Файл: Формально совпадающие, но различающиеся по функции грамматические элементы русского и английского языков и перевод.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Замены.

Заменынаиболее распространенный и многообразный вид грамматической трансформации в переводе Е.М.Голышевой, как впрочем, и любом другом переводе. В процессе перевода замене подверглись различные грамматические единицыформы слов, части речи, члены предложения, типы синтаксической связи и др. [20].

а) Замены форм слова.

1) замена категории числа.

You ’re with a lucky boat. Stay with them.Ты попал на счастливую лодку. Оставайся на ней.

На наш взгляд, в данном случае не было необходимости производить грамматическую замену, поскольку несколько меняется смысл авторского текста. Автор имел в виду оставаться с ними (то есть рыбаками), ведь удачу приносит не сама лодка, а люди.

В русском языке, обладающем развитой системой рода, указание на род объекта обязательно, что и определяет грамматическую трансформациюзамену формы словапри переводе с английского языка на русский.

... when I brought the fish in too green and he. nearly tore the boat to pieces.... когда я втащил в лодку совсем еще живую рыбу, и она чуть не разнесла всё в щепки.

Sometimes those who love her (the sea) say bad things of her...Порою те, кто его любит, говорят о нем дурно.

3) замена категории времени.

Once he stood up ... and looked at the stars...Разок он встал, чтобы ... поглядеть на звезды...(простое прошедшее времяи нфинитивная конструкция с подчинительным союзом)

Let me set four fresh ones.Я достану тебе четырех свежих (повелительное наклонениебудущее время)

I wish I had the boy.Жаль, что со мной нет мальчика (простое прошедшее времянастоящее время).

I wish I had the boy. To help me and to see this.Жаль, что со мной нет мальчика. Он бы мне помог и увидел всё это сам (инфинитивсослагательное наклонение).

По нашему мнению, в первых двух примерах замен можно было избежать. Это позволяет грамматическая система русского языка. (Срав. Разок он встал ... и посмотрел на звезды... Позволь мне достать тебе четырех свежих). Замена категории времени в третьем примере неизбежна, что объясняется разницей в системе видовременных форм английского и русского глаголов. В четвертом примере благодаря грамматической замене предложение звучит более красиво, хотя инфинитивные конструкции имеются в обоих языках.

б) Замены частей речи.

Замены частей речи в тексте перевода встречаются часто. Они вызваны различным употреблением слов и различными нормами сочетаемости в английском и русском языках. В некоторых случаях можно обойтись и без них, поскольку нормы сочетаемости слов совпадают, но это дело вкуса переводчика.

... and he knew it (humility) was not disgraceful and it carried no loss of true pride.... но он знал, что смирение не принесло с собой ни позора, ни утраты человеческого достоинства (прилагательное-существительное ).


But are you strong enough now for a truly big fish?А сил у тебя хватит, если попадется очень большая рыба ? (прилагательное-существительное)

But I was too timid...Но я постеснялся (прилагательное-глагол).

Don ’t be shy, fish.Не стесняйся, рыба (прилагательное-глагол).

It was cold after the sun went down...После захода солнца похолодало (прилагательное-глагол).

He is almost blind.Он почти совсем ослеп (прилагательное-глагол)

His hope and confidence had never gone.Он и так никогда не терял ни надежды, ни веры в будущее (подлежащее-дополнение).

Are his eyes that bad? Неужели у него так плохо с глазами? (подлежащее-дополнение).

Мы считаем, что в первом примере замена не совсем оправдана, поскольку структура английского предложения совпадает с русской. (Срав: Надежда и вера в будущее никогда не оставляли его).

г) Синтаксические замены в сложном предложении:

1) замена простого предложения сложным.

It made the boy sad to see the old man come in each day with his skiff empty...Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем.

I can remember the tail slapping and banging...Помню, как она била хвостом...

The old man was thin and gaunt with deep wrinkles in the back of his neck. Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины...

Tomorrow is going to be a good day with this current. Завтра будет хороший день, если течение не переменится.

