Файл: Управление стоимостью проекта на протяжении проектного цикла.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.06.2023

Просмотров: 1178

Скачиваний: 40

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что, результаты любого из осуществляемых проектов на предприятии должны быть измеримыми, а их стоимость должна быть вычислена с целью определения эффективности проекта.

Управление стоимостью и финансированием проекта является одним из основных этапов управления проектами в целом. Без четко организованного управления стоимостью не удастся достичь поставленной цели проекта в соответствии с установленными критериями эффективности проекта. Ведь один из трех критериев успешности проекта это именно стоимость выполнения работ проекта и достижение поставленных целей

Руководитель проекта должен понимать, как функционирует система управления финансами организации, уметь использовать ее методы и анализировать данные в системе бухгалтерского учета, при выборе наиболее эффективного альтернативного варианта или его частей. Это может оказать значительную помощь в работе с заказчиком проекта.

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение особенностей управления стоимостью проекта на протяжении проектного цикла, а также приобретение практических навыков сетевого планирования работ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд взаимосвязанных задач, а именно:

  • рассмотреть сущность и основные принципы управления стоимостью в проекте;
  • рассмотреть процессы управления стоимостью проекта;
  • определить методы и средства управления по стоимостным параметрам;
  • рассмотреть вопрос контроля стоимости проекта;
  • выполнить построение сетевой модели в практической части работы;
  • выполнить расчет параметров сетевой модели;
  • выполнить определение критического пути сетевой модели;
  • построить диаграмму Ганта проекта;

Объектом курсового исследования является проект.

Предметом курсового исследования выступает управление стоимостью проекта на протяжении проектного цикла.

Приобретение практических навыков в процессе выполнения курсовой работы в сетевом планировании работ реализуется за счет построения сетевого графика проекта, расчета всех основных характеристик работ и событий проекта, а также построение диаграммы Ганта проекта в практической части работы.

Исходя из поставленных целей и задач, курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.


Данная структура отображает наиболее существенные практические и теоретические аспекты темы проводимого исследования и предопределена его задачами и поставленной целью.

Глава 1. Теоретические аспекты управление стоимостью проекта на протяжении проектного цикла

1.1. Сущность и основные принципы управления стоимостью в проекте

Управление стоимостью проекта связано с одним из трех основных ограничений в проектах — по стоимости, срокам и требованиям к предметной области. Только при комплексном соблюдении всех этих ограничений реализуемый проект позволит достичь всех ожидаемых требований для заказчика[1].

Основной целью управления проекта по стоимостным показателям ставится достижение цели проекта и выполнения намеченных работ в рамках утвержденного бюджета.

Управление стоимостью и финансированием проекта − раздел управления проектами, включающий задачи и процедуры, для обеспечения полного, своевременного финансирования проекта и контроля расходов с целью исполнения проекта в рамках одобренного бюджета.

Управление финансированием — это ответственность за своевременное и рациональное предоставление необходимых средств для осуществления проекта.

Управление стоимостью проекта включает следующие процессы[2]:

  • Оценку стоимости проекта;
  • Бюджетирование проекта, т.е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;
  • Контроль стоимости (затрат) проекта, постоянную оценку фактических затрат, сравнение их с ранее запланированными в бюджете и выработку мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Управление стоимостью проекта начинается еще на моменте инициации проекта и продолжается до самого его завершения, разумеется, на каждом из фаз жизненного цикла проекта ставятся свои задачи и руководство и контроль за стоимостью проекта реализуется на разных стадиях по-разному. В настоящее время этот факт находит свое отражение в концепции управления стоимостью проекта управления стоимостью на протяжении проекта (рисунок 1).


Рисунок 1. Управление стоимостью проекта на фазах жизненного цикла[3]

В течение жизненного цикла проекта меняются не только задачи управления стоимостью проекта, но и стоимость проекта. Чаще всего структура изменения стоимости во времени выглядит однотипна (рисунок 2). Как видно на рисунке основная часть стоимости возникает на этапе реализации проекта. Однако, основные решения, обуславливающие показатели стоимости проекта, принимаются ещё на прединвестиционной фазе проекта.

Рисунок 2. Структура стоимость проекта по фазам жизненного цикла[4]

В результате переменчивости задач, методов и структуры стоимости проекта изменяется с течением времени и возможность управления стоимостью проекта на протяжении жизненного цикла. Зависимость возможности управления стоимостью от стадии жизненного цикла представлена на рисунке 3.

Рисунок 3. Зависимость возможности управления стоимостью от фазы жизненного цикла

1.2. Процессы управления стоимостью проекта

Управление стоимостью проекта объединяет процессы, выполняемые в ходе планирования, разработки бюджета и контролирования затрат и обеспечивающие завершение проекта в рамках утвержденного бюджета.

К процессам управления стоимостью относятся:

стоимостная оценка – определение примерной стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта;

разработка бюджета расходов – суммирование оценок стоимости отдельных операций или пакетов работ с целью формирования базового плана по стоимости;

управление стоимостью - воздействие на факторы, вызывающие отклонения по стоимости, и управление изменениями бюджета проекта[5].

Взаимодействие процессов представлено на рисунке 4.

Рисунок 4. Связь процессов управления стоимостью проекта[6]

При отсутствии управления стоимостью проект, как правило, выходит из-под контроля, и его стоимость возрастает. Рассмотрим подробнее каждый из процессов управления стоимостью и определим основные его составляющие компоненты.


