Файл: Федеральное казначейство и его роль в исполнении бюджета на современном этапе развития финансового рынка.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 3
− с точки зрения теоретического осмысления функции органов казначейства реализуются в рамках общеэкономических теорий о роли государства в регулировании государственных финансовых потоков;
− с точки зрения правового обеспечения реализация контрольных функций органами казначейства закреплена бюджетным законодательством, прежде всего Бюджетным кодексом Российской Федерации и Положением о Федеральном казначействе.
Очевидно, что основным институциональным органом, обеспечивающим достоверной информацией в режиме он-лайн Министерство финансов Российской Федерации, региональные и территориальные финансовые органы, является Федеральное казначейство, обрабатывающее в программных системах ежедневно десятки тысяч операций.
Специалисты органов Федерального казначейства, используя программное обеспечение, преобразовывают многографные таблицы аналитического и синтетического учета в сжатый, структурированный вид для формирования и использования оперативной информации об исполнении бюджетов публично-правовых образований Российской Федерации. [12]
Кроме того, актуальность контрольной функции органов казначейства сохраняется, так как в условиях расширения финансовой самостоятельности участников и неучастников бюджетного процесса контрольные органы констатируют факты нецелевого использования бюджетных средств, что свидетельствует о необходимости максимального использования всех достижений и практических наработок органов казначейства при санкционировании всех форм бюджетных расходов, а именно бюджетных ассигнований, субсидий, субвенций, дотаций, бюджетных кредитов, целевых программ, государственных и муниципальных закупок. [13]
В этом случае речь идет не только и не столько об участниках и неучастниках бюджетного процесса, получающих бюджетные средства, речь идет о казначейском контроле за всеми государственными и муниципальными бюджетными потоками, что требует дальнейшего совершенствования методологии предварительного и текущего контроля, что в перспективе может обеспечивать не только целевое, но и эффективное расходование бюджетных средств.
Например, последовательное выполнение казначейских процедур исполнения расходов бюджета позволяет говорить о расширении содержания казначейского контроля в части проведения аудита эффективности расходов бюджета. Известно, что аудит эффективности охватывает и целевое использование бюджетных средств, которое осуществляет Федеральное казначейство на основании нормативно-правовых документов, и аудит целесообразности, обоснованности расходов бюджета.
В этом случае усиливается значение аналитической работы специалистов органов казначейства, которые должны иметь право на получение необходимых документов со стороны учреждений, организаций и предприятий, получающих бюджетные средства в любой форме.
На начальном этапе внедрения аудита эффективности использования бюджетных средств в органах казначейства речь может идти о наиболее рискованных и значимых операциях, таких как финансирование инвестиционных программ, по которым специалисты казначейства должны проводить мониторинг и системный аудит эффективности бюджетных расходов. [14]
Определяя возможности органов казначейства реализовывать аудиторские функции на предвари- тельном и текущем этапах исполнения бюджета, необходимо не допустить дублирования контрольных функций органами казначейства и финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), которые находятся в ведении Минфина России и непосредственно проводят финансовый контроль.
Учитывая, что федеральное казначейство имеет иерархическую структуру территориальных органов, организация и проведение аудита эффективности не потребуют значительных бюджетных расходов.
Следующей важной проблемой является разработка и внедрение механизма стандартизации взаимодействия всех участников и неучастников бюджетного процесса, который позволит упорядочить поток бюджетных средств, усилить контроль за их движением, оперативно предоставлять информацию о состоянии государственных и муниципальных финансов в со- ответствующие финансовые органы для принятия оптимальных управленческих решений, что особенно актуально в новых условиях функционирования государственных и муниципальных учреждений. [15]
К новациям в обслуживании клиентов органами казначейства и исполнении бюджетов можно отнести следующие направления:
− реализация новой схемы финансирования автономных и бюджетных учреждений в форме субсидирования государственных заданий и целевых субсидий;
− повышение открытости и доступности информации о финансовом обеспечении государственных (муниципальных) учреждений за счет ее размещения на официальном сайте в сети Интернет;
− организация учета бюджетных обязательств, обусловленных неисполненными государственными контрактами, оплата по которым не осуществлялась ранее 2012г.;
− учет исполнения бюджетных обязательств и доведение этой информации не только до получателя средств федерального бюджета, как это было ранее, но и до вышестоящего учреждения;
− переход к использованию пластиковых карт для обеспечения наличными деньгами клиентов.
