Файл: Биология. Шпоры.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 13.09.2020

Просмотров: 1231

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Определение понятий «флора» и «фауна». Цель и задачи, основные разделы, связь с другими науками.

2. Разнообразие мировой флоры и фауны.

3. Значение изучения флоры (водоросли, мхи, плауны) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 39

4. Значение изучения флоры (голосеменные и покрытосеменные) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 41

5. Значение изучения фауны (простейшие, типы: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны животного мира.

6. Значение изучения фауны (моллюски и членистоногие) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны животного мира.

7. Значение изучения флоры (хвощи и папоротники) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира.

8. Значение изучения фауны (хордовые) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного и животного мира.

9. Основные методы исследования флоры и фауны Беларуси: изучение видового состава и экологических грибов. Методика описаний лишайниковых сообществ. Составление и хранение учебного гербария. = 43

10. Изучение сезонных явлений в жизни растений. Комплексные геоботанические исследования фитоценозов.

11. Картографирование лесных фитоценозов. Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам.

13. Особенности проведения исследований лишайников и грибов.

14. Особенности проведения исследований растений в различные сезоны года.

15. Изучение беспозвоночных животных (простейшие – моллюски). Методы сбора и составления учебных и демонстрационных коллекций.

16. Изучение членистоногих. Методы сбора и составления учебных и демонстрационных коллекций.

17. Изучение видового состава, численности и экологических особенностей рыб, амфибий и рептилий.

18. Методы изучения птиц. Изучение птиц на местах подкормки. Использование искусственных гнездовий для изучения птиц. Изучение птиц по следам их жизнедеятельности.

19.Методы изучения млекопитающих. Изучение млекопитающих на местах подкормки. Использование искусственных гнездовий для изучения млекопитающих. Изучение млекопитающих по следам их жизнедеятельности.

21. История и этапы изучения низших растений (водоросли) Беларуси. История и этапы изучения высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные) Беларуси. = 40

22. История и этапы изучения простейших, типов: кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски и членистоногие Беларуси. История и этапы изучения животных типа хордовые (костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие).

23. Физико-географическая характеристика территории Беларуси.

24. Происхождение и формирование флоры Беларуси.

25. Происхождение и формирование фауны Беларуси.

26. Таксономическая и экологическая структура флоры Беларуси. Общая оценка численности основных таксонов флоры (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные).

27. Таксономическая и экологическая структура фауны Беларуси. Общая оценка численности основных таксонов фауны (простейшие, типы: кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые) Беларуси.

28. Экологические группы растений, встречающихся на территории республики, по отношению к влаге, температуре и др. факторам среды.

29. Трофические группы животных.

30. Лесная растительность. Сосновые и еловые леса. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных формаций.

31. Лесная растительность. Широколиственные, мелколиственные и смешанные леса. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных формаций. = 44

32. Фауна лесных экосистем. Позвоночные животные различных типов лесных экосистем (сосновые, еловые, широколиственные и мелколиственные леса). Экологические особенности животных лесов. = 42

33. Фауна лесных экосистем. Беспозвоночные животные различных типов лесных экосистем (сосновые, еловые, широколиственные, мелколиственные леса). Экологические особенности животных лесов.

34. Фауна лесных экосистем. Животные смешанного леса. Экологические особенности животных смешанного леса.

35. Хозяйственное значение растений и животных лесных экосистем Беларуси.

36. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесной растительности.

38. Редкие и охраняемые виды животных лесных экосистем.

Оглавление

1. Определение понятий «флора» и «фауна». Цель и задачи, основные разделы, связь с другими науками. 2

2. Разнообразие мировой флоры и фауны. 4

3. Значение изучения флоры (водоросли, мхи, плауны) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 39 5

4. Значение изучения флоры (голосеменные и покрытосеменные) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 41 6

5. Значение изучения фауны (простейшие, типы: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны животного мира. 7

6. Значение изучения фауны (моллюски и членистоногие) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны животного мира. 8

7. Значение изучения флоры (хвощи и папоротники) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. 9

8. Значение изучения фауны (хордовые) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного и животного мира. 10

9. Основные методы исследования флоры и фауны Беларуси: изучение видового состава и экологических грибов. Методика описаний лишайниковых сообществ. Составление и хранение учебного гербария. = 43 11

10. Изучение сезонных явлений в жизни растений. Комплексные геоботанические исследования фитоценозов. 13

11. Картографирование лесных фитоценозов. Изучение динамики роста деревьев по годичным кольцам. 14

