Файл: Биология. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2020

Просмотров: 1151

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение понятий «флора» и «фауна». Цель и задачи, основные разделы, связь с другими науками.

2. Разнообразие мировой флоры и фауны.

3. Значение изучения флоры (водоросли, мхи, плауны) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 39

4. Значение изучения флоры (голосеменные и покрытосеменные) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 41

5. Значение изучения фауны (простейшие, типы: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны животного мира.

6. Значение изучения фауны (моллюски и членистоногие) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны животного мира.

7. Значение изучения флоры (хвощи и папоротники) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира.

8. Значение изучения фауны (хордовые) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного и животного мира.

9. Основные методы исследования флоры и фауны Беларуси: изучение видового состава и экологических грибов. Методика описаний лишайниковых сообществ. Составление и хранение учебного гербария. = 43

10. Изучение сезонных явлений в жизни растений. Комплексные геоботанические исследования фитоценозов.

11. Картографирование лесных фитоценозов. Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.

13. Особенности проведения исследований лишайников и грибов.

14. Особенности проведения исследований растений в различные сезоны года.

15. Изучение беспозвоночных животных (простейшие – моллюски). Методы сбора и составления учебных и демонстрационных коллекций.

16. Изучение членистоногих. Методы сбора и составления учебных и демонстрационных коллекций.

17. Изучение видового состава, численности и экологических особенностей рыб, амфибий и рептилий.

18. Методы изучения птиц. Изучение птиц на местах подкормки. Использование искусственных гнездовий для изучения птиц. Изучение птиц по следам их жизнедеятельности.

19.Методы изучения млекопитающих. Изучение млекопитающих на местах подкормки. Использование искусственных гнездовий для изучения млекопитающих. Изучение млекопитающих по следам их жизнедеятельности.

21. История и этапы изучения низших растений (водоросли) Беларуси. История и этапы изучения высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные) Беларуси. = 40

22. История и этапы изучения простейших, типов: кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски и членистоногие Беларуси. История и этапы изучения животных типа хордовые (костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие).

23. Физико-географическая характеристика территории Беларуси.

24. Происхождение и формирование флоры Беларуси.

25. Происхождение и формирование фауны Беларуси.

26. Таксономическая и экологическая структура флоры Беларуси. Общая оценка численности основных таксонов флоры (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные).

27. Таксономическая и экологическая структура фауны Беларуси. Общая оценка численности основных таксонов фауны (простейшие, типы: кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые) Беларуси.

28. Экологические группы растений, встречающихся на территории республики, по отношению к влаге, температуре и др. факторам среды.

29. Трофические группы животных.

30. Лесная растительность. Сосновые и еловые леса. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных формаций.

31. Лесная растительность. Широколиственные, мелколиственные и смешанные леса. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных формаций. = 44

32. Фауна лесных экосистем. Позвоночные животные различных типов лесных экосистем (сосновые, еловые, широколиственные и мелколиственные леса). Экологические особенности животных лесов. = 42

33. Фауна лесных экосистем. Беспозвоночные животные различных типов лесных экосистем (сосновые, еловые, широколиственные, мелколиственные леса). Экологические особенности животных лесов.

34. Фауна лесных экосистем. Животные смешанного леса. Экологические особенности животных смешанного леса.

35. Хозяйственное значение растений и животных лесных экосистем Беларуси.

36. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесной растительности.

38. Редкие и охраняемые виды животных лесных экосистем.

Лишайники. Лишайник — это живой организм, образованный симбиозом гриба и водоросли. Водоросли могут быть зелеными водорослями или сине-зелеными водорослями. Сине-зеленые водоросли на самом деле являются бактериями, их называют цианобактерии.

Один из основных этапов в изучении лишайников – коллекционирование, поскольку от качества и разнообразия собранного материала напрямую зависит уровень изученности и, соответственно, богатство и разнообразие данной лихенофлоры. Главное – знать, где и как собрать больше разных видов лишайников, ведь зачастую недостаточно опытный коллектор собирает лишь заметные, бросающиеся в глаза макролишайники, проходя мимо мелких, так называемых, микролишайников. А ведь последние составляют более половины всего богатства лихенофлоры в любом регионе. Выявление богатства флоры будет более успешным, если вести активный поиск, т. е. представлять какие виды в данных условиях можно обнаружить.