  1. Инициация управления проектом по стоимостным параметрам. Результатом данной стадии должна быть сформированная и утвержденная концепция финансирования проекта и управления стоимостью проекта. В рамках данной стадии разрабатывается стратегия управления, определяется обоснованность реализации проекта с точки зрения его экономической осуществимости, проводится общая оценка экономической эффективности проекта, финансовых результатов которые будут достигнуты.
  2. Планирование проекта по стоимостным параметрам. Основным результатом, получаемым на выходе данной стадии управления стоимостью проекта, является формирование плана управления стоимостью в проекте. В рамках данного этапа решаются такие важные задачи как определение необходимых ресурсов, для выполнения проекта, проведение оценки стоимости проекта, составление на основе полученных данных сметы и бюджета проекта. А также плана финансирования проекта.
  3. Организация и контроль выполнения проекта по стоимостным параметрам. После окончания данного этапа должна быть сформирована отчетность по проекту о состоянии стоимости и финансирования проекта. В результате проведения данного этапа в рамках управления стоимости проекта выполняется введение в действие системы управления стоимостью и финансированием в проекте, проводится учет фактических затрат в проекте.
  4. Анализ состояния и регулирование проекта по стоимостным параметрам. В рамках реализации данной задачи управления проектами проводится анализ отклонений реальных значений стоимости проекта от запланированных, проводится определение степени выполнения проекта по стоимостным показателям (метод освоенного объема), выявляются факторы, оказавшие влияние на изменение стоимости проекта, прогнозируется конечная стоимость проекта, а также процент его перерасхода. После реализации данного этапа должны быть подготовлены решения о принятых воздействиях.
  5. Закрытие управления проектом по стоимостным параметрам. В рамках данного этапа управления стоимостью проводится оценка и анализ достигнутых экономических результатов, разрешаются все претензии и конфликты по финансированию проекта, подготавливаются отчеты по проекту, производятся окончательные расчеты, закрываются все расчетные документы, формируется архив.

Возможные шаги процесса[7]:

    • Определить, какие ресурсы вам необходимы для выполнения работ проекта.
    • Подсчитать и оценить стоимость каждой группы работ, включая накладные расходы.
    • Проанализировать варианты/модели финансирования проекта, программы или портфеля, а также составить схему финансового администрирования.
    • Идентифицировать финансовое окружение проекта, проанализировать возможные источники финансирования и определить сопутствующие условия.
    • Выбрать источник финансирования проекта.
    • Составить график использования ресурсов.
    • Описать, какой компетентностью необходимо обладать персоналу команды проекта.
    • Получить от линейного руководства согласие на выделение ресурсов для проекта.
    • Разработать бюджет проекта.
    • Распределить бюджет по статьям затрат и проанализировать авансовые выплаты.
    • Проанализировать финансовые потоки (приход и расход денежных средств) проекта, программы или портфеля.
    • Составить схему финансовой отчетности, разработать и внедрить систему контроля и анализа затрат.
    • Подсчитать фактическое использование ресурсов и понесенных издержек или затрат (бухгалтерский учёт).
    • Управлять распределением финансовых ресурсов и санкционируйте выплаты.
    • Установить и вести контроль ведения бухгалтерского учета и финансового аудита.
    • Учитывать все изменения и претензии.
    • Прогнозировать тенденции затрат и окончательную стоимость проекта.
    • Разрабатывать и принимать исправительные меры.
    • Уточнить приблизительную оценку затрат с учетом изменений.
    • Учесть изменения в использовании финансовых ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта.
    • Составить финансовый отчет, если необходимо, запланировать проведение финансового аудита проекта.
    • По завершении сопоставить базу данных сметных предположений с показателями фактически использованных ресурсов.
    • При закрытии проекта провести финансовый клиринг (погашение долговых обязательств).
    • Документировать извлеченные уроки и применять их в будущих проектах.

1.3. Методы и средства управления по стоимостным параметрам

Методы и средства управления по стоимостным параметрам укрупненно можно представить в виде 4 блоков (рисунок 5).

Рисунок 5. Методы управления стоимостью[8]

Основным итогом разработки и оценки стоимости проекта является формирование сметы и бюджета проекта.

Смета проекта – список затрат проекта, разбитых по статьям. Смета – плановая стоимость запланированных работ.

Существует несколько основных методов разработки смете проекта:

    • Метод оценки по прошлым результатам;
    • Метод «сверху-вниз»;
    • Метод «снизу-вверх»;
    • Специализированные информационные программы (например, сметные программы)
  1. Метод оценки «сверху вниз»

Метод оценки стоимости проекта «сверху вниз» используется на первоначальных этапах реализации проекта, в том случае, когда информации о реализуемом проекте практически нет, неопределенность проекта очень высока, однако стоимость необходимо оценить. Суть данной оценки, в том чтобы дать заказчику проекта обобщенное представление о финансирование проекта и провести экспертную оценку проекта по одному показателю. Данная оценка удобна тем, что не требует больших усилий и времени. Однако такая поверхностная оценка не точна, так как проводится поверхностно, без углубленного изучения условий осуществления проекта.

  1. Метод оценки «снизу вверх»

Метод оценки «снизу-вверх» проводят с целью определения «конечной» цены проекта, за счет согласования базовой цены и окончательной стоимости реализации проекта. Как становится ясно из названия метода, он основан на расчете и оценке затрат на детальных уровнях проекта, после чего все затраты собираются и суммируются на более высоких уровнях обобщения для получения оценки стоимости (сметы) всего проекта. Для осуществления такой «свертки» затрат можно использовать структурную декомпозиции работ проекта. Преимущество этого метода состоит в высокой степени точности получаемых результатов, которая в свою очередь зависит от уровня детализации при оценке затрат на нижних уровнях рассмотрения. Чем выше детализация работ проекта, тем точнее будет составлена смета проекта.