Синтаксические замены, подобные первому примеру, в тексте перевода встречаются часто, что объясняется отсутствием подобной грамматической структуры (сложного дополнения) в русском языке, которая обычно переводится придаточным предложением. Замены во втором и третьем примерах, на наш взгляд, оправданы. Замена же в четвертом примере несколько меняет смысл авторского предложения.

2) замена сложного предложения простым.

He was an old man who fished alone in a skiff in the Gulf Stream...Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме.

I let you carry things when you were five years old. Я давал тебе тас- кать снасти чуть не с пяти лет.

It was papa made me leave. Меня заставил отец.

Данные замены вызваны структурными расхождениями в английском и русском языках и, на наш взгляд, являются оправданными.

3) Замена подчинения сочинением.

Then when the luck comes, you ’ ll be ready. А удача придет, ты только будь готов.

... had taken them to the shark factory on the other side of the cove where they were hoisted on a block and tackle...... сдали их на завод по разделке акул на другой стороне бухты, там туши подвесили на блоках ...

Данный вид замены встретился нам только в двух случаях. Первый можно объяснить тем, что для русской устно-разговорной речи.

The old man nodded and the boy took his trousers from the chair by the bed...Старик кивнул ему, мальчик взял штаны со стула подле кровати...


There was no cast net and the boy remembered when they had sold it. Никакой сети давно не быломальчик помнил, когда они её продали.

I ’ll keep yours and mine together on ice and we can share them in the morning. Положу и твои и мои вместе на лед, утром поделимся.

Данные замены можно объяснить тем, что для русского языка более характерна бессоюзная связь, чем для английского.

3. Синтаксическое уподобление (дословный перевод).

Then he smiled. Потом он улыбнулся.

I know. You told me.Я знаю. Ты рассказывал мне.

Синтаксическое уподобление встречается очень редко, поскольку слишком велики различия в грамматическом строе русского и английского языков. Уже наличие в английском языке артикля, который встречается практически в каждом предложении, не позволяет говорить о данном виде грамматической трансформации.

4. Членение предложения.

Членение предложений встречается довольно часто, поскольку авторский текст изобилует сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями.

The sun was hot now and the old man felt it on the back of his neck and felt the sweat trickle down his back as he rowed. Солнце припекало, и старик чувствовал, как оно жжет ему затылок. Пот струйками стекал по спине, когда он греб.

The boy was back now with the sardines and the two baits wrapped in a newspaper and they went down the trail to the skiff, feeling the pebbled sand under their feet, and lifted the skiff and slid her into the water.Мальчик вернулся, неся сардины и завернутых в газету живцов. Они спустились по тропинке к воде, чувствуя, как осыпается под ногами мелкий гравий. Приподняв лодку, они сдвинули ее в воду.

5. Объединение предложений.

The mast was nearly as long as the one room of the shack. The shack was made of the tough budshields of the royal palm...Мачта была такой же длины, как хижина, выстроенная из листьев королевской пальмы. She (the sea) is kind and very beautiful. But she can be so cruel...Он (океан) добр и прекрасен, но иногда он становится таким жесто- ким...

В первом примере грамматическая трансформация, на наш взгляд, оправдана, так как приводит к компрессии высказывания. Во втором примере она объясняется тем, что для русского языка не характерен разрыв предложений с разделительным союзом «но».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив теоретические аспекты заданной темы, и проведя практический анализ, автор пришел к следующим выводам.

Перевод это вид языкового посредничества, который всецело ориентирован на иноязычный оригинал.

Функциональное отождествление оригинала и перевода заключается в том, что перевод как бы приписывается автору оригинала, публикуется под его именем, обсуждается, цитируется и пр. так, как будто он и есть оригинал, только на другом языке.