Лишайники в основном можно определить по внешним признакам, для установления которых не требуется значительного увеличения. Поэтому сначала нужно тщательно рассмотреть лишайник невооруженным глазом. При осмотре образца следует обратить внимание на характер и цвет поверхности таллома, тип ветвления, наличие или отсутствие апотециев. Определение надо начинать с установления субстрата, на котором собран определяемый образец. Затем устанавливается тип таллома. После этого по таблице «Приуроченность лишайников к различным субстратам» определяется круг родов, к которым может быть отнесен данный вид. Например, лишайник собран на коре лиственного дерева, таллом листоватый. В ряде случаев при определении необходимо рассмотреть срез таллома или апотеция. Такой срез можно приготовить лезвием безопасной бритвы или опасной бритвой. Срез должен быть возможно более тонким. Его приготовление требует некоторых навыков, но они приобретаются достаточно быстро. Для определения строения среза (гомеомерный или гетеромерный таллом, леканориновый или лецидеиновый апотеций) достаточно десятикратной лупы. Для рассматривания срез помещается на стекло. В отдельных случаях для более точного определения желательно воспользоваться некоторыми простыми реактивами, обычно широко применяемыми при определении лишайников. Их действие как индикаторов объясняется наличием или отсутствием в лишайниках тех или иных специфических для данного вида или рода кислот или других химических веществ.

Грибы.

Известно более 100 тыс. видов грибов (в Беларуси - около 7,5 тыс.), причем предполагается, что реальное число их значительно больше - 250-300 тыс. и более. Подавляющее большинство их обитает на суше, причем встречаются они практически повсеместно, где может существовать жизнь. Грибы сочетают в себе признаки как растений (неподвижность, неограниченный рост, способность к синтезу витаминов, клеточные стенки, питание путем всасывания пищи), так и животных (наличие хитина в клеточных стенках и мочевины в обмене веществ, запасание углеводов в виде гликогена). Царство Грибов состоит из двух отделов: Слизневики и Настоящие грибы.


Настоящие грибы включают 8 классов, и по строению вегетативного тела (мицелия) подразделяются на Низшие грибы, у которых мицелий состоит из одной (порой очень длинной, до нескольких десятков сантиметров) многоядерной клетки, и Высшие грибы - с многоклеточным мицелием.

Методика исследования. Учет проводится на постоянной полосе с подсчетом числа плодовых тел и пройденного с учетом расстояния. Группа исследователей проводит учет грибов с одновременным их сбором и описанием мест их произрастания, в каждом из контрастных биотопов изучаемой местности. Так при наличии разнообразных биотопов, можно выделить для раздельного обследования такие местообитания, как, например: еловые леса, сосновые леса, смешанные хвойно- лиственные леса, мелколиственные леса (осина, береза и др.), широколиственные леса (липа, дуб, клен и др.). в отдельные биотопы можно выделить поляны и просеки в лесу, опушки леса и т. д. выбор биотопов, также как и объект исследования, зависит от их представленности в данной местности и наличия «трудовых ресурсов». В минимальном варианте следует провести обследование и сравнить между собой хотя бы два контрастных лесных местообитания ( например хвойный и лиственный леса).





10. Изучение сезонных явлений в жизни растений. Комплексные геоботанические исследования фитоценозов.

Ежегодно повторяющимся сезонным изменениям условий существования соответствуют периодические сезонные изменения в жизни живых существ, в том числе растений. Изучение сезонных явлений в жизни растений и их связей с изменениями окружающей среды составляет предмет особой отрасли ботанической науки — фенологии растений, или фитофенологии. Иногда круг изучаемых ею явлений называют «сезонной ритмикой» растений. В течение годичного цикла, начиная с весеннего пробуждения, растения проходят следующие основные этапы сезонного развития, или фенологические фазы (фенофазы):

  1. Вегетация в начале цикла развития (от прорастания семян однолетников или отрастания побегов и развертывания листьев многолетников до образования бутонов).

  2. Бутонизация.

  3. Цветение.

  4. Плодоношение (вслед за этой фазой иногда еще выделяют фазу диссеминации, или рассеивания плодов и семян).

  5. Вегетация в конце цикла развития (после окончания плодоношения).

  6. Отмирание (для однолетников — полностью, кроме семян, для многолетников — надземных органов у трав или их частей у деревьев, кустарников, кустарничков).

Методика проведения комплексного геоботанического исследования фитоценоза включает: составление флоры, заложение пробных площадок и проведение геоботанических описаний. Особое внимание уделено тонкостям выделения ассоциаций, вертикальной и горизонтальной структуры фитоценозов, а также методам учета обилия. Геоботанические исследования, являясь основной формой работы полевых ботаников, включают в себя комплексное изучение как самих растений, так и среды их обитания, которые оказывают взаимное влияние и, в определенной степени, "формируют друг друга". Связано это, в первую очередь, с тем, что произрастание как отдельных видов растений, так и сформированных ими фитоценозов, напрямую зависит от комплекса физико-географических факторов, в первую очередь - от особенностей рельефа, почв и почвообразующих пород данной территории. Особенно велика, при этом, роль рельефа, который, хотя и косвенно, влияет на растительность и, являясь мощным трансформатором тепла и влаги, оказывает исключительно большое влияние на специфику фитоценозов и их распространение. В свою очередь растения и сформированные ими фитоценозы изменяют среду своего обитания - макро- и микроклимат, состав, структуру и влажность почвы, подземную и поверхностную гидросеть. Будучи функционально связанными с комплексом физико-географических условий, растения и их сообщества могут быть использованы как индикаторы (особенно виды и фитоценозы с узкой экологической амплитудой) различных особенностей природных условий - аэрации и увлажнения почвы, ее засоленности, карбонатности и механического состава, глубины залегания почвенно-грунтовых вод и т.п. Наиболее надежными индикаторами являются не отдельные виды, а группы видов или целиком растительные сообщества.