13. Особенности проведения исследований лишайников и грибов. 15

14. Особенности проведения исследований растений в различные сезоны года. 16

15. Изучение беспозвоночных животных (простейшие – моллюски). Методы сбора и составления учебных и демонстрационных коллекций. 17

16. Изучение членистоногих. Методы сбора и составления учебных и демонстрационных коллекций. 18

17. Изучение видового состава, численности и экологических особенностей рыб, амфибий и рептилий. 19

18. Методы изучения птиц. Изучение птиц на местах подкормки. Использование искусственных гнездовий для изучения птиц. Изучение птиц по следам их жизнедеятельности. 20

19.Методы изучения млекопитающих. Изучение млекопитающих на местах подкормки. Использование искусственных гнездовий для изучения млекопитающих. Изучение млекопитающих по следам их жизнедеятельности. 21

21. История и этапы изучения низших растений (водоросли) Беларуси. История и этапы изучения высших растений (мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные) Беларуси. = 40 22

22. История и этапы изучения простейших, типов: кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски и членистоногие Беларуси. История и этапы изучения животных типа хордовые (костные рыбы, амфибии, рептилии, птицы, млекопитающие). 23

23. Физико-географическая характеристика территории Беларуси. 24

24. Происхождение и формирование флоры Беларуси. 25

25. Происхождение и формирование фауны Беларуси. 26

26. Таксономическая и экологическая структура флоры Беларуси. Общая оценка численности основных таксонов флоры (водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосеменные и покрытосеменные). 27

27. Таксономическая и экологическая структура фауны Беларуси. Общая оценка численности основных таксонов фауны (простейшие, типы: кишечнополостные, плоские, круглые, кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые) Беларуси. 28

28. Экологические группы растений, встречающихся на территории республики, по отношению к влаге, температуре и др. факторам среды. 29

29. Трофические группы животных. 30

30. Лесная растительность. Сосновые и еловые леса. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных формаций. 31

31. Лесная растительность. Широколиственные, мелколиственные и смешанные леса. Фитоценотическая, таксационная и лесохозяйственная характеристика основных лесных формаций. = 44 32

32. Фауна лесных экосистем. Позвоночные животные различных типов лесных экосистем (сосновые, еловые, широколиственные и мелколиственные леса). Экологические особенности животных лесов. = 42 33

33. Фауна лесных экосистем. Беспозвоночные животные различных типов лесных экосистем (сосновые, еловые, широколиственные, мелколиственные леса). Экологические особенности животных лесов. 34

34. Фауна лесных экосистем. Животные смешанного леса. Экологические особенности животных смешанного леса. 35

35. Хозяйственное значение растений и животных лесных экосистем Беларуси. 36

36. Рациональное использование, воспроизводство и охрана лесной растительности. 37

38. Редкие и охраняемые виды животных лесных экосистем. 39




1. Определение понятий «флора» и «фауна». Цель и задачи, основные разделы, связь с другими науками.

Задачи изучения флоры и фауны: Изучение флоры и фауны в целом, Изучение отдельных флор и фаун на планете, районирование, анализ их сходства и различия, Классификация, география распространения, Изучение ареалов — областей земного шара, населенных популяциями определенных видов

Цели изучения: познание причин и закономерностей формирования взаимоотношений растительных сообществ с условиями местообитания, выяснение современного распространения животных на планете, выявление причин различий между фаунами разных частей земного шара обнаружение закономерностей, которые регулируют или регулировали в прошлом расселение животных из центров их происхождения.

Флора — исторически сложившаяся совокупность видов растений, распространённых на конкретной территории или на территории с определёнными условиями («флора болот») в настоящее время или в прошедшие геологические эпохи. Комнатные растения, растения в оранжереях и других сооружениях с искусственным климатом не входят в состав флоры.

Естественный растительный покров Беларуси занимает около 70% территории республики и представлен лесными, луговыми и болотными сообществами.

Фауна – исторически сложившаяся совокупность видов животных, обитающих в данной области и входящих во все ее экосистемы. Домашние животные, животные в зоопарках и т. п. не входят в состав фауны. В понятие фауны вкладывается как систематическое, так и географическое содержание, поэтому принцип ограничения должен быть географическим (фауна острова Куба, фауна Зимбабве, фауна Евразии и т. д.) и систематическим (фауна птиц орнитофауна, фауна насекомых (энтомофауна), фауна рыб (ихтиофауна) и т. д.). Последнее обстоятельство связано с тем, что на практике невозможно получить полный список видов данной территории по причине как огромного их разнообразия, так и недостатка специалистов-систематиков.




2. Разнообразие мировой флоры и фауны.