Вводимые изменения обусловливают необходимость дальнейших институциональных преобразований казначейской технологии стратегического Разграничение контрольных функций службы финансово-бюджетного надзора и органов казначейства
Использование средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов, а также материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности. [16]
Соблюдение резидентами и нерезидентами (за исключением кредитных организаций) валютного законодательства Российской Федерации. Соблюдение требований бюджетного законодательства получателями финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства Российской Федерации, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций.
Исполнение законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре Федеральное казначейство Обеспечение исполнения федерального бюджета. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Предварительный и текущий контроль за ведением операций главными распорядителями, распорядителями средств федерального бюджета. Предварительный и текущий контроль за ведением операций получателями средств федерального бюджета управления финансовыми потоками.
Совершенствование государственных функций казначейства нашло свое отражение в Стратегической карте, разработанной на период до 2017 г., в которой определены основные стратегические цели, направленные на обеспечение контроля за сохранностью бюджетных средств и на повышение эффективности их использования, а именно:
− осуществление мероприятий по созданию и использованию единого, открытого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований;
− обеспечение в установленные сроки качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики и обязательных государственных внебюджетных фондов;
− обеспечение в соответствии с нормативными документами и в установленные сроки качественного кассового обслуживания субъектов государственного сектора экономики, в том числе и обязательных государственных внебюджетных фондов;
− совершенствование порядка бюджетного финансирования и платежей, способствующих повышению ликвидности единого казначейского счета по учету средств бюджета;
− обеспечение эффективного управления общественными финансами государства. [17]
В рамках представленного исследования не рассматриваются вопросы развития внутренних функциональных и управленческих процессов, которые направлены на обеспечение технологических регламентов осуществляемых операций, на повышение эффективности и результативности каждого конкретного работника, на минимизацию казначейских рисков.
Этот блок вопросов представляет особый практический интерес и требует отдельного внимания. Далее охарактеризуем каждую из четырех указанных стратегических целей развития казначейства и попытаемся выявить преимущества и проблемы, которые могут возникнуть в процессе их реализации на уровне субъектов Российской Федерации. [18]
Первая стратегическая цель направлена на обеспечение прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах.
Реализация этой цели планируется за счет создания и использования следующих интегрированных информационных систем:
− электронная система финансового контроля и управления общественными финансами «Электронный бюджет», соответствующая мировым стандартам;
− единый портал budget. gov. ru, который призван обеспечивать заинтересованных лиц информацией о бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. [19]
При переводе на казначейское обслуживание этих фондов необходимо учитывать следующие особенности:
− в процессе деятельности государственных внебюджетных фондов возникают денежные потоки, регулируемые не только нормами финансового права, но и нормами права социального обеспечения;
− экономические отношения возникают между фондом как страховщиком по обязательному страхованию, страхователем (организацией, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом) и застрахованным гражданином;
− администрирование страховых взносов во внебюджетные фонды, финансирование социальных выплат и других расходов.
Казначейские технологии исполнения обязательных государственных внебюджетных фондов позволят определять кассовый разрыв их бюджетов в течение финансового года и принимать своевременно меры по обеспечению сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Третья стратегическая цель: совершенствование системы бюджетных платежей в целях повышения ликвидности единого казначейского счета по учету средств бюджета в условиях реализации Концепции реформирования системы бюджетных платежей.
В этой связи остановимся на проблеме размещения бюджетных средств на банковских депозитах. До 30.12.2008ст. 236 Бюджетного кодекса РФ фактически не допускала размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передачи бюджетных средств в доверительное управление, за исключением Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не получающих дотации на выравнивание их бюджетной обеспеченности. [20]
В 2008г. изменились и название, и содержание ст. 236 «Размещение бюджетных средств на банковских депозитах, передача бюджетных средств в довери- тельное управление». В принципе, размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление, как и раньше, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ. Возможные случаи детально определены.
Так, ограничения распространяются на субъекты Российской Федерации в бюджетах, в которых расчетная доля межбюджетных транс- фертов из федерального бюджета (за исключением субвенций) в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет не превышала 20% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. [21]
Порядок размещения бюджетных средств на банковские депозиты определяется соответственно Правительством Российской Федерации, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Требования к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации на банковские депозиты, должны соответствовать требованиям, установленным Правительством Российской Федерации к кредитным организациям, в которых могут размещаться средства федерального бюджета на банковские депозиты. Первоначально правила размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2008 № 227 «О порядке размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты», в целях реализации которого Федеральным казначейством были утверждены типовая форма генерального соглашения Федерального казначейства с кредитной организацией о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты и Порядок заключения генерального соглашения Федерального казначейства с кредитной организацией о размещении средств федерального бюджета на банковские депозиты.