Структурное в том, что рецепторы перевода считают, что перевод воспроизводит оригинал не только в целом, но ив частностях. Предполагается, что переводчик точно передает структуру и порядок изложения содержания в оригинале; не позволяет себе что-либо изменить, исключить или добавить от себя. Количество и содержание разделов и других подразделений текста в оригинале и переводе должно совпадать. Если в оригинале какая-то мысль высказана в начале второго раздела, то и в переводе она должна быть обнаружена на том же месте и т. д. Если переводчик и позволяет себе какие-то отступления в отношении частных деталей структуры текста, то лишь для того, чтобы точнее передать содержание оригинала. Содержательное в том, что рецепторы перевода считают, что перевод полностью воспроизводит содержание оригинала, что в нем передается то же содержание средствами иного языка.

В данной работе рассмотрены различные классификации грамматических трансформаций известных лингвистов. При этом ни одна из предложенных классификаций не охватывала все виды грамматических трансформаций, встреченных нами в переводе повести. Некоторые трансформации (перестановки, замены категории времени, частей предложения, простого предложения сложным, сложного простым, союзной связи бессоюзной, членение и объединение предложений) встречаются часто, тогда как другие (замены категории числа, грамматического рода, подчинения сочинением, синтаксическое уподобление) довольно редко, а замена главного предложения придаточным или наоборот нами не найдены вовсе.

Несмотря на использованные грамматические трансформации автор перевода, безусловно, достигла своей цели. В тексте перевода сохранены стиль Эрнеста Хемингуэя, стройность повествования. Однако при внимательном прочтении каждой строчки оригинала и перевода можно заметить, что иногда отдельные грамматические трансформации наряду с лексическими приводят к тому, что смысл оригинального текста несколько изменяется. Но всё же эти неточности не мешают читателю оценить мастерство и своеобразный стиль Эрнеста Хемингуэя.

В процессе исследования мне удалось расширить свой филологический кругозор, усвоить ряд приемов сопоставительного языкового анализа, углубить знания английского языка, обогатив словарный запас, получить представление об исследовательской работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Виноградов B.C. Перевод: Общие и лексические вопросы. М., 2013. – 98 с.
  2. Ицкович В.А. Языковая норма. М., 2013. 232 с.
  3. Комиссаров В.Н. Теория перевода: (Лингвистические аспекты). М, 2013. – 133 с.
  4. Казакова ТА. Теория перевода: (Лингвистические аспекты). СПб., 2011, с. 42.
  5. Латышев Л.К. Технология перевода PDF. м.: нви-тезаурус, 2012. 280 с.
  6. Миньяр-Белоручев Р. К. Общая теория перевода и устный перевод. М., 2012. 398 с.
  7. Нойберт А. Прагматические аспекты перевода // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. М., 2013. 379 с.
  8. Поливанов Е.Д. Статьи по общему языкознанию. М., 2013. 942 с.
  9. Попович А. Проблемы художественного перевода. М., 2012. 278 с.
  10. Райе К. Классификация текстов и методы перевода // Вопросы теории перевода в зарубежной лингвистике. М., 2013. 396 с.
  11. Рецкер Я.И. Теория перевода и переводческая практика. М., 2012. – 695 с.
  12. Роганова З.Е. Перевод с русского языка на немецкий. М., 2013. 484 с.
  13. Слепович B.C. Курс перевода. Минск, 2013. 763 с.
  14. Стрелковский Г.М., Латышев Л.К. Научно-технический перевод. М., 2012. 185 с.
  15. Уваров В.Д.О трех направлениях в переводческих исследованиях// Тетради переводчика. 2013. Вып. 15. 484 с.
  16. Федоров А.В. Основы общей теории перевода. СПб., 2013. 595 с.
  17. Швейцер А.Д. Перевод и лингвистика. М., 2012. 543 с.
  18. Ширяев А. Ф. Перевод как объект комплексного научного изучения // Лингвистические проблемы перевода. ML, 2013.533 с.
  19. Ernest Hemingway. The old man and the sea. Second Edition. - М., Progress Publishers, 1967
  20. Эрнест Хемингуэй. Старик и море. Перевод Е. М. Голышевой. - М., АСТ, 2005.