11. Картографирование лесных фитоценозов. Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.

Существует два методических приема картирования растительности – сплошного картирования (лесного квартала) и картирования трансекты (узкой полосы). Основные этапы работы: рекогносцировочное обследование, выделение растительных сообществ, их описание и нанесение на карту методом глазомерной съемки, построение легенды с элементами классификации растительности, оформление карты, анализ пространственного распределения сообществ.

Рекогносцировочное обследование участка начинается с его облета или объезда на наземном транспорте. Полученные в результате этих наблюдений результаты позволяют наметить наземные маршруты. В ходе проведения наземных маршрутов проводятся наблюдения и описываются характеристики лесных фитоценозов.

Изучение динамики по кольцам.

Основная практическая часть работы - приготовление спила ствола. Для этого в лесу находят свежеупавшее дерево, желательно упавшее в "живом" состоянии, т.е. не засохшее. Для этих целей подойдет дерево, упавшее от недавнего ветровала. Это необходимо для точного определения момента его гибели. В противном случае, хронологическая шкала жизни дерева может оказаться неточной.

Перед началом измерений следует провести предварительную подготовку спила. Выбрать "лицевую" сторону, зачистить ее, если необходимо, а сам спил скрепить металлической лентой. В этом случае спил дерева можно будет использовать впоследствии в качестве наглядного учебного пособия.

Следующий этап - измерения ширины годичных колец. Эту процедуру проводят вдвоем с помощью металлической линейки и ручки или карандаша. В заранее подготовленную таблицу заносят абсолютные значения положения годичных колец на линейке (ее надежно закрепляют нулевым делением у наружного годичного кольца). Подсчет ведут от наружного (последнего) годичного кольца к его центру. Затем рассчитывают абсолютные приросты по годам, от года гибели дерева до года его рождения. Данные наносят на график роста. Желательно нанести на один график данные измерений нескольких деревьев. При условии, что годы гибели всех деревьев известны, возможен анализ причин совпадения максимумов и минимумов роста различных деревьев.




13. Особенности проведения исследований лишайников и грибов.

Существует несколько методов проведения исследования лишайников и грибов. например:

ВИЗУАЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Покрытие каждого вида на стволе дерева может быть так же представлено в качестве визуальной оценки. Это можно сделать с помощью небольших пробных площадок, расположенных на стволе дерева на определенной высоте. Для определения проективного покрытия используется балльная шкала Браун-Бланке, объединяющая покрытие и обилие:

+ - встречается редко, степень покрытия ничтожна.

1 - индивидуумов много, степень покрытия мала или особи разрежены, но площадь покрытия большая.

2 - индивидуумов много, степень проективного покрытия не менее 10%, но не более 25%.

3 - любое количество индивидуумов, степень покрытия 25-50%.

4 - любое количество индивидуумов, степень покрытия 50-75%.

5 - степень покрытия более 75%, число особей любое.

Метод визуальной оценки используется преимущественно при биоиндикационных исследованиях.

МЕТОД СЕТОЧЕК-КВАДРАТОВ

В настоящее время для количественного описания эпифитной лихенофлоры в основном используется метод сеточек-квадратов с соотношением сторон 1:1 или 1:2. Такие сеточки представляют собой жесткий контур прямоугольной или квадратной формы, разделенный на квадраты размером 1 х 1 см тонкими проволочками, натянутыми параллельно сторонам контура. Этот метод является разновидностью метода широко применяемого в геоботанике, обладает такими преимуществами, как наглядность результатов и простота. Он общепринят в лихенологии.

Метод сеточек-квадратов используют как при биоиндикационных обследованиях, например, при картировании зон загрязнения, так и при исследованиях по системе мониторинга. Метод удобен, если в качестве объектов выбраны не эпифиты, а другие экологические группы лишайников, например, эпигейные в тундре.

Маршрутные методы – класс методов, которые реализуются путем однократных учетов по ходу маршрута.

Стационарные методы – класс методов, которые реализуются путем многократного повторного изучения одних и тех же признаков растительности в одних и тех же точках. Экспериментальные методы – класс методов, которые реализуются путем активного вмешательства в наблюдаемую растительность и среду.

Лабораторные.