее на любое число измерений понятия линии и поверхности, не содержащих особых точек.


Если рассматривать многообразие с точки зрения словообразования — это сложное слово, образованное путем сложения двух производящих основ: «много» и «образ». В толковом словаре Ожегова «образ» - это порядок, направление чего-нибудь, способ. Фокусирующее значение понятия многообразие будет определено, как много направлений чего-либо.

При переводе слова «многообразие» на английский язык возникла сложность, связанная с тем, что словосочетание "the diversity of" означает и многообразие, и разнообразие. А также при просмотре слова «многообразие» с помощью различных словарей синонимов и толковых словарей было выявлено, что многообразие и разнообразие употребляются, как слова синонимы, но толкование их значений не синонимично, так как они отличаются смыслами. [14, с. 210]

Поэтому предлагается, используя латинские слова "multy" (множественность) и "form" (форма) получить термин "multiformity", который по смыслу соответствует понятию «многообразие» в английском языке.

1.2. Классификация стратегий диверсификации, и особенность их выбора

В условиях современного рынка проблема конкурентоспособности стоит особенно остро. Недостаточно производить качественный продукт или услугу, важно, чтобы продукт появился именно в тот момент, когда в нем возникнет потребность. Также желательно, чтобы он если бы и не был на 100% уникальным, то хотя бы выгодно отличался от уже существующих аналогичных товаров и услуг и, соответственно, имел явное преимущество в глазах потенциальных потребителей. [25, с. 110] В этом случае компания-производитель может быть уверенна в том, что финансовый успех ей обеспечен. С другой стороны, сегодня такой успех далеко не всегда является гарантией успеха в ближайшем будущем. Поэтому, стратегия диверсификации является актуальной, т. к. она позволяет предприятию не только удержаться на плаву, но и успешно развиваться.

Основной целью исследования является изучение направлений и механизмов диверсификации. [18]

Стратегией диверсификации называют освоение новых товарных рынков, выпуск новых товаров, оказание новых видов услуг. Стратегия диверсификации обычно подразумевает не только внесение разнообразия в товарные группы или группы услуг, но и распространение деятельности предприятия на новые, непересекающиеся с уже освоенными предприятием сферы хозяйственной деятельности.


Принимая решение о целесообразности диверсификации, необходимо руководствоваться, прежде всего, степенью перспективности конкретного направления бизнеса, финансовым, а также профессиональным потенциалом компании (тем, насколько досконально изучен данный сегмент рынка). Немало важным является правильный выбор типа стратегии диверсификации. [15, с. 278]

Существуют множество определений понятия «диверсификация». Так, О. С. Виханский [24, с. 124-129] выделяет «стратегии диверсифицированного роста», которые возможны, когда «...фирма не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли».

Исходя из проведенных теоретических исследований [6, с. 169] можно представить виды стратегий диверсификации следующим образом (табл. 1).

В исследованиях по проблемам диверсификации выделяют два подхода, определяющихся финансовым состоянием предприятия и его эволюцией развития.

Сторонники первого подхода считают, что реализация стратегии диверсификации возможна на основе деятельности, на которой специализируется конкретное предприятие. Суть второго подхода предполагает, что диверсификация производства необязательно должна быть привязана к основному производству. [8, с. 223]

Таблица 1

Соотнесение видов диверсификации с позиции «продукт-рынок» в трактовках исследователей

Рынок

Продукт

Выпускаемый продукт

Новый продукт

Имеющийся рынок

традиционное производство

- родственная (по Д. Аакеру);

- концентрическая (прежняя технология) и горизонтальная (новая технология) (по Ф. Котлеру);

- диверсификация, связанная с потребностями (новая технология) (по И. Ансоффу);

- концентрическая (по Ж. -Ж. Ламбену);

- родственная (по А. А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду);

- вертикальная (связанная) (по Б. И. Стерлигову, А. Г. Заздравных);

- центрированная (существующий бизнес) и горизонтальная (новая технология) (по О. С. Виханскому);

- концентрическая (по П. Дойлю)

Новый рынок

- родственная (по Д. Аакеру);

- неродственная (вертикальная интеграция)

Продолжение таблицы 1

- диверсификация, связанная с применением существующей технологии (по И. Ансоффу);

(по Д. Аакеру) ;

- концентрическая (по Ж. -Ж. Ламбену);

- конгломератная (по Ф. Котлеру);

- родственная (по А. А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду);

- конгломератная (по И. Ансоффу;

- вертикальная (связанная) (по Б. И. Стерлигову, А. Г. Заздравных);

- чистая (по Ж.-Ж. Ламбену);

- интеграция «вперед» и «назад» и концентрическая (по П. Дойлю)

- неродственная (по А. А. Томпсону и А. Дж. Стрикленду);

- горизонтальная (несвязанная) (по Б. И. Стерлигову, А. Г. Заздравных);

- конгломеративная (по О. С. Виханскому);

- по принципу создания конгломерата (по П. Дойлю)