Файл: Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета на современном этапе развития финансового рынка.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
В последнее десятилетие в сфере управления общественными (государственными и муниципальными) финансами проведен ряд реформ, охвативших бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В ходе реформ были определены новые требования к информации о деятельности публично-правовых образований в финансовой сфере. Именно к компетенции Федерального Казначейства, а также его территориальных органов было отнесено решение этих вопросов.
Федеральное казначейство представляет собой мощную платежную, учетную, контрольную и информационную систему в сфере финансовой деятельности публично-правовых образований и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. № 703 «О Федеральном казначействе» является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет в соответствии с законом правоприменительные функции, направленные на обеспечение исполнения федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.
Федеральное казначейство осуществляет также ряд полномочий в бюджетной сфере, а также некоторые функции государства, закрепленные в Перечне функций Федерального Казначейства.
Подобного рода номенклатура была разработана в соответствии с приказом Федерального казначейства от 28 июня 2013 г. № 121 «Об утверждении Порядка ведения Перечня функций Федерального казначейства».
К компетенции Органов Федерального казначейства относится:
– прием и проверка пакета документов, который устанавливается для каждой конкретной организации;
– выдачу уполномоченным представителям предприятий, учреждений, организаций сертификатов ключей ЭЦП ООС;
– размещение информации об организации на общероссийском официальном сайте;
– оказание услуг, осуществление контроля в сфере размещения заказов или обслуживание ООС и обеспечение его функционирования, консультация и сопровождение работы на ООС.
ГЛАВА 1. ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ КАЗНАЧЕЙСТВА: ОБЪЕКТИВНАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА И ПРОБЛЕМЫ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ
В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 гг. определено, что решение проблем в сфере социально-экономической политики страны требует кардинального повышения качества стратегического управления общественными финансами.[1]
Прерогатива управления государственными и муниципальными финансами, и прежде всего бюджетами публично-правовых образований возложена на финансовые структуры исполнительных органов власти и реализуется ими на всех стадиях бюджетного процесса путем, с одной стороны, четкого разграничения функциональных особенностей деятельности участников каждой стадии, с другой стороны, полного, достоверного и своевременного использования результатов деятельности всех участников на каждой последующей стадии.
На современном этапе бюджетных реформ решение этой двуединой задачи осуществляется на фоне оптимизации финансовых органов и сохранения при этом стабильности их деятельности, обеспечивающей качественный бюджетный процесс. [2]
Особый теоретический и практический интерес представляют вопросы оптимизации структуры и функций органов Федерального казначейства в целях повышения эффективности и результативности деятельности казначейской системы путем исключения дублирования функций, обеспечивающих кассовое исполнение бюджета и сокращение административно-хозяйственных расходов. Обусловлен этот интерес тем, что в 2013 г. должна завершиться оптимизация организационной структуры Федерального казначейства и, как следствие, сокращение штатной численности в пределах 20%, определенных Президентом Российской Федерации. [3]
Однако этот факт не означает, что сужаются функции органов казначейства по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов всех уровней и кассовому обслуживанию финансового обеспечения государственных (муниципальных) учреждений.
В целях определения перспектив развития казначейских технологий и их применения в стратегическом управлении государственными и муниципальными финансами охарактеризуем особенности кассового исполнения бюджета на современном этапе и обозначим некоторые проблемы, требующие решения.
Известно, что исполнение бюджета – это только один из практических этапов реализации бюджет- ной политики государства, который невозможно обеспечить без поэтапного прохождения всех стадий бюджетного процесса и взаимодействия всех его участников по обмену достоверной финансовой информацией, обеспечивающей инновационное поступательное развитие страны.
Исполнение бюджета как третья стадия бюджетного процесса обеспечивается совокупностью последовательных действий всех участников бюджетного процесса, представительных и исполнительных органов власти в ходе реализации основных направлений бюджетной политики, формализованных в законах о бюджете на текущий год и плановый период.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и бюджетным законодательством именно Конституция Российской Федерации, ст. 114. исполнительные органы власти публично-правовых образований Российской Федерации организуют исполнение соответствующего бюджета и несут ответственность за надлежащее выполнение этой функции. [4]
Данное положение создает правовую основу для постоянного развития финансовых институтов исполнительных органов власти с учетом изменяющихся требований к информационным технологиям и программному обеспечению исполнения бюджета. Традиционно формируют бюджет финансовые органы, именно они согласно законодательству Российской Федерации являются инициаторами изменения показателей бюджета, т. е. финансовые органы исполняют или (и) управляют бюджетом.