Разнообразие мировой флоры:Моховидные (27 тыс видов), Плауновидные(1000 видов), Хвощевидные(25 видов), Папоротниковидные(более 10000 видов), Голосеменные(800 видов), Покрытосеменные (240 000 видов)

Фауна: Одноклеточные (40 000 видов), Многоклеточные: Губки (5000 видов), Кишечнополостные (10 000 видов), Плоские черви (15 000 видов), Круглые черви (13 000 видов), Кольчатые черви (17 000 видов), Членистоногие (более 1,5 млн видов), Моллюски (140 000 видов), Хордовые: Хрящевые рыбы (700 видов), Костные рыбы(21 000 видов), Амфибии(3 500 видов), Рептилии, Пресмыкающиеся (6 600 видов), Птицы( 10 400 видов), Млекопитающие(4000 видов)




3. Значение изучения флоры (водоросли, мхи, плауны) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 39

Водоросли играют огромную роль в жизни человека. Они являются кормом для многих промысловых рыб и других животных, служат добавками в различных питательных смесях, входят в состав комбикормов. Некоторые водоросли (например, «морскую капусту») употребляют в пищу. Морские водоросли используются для получения из них удобрений, йода, брома и других вещества. Из красных водорослей добывают агар-агар, используемый микробиологической и кондитерской промышленности, из бурых водорослей добывают альгиновую кислоту, применяемую для изготовления пластмасс и непромокаемых тканей. В пресных водах водоросли участвуют в образовании сапропеля, применяемого при грязелечении. При массовом развитии они могут наносить ущерб, поскольку ухудшается качество воды и затрудняется водоснабжение. Водоросли могут накапливать различные вещества, попадающие в водоемы со стоками различных производств и постепенно их дезактивировать. Происходит постепенное очищение воды от загрязнителей. Способность водорослей к самоочищению воды имеет огромное народнохозяйственное значение и занимает важное место в круговороте веществ в водоемах.

Значение мохообразных. Экологическая роль мохообразных часто заключается в закреплении почвы, препятствии ее эрозии. Они занимают уникальную экологическую нишу, недоступную многим сосудистым растениям. Они служат пищей и домом для почвенных беспозвоночных и грибов, без которых невозможны разложение отмершей органики и круговорот веществ. Влагоемкая подстилка из мхов в сухих местообитаниях выполняет функцию «промокашки» , задерживающей некоторое количество влаги, не дающей ей просочиться сквозь почву, как сквозь сито, и способствующей, таким образом, прорастанию семян других растений. Мхи способны переживать неблагоприятные условия в состоянии анабиоза и восстанавливать свои жизненные функции через месяцы и даже годы. Эту их способность можно и нужно использовать, в частности, для реинтродукции в местообитания, из которых они исчезли по тем или иным причинам.

Плауны. В научной медицине применяют споры (обычно плауна булавовидного) ликоподий, или плаунное семя — для приготовления детских присыпок, пересыпания пилюль. Споры содержат до 50 % жирного невысыхающего масла, алкалоиды, фенольные кислоты, белки, сахара, минеральные соли. В народной медицине споры плаунов применяют как заживляющее средство для засыпки ран, ожогов, обморожений и т.д. Стебли используют при заболеваниях мочевого пузыря, печени, дыхательных органов и т.д В косметологии плауны применяют при фурункулёзе и против облысения. В пиротехнике споры иногда добавляют в составы бенгальских огней. Стебли всех видов плауна дают синюю краску, пригодную для окрашивания тканей.













4. Значение изучения флоры (голосеменные и покрытосеменные) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны растительного мира. = 41

Роль голосеменных. Древесина голосеменных – ценное сырье для изготовления мебели, шпал для железнодорожных путей, опор мостов, столбов линий электропередач, креплений проходов шахт, используют как топливо. Однако интенсивное использование древесины голосеменных вызвало массовую вырубку лесов. Хвоя богата витаминами, особенно витамином С. Ее отвар используют для лечения и профилактики некоторых заболеваний. Сжигая древесину ели, получают активированный уголь, используемый для лечения разнообразных отравлений и очистки кишечника. Смолу хвойных растений широко используют в медицине для лечения ран, ожогов. Особую ценность представляет смола пихты, из которой получают особое вещество – камфору. Она улучшает деятельность сердечной мышцы, поэтому ее используют при заболеваниях сердца. Из смолы добывают много ценных для химической промышленности веществ, скипидар, эфирные масла, используют при изготовлении парфюмерных изделий, в кондитерской и медицинской промышленности. Роль покрытосеменных. В хозяйственной деятельности человека используют в таких сферах, как декоративное растениеводство и медицина, цветоводство. С каждым годом техногенная нагрузка на человека возрастает, и при интенсивных застройках, высаживает растения около жилья и в своем доме. Кроме эстетического наслаждения, растения обогащают воздух кислородом, обеззараживают его от вредных веществ. Лекарственные растения используются в современной медицине. В современных условиях большинство лекарственных растений выращивают в специальных хозяйствах, на приусадебных участках. Это уместно, потому что большинство этих растений - исчезающие, а загрязнение окружающей среды не всегда позволяет собирать их в природе.
































5. Значение изучения фауны (простейшие, типы: кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви) для практики народного хозяйства, рационального использования и охраны животного мира.

Простейшие — источник питания для других животных. В морях и в пресных водах простейшие, прежде всего инфузории и жгутиковые, служат пищей для мелких многоклеточных животных. Черви, моллюски, мелкие ракообразные, а также мальки многих рыб питаются преимущественно одноклеточными. Этими мелкими многоклеточными, в свою очередь, питаются другие, более крупные организмы. Самое большое из когда-либо живших на Земле животных — голубой кит, как и все другие усатые киты, питается очень мелкими ракообразными, населяющими океаны. А эти рачки питаются одноклеточными организмами. В конечном счете существование китов зависит от одноклеточных животных и растений. Борьба с загрязненностью водоемов — важнейшая государственная задача. Простейшие — показатель степени загрязненности пресных водоемов. Каждому виду простейших животных необходимы для существования определенные условия. Одни простейшие живут только в чистой воде, содержащей много растворенного воздуха и не загрязненной отходами фабрик и заводов; другие приспособлены к жизни в водоемах средней загрязненности. Наконец, есть и такие простейшие, которые могут жить в очень загрязненных, сточных водах. Таким образом, нахождение в водоеме определенного вида простейших дает возможность судить о степени его загрязненности. Простейшие — возбудители болезней человека и животных. Среди простейших очень многие ведут паразитический образ жизни. Они поселяются в различных органах человека и животных и часто бывают причиной тяжелых заболеваний. К болезням, вызываемым простейшими, относятся, например, малярия и кожный лейшманиоз. Человек использует некоторых кишечнополостных. Из мертвых известковых частей кораллов добывают строительный материал, при обжиге получают известь. Чёрный и красный кораллы используют для изготовления ювелирных украшений. Стрекательными клетками некоторые кишечнополостные могут нанести ожоги дайверам, пловцам и рыбакам. В некоторых местах коралловые рифы препятствуют проходу судов, служа при этом убежищем и питанием для рыб. Так как кишечнополостные хищники, они влияют на морские сообщества животных, едят планктон, а крупные актинии и медузы — ещё и мелких рыб. В свою очередь медузами питаются морские черепахи и некоторые рыбы. Значение плоских червей в природе связано с участием их в пищевых цепочках. Отрицательное их значение в жизни человека заключается в том, что многие виды этого типа паразитируют в организме человека, вызывая тяжелые заболевания, такие как тениоз, описторхоз, фасциолез, тениаринхоз, дифиллоботриоз, гименолепидоз, эхинококкоз. Среди круглых червей есть хищники, паразиты грибов, растений и животных. Среди паразитов растений наиболее известны свекловичная, луковая, картофельная, пшеничная и другие нематоды. Они угнетают рост, снижают урожайность сельскохозяйственных культур, а иногда являются причиной их гибели. Некоторые круглые черви – детритофаги. Это виды-сапрофиты, питающиеся перегнивающими органическими остатками. Таким образом они принимают участи в почвообразовании. Кольчатые черви служат пищей многим животным. Морских кольчатых червей едят рыбы, крабы и другие морские животные. Пресноводных червей также едят рыбы и беспозвоночные. Дождевые черви служат кормом для многих наземных мелких животных, а также птиц. Их едят ежи, кроты, жабы, скворцы и др. Водные кольчатые черви очищают водоемы от органических загрязнений. Они питаются илом и разными органическими взвесями в воде. Особое значение имеют дождевые черви. Они обитают в почве, питаясь растительными остатками, которые превращают в перегной. Роя ходы и норки они способствуют аэрации почвы, что способствует улучшению дыхания у корней растений и различных микроорганизмов, участвующих в образовании почвы. Земляные черви, передвигаясь, не только раздвигают почву, но и поглощают ее, если она очень плотная. Это способствует перемешиванию почвы. Дождевых червей используют в сельском хозяйстве. Черви перерабатывают различные органические отходы в удобрение биогумус. Разведение червей позволяет их использовать в качестве кормовых добавок к пище домашних животных и птиц. В прежние времена дождевых червей использовали в медицине. И в настоящее время используют пиявок.