Однако в вопросе кассового исполнения бюджета приоритетная роль отводится Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации, которое наделено кассовыми полномочиями. Развитие Федерального казначейства как соответствия теоретических и правовых положений о количестве и содержании стадий бюджетного процесса в Российской Федерации.
На современном этапе казначейские технологии, такие как прикладное программное обеспечение «Автоматизированная система Федерального казначейства» (ППО «АСФК»), прикладное программное обеспечение «Система удаленного финансового документооборота» (ППО «СУФД-онлайн»), расширили функции кассового обслуживания исполнения бюджета и создали условия для принятия решений органами казначейства по вопросам государственных закупок, использованию временно свободных средств бюджета, по депонированию бюджетных средств, т. е. управлению бюджетными средствами.[5]
Так, например, несоответствие размещенной на Общероссийском официальном сайте в сети Интернет информации по государственному контракту и сведений о бюджетном обязательстве является основанием для отказа органами казначейства в санкционировании оплаты денежного обязательства получателю бюджетных средств. [6]
Сложившаяся практика управления бюджетом свидетельствует о разграничении управленческих функций финансовых органов и органов казначейства как специализированных финансовых институтов и предполагает их дальнейшее развитие в целях обеспечения оперативности не только в принятии решений об укреплении бюджетов, но и в выполнении этих решений.
Реализация управленческой функции органами казначейства стала возможной благодаря соблюдению принципа единства кассы, который означает зачисление доходов бюджета платежными документами на единый счет, открытый органами Федерального казначейства, а также финансирование расходов с единого счета бюджета. [7]
Исключение составляют операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами России в соответствии с законодательством (ст. 38.2 и 216 БК РФ). Принцип единства кассы при исполнении бюджетов бюджетной системы страны создает условия для организации и осуществления предварительного и текущего контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, что принципиально отличает органы казначейства от других финансовых структур.
Во-первых, предварительный казначейский контроль возможен на этапе оформления на лицевых счетах получателей бюджетных средств бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств.
Во-вторых, текущий контроль осуществляется органами казначейства на этапе подтверждения денежных обязательств в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств и финансирования расходов только после процедуры санкционирования.
Органы казначейства обеспечивают финансирование расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств только в пределах утвержденных бюджетной росписью бюджетных ассигнований и доведенных лимитов бюджетных обязательств, что повышает качество контроля за исполнением расходных полномочий получателей средств бюджета. В то же время использование [8]
Единого казначейского счета (ЕКС), на котором аккумулируются денежные средства бюджета соответствующего уровня и отражаются операции по его исполнению, создало предпосылки не только для предварительного и текущего контроля, но и для управления бюджетными средствами.
Действительно, финансирование осуществляется в пределах средств в целом на ЕКС, а не только на лицевых счетах, а также на основе заявок органов казначейства.
Таким образом, преимущества предварительного и текущего контроля исполнения расходов бюджета невозможно реализовать при банковской системе исполнения бюджета, которая обеспечивает только ограничительный контроль и разрешает платеж в пределах имеющихся средств на расчетном счете индивидуально каждого клиента. [9]
Однако изменение правового статуса получателей бюджетных средств в связи с реализацией Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» привело не только к уменьшению количества участников бюджетного процесса, но и к ограничению предварительного и текущего казначейского контроля за использованием бюджетных средств автономными учреждениями, так как им предоставлено право открывать счета вне казначейской системы.
При этом бюджетное финансирование казенных учреждений по-прежнему осуществляется на основании бюджетной сметы путем доведения бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств до получателей средств федерального бюджета.
В то же время внесены изменения в учет бюджетных обязательств казенных учреждений, позволяющие своевременно и в полном объеме финансировать расходы как получателей, так и главных распорядителей средств федерального бюджета. [10]
При санкционировании расходов бюджетных и автономных учреждений органами казначейства осуществляется проверка подтверждающих документов только в части субсидий государственного (муниципального) задания и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
В этих целях открываются новые виды лицевых счетов, а именно для учета операций со средствами, предоставленными для осуществления госзадания, в виде субсидий на иные цели и бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства.
В этой связи представляется дискуссионным решение о предоставлении права автономным учреждениям открывать счета в коммерческих банках, так как они, продолжая оставаться государственными учреждениями, не обеспечены казначейским контролем за использованием средств бюджета. [11]
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО РФ ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
На современном этапе развития органов казначейства следует учитывать следующие предпосылки их создания и функционирования, которые сохраняют свою значимость:
− с исторического ракурса органы казначейства были созданы в целях осуществления контроля за целевым и своевременным использованием бюджетных средств;