Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы транспортного налога
1.1.Понятие транспортного налога и его налоговая база
1.2. Возможные изменения и альтернативы транспортного налога
Глава 2. Анализ транспортного налога в РФ
2.1.Транспортный налог в России и за рубежом
В большинстве зарубежных стран транспортного налога не существует. Вместо него взимается налог на имущество, экологический и дорожный налог. Налог на имущество заключает в себя, косвенно или прямо стоимость автомобиля, несмотря то, что в зарубежных странах существует подоходный налог. Все средства от дорожного налога идут на ремонт и строительство новых автотрасс. Экологический налог способствует приобретению автомобилей, менее отравляющих атмосферу, равно, как использование менее загрязняемого окружающую среду вида передвижения, такого, к примеру, как метро и троллейбусы. Из этих налогов некоторые могут отсутствовать, либо объединятся с ними, так же они могут быть скрытыми.
В России все налоговые ставки устанавливаются в зависимости от вместимости транспортного средства или лошадиных сил (мощности двигателя)[37]. Также ставки могут быть увеличены либо уменьшены законами РФ, не более чем в десять раз. Оплачивается налог посредством квитанции, заполненной налоговой инспекции направленной плательщику по почте заказным письмом. Владелец транспорта обязан оплатить налог в течение месяца с момента получения квитанции.
2.2.Порядок регистрации транспортных средств в РФ как один из факторов сложности администрирования транспортного налога
Транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается и вводится в действие Налоговым кодексом РФ (далее НК РФ) и законодательными актами субъектов РФ. К сожалению нормативные документы не в полной мере отражают некоторые специфические черты администрирования данного налога, что неизбежно приводит к судебным разбирательствам между налоговым органом и налогоплательщиками.
Немало споров возникает с организациями в отношении транспортных средств, не поставленных на учет в регистрирующих органах. Например, имеются случаи, когда транспортное средство приобретено не для езды по дорогам общего пользования, а для передвижения исключительно по территории налогоплательщика. Возникает ли в таком случае обязанность по уплате транспортного налога? Официальная позиция по этому поводу контролирующими ведомствами не высказывалась. При этом объектом налогообложения транспортным налогом являются транспортные средства, зарегистрированные в ГБДД и Гостехнадзоре. Поэтому платить налог с транспортных средств, которые не поставлены на учет, организация не обязана[38]. Поскольку транспортные средства, принадлежащие организации отражаются на балансе, при проведении налоговой проверке не исключены разногласия по поводу налогообложения этого имущества. Налоговый орган может потребовать уплаты транспортного налога и с незарегистрированных транспортных средств. Результатом таких споров нередко являются судебные разбирательства.
Позиция большинства Арбитражных судов по этой проблеме отличается от позиции налоговой службы. Судьи считают, что с транспортных средств, которые не поставлены на учет в соответствующих регистрирующих органах, транспортный налог платить не нужно[39].
Однако есть решения, выводы которых совпадают с позицией налоговой службы. Они основаны на том, что регистрация транспортного средства зависит от волеизъявления его собственника или владельца. Поэтому отсутствие такой регистрации не может служить основанием для освобождения от уплаты налога[40].
Немало разногласий возникает в связи с вступлением новых правил регистрации транспортных средств. С 15 октября 2013 года вступил в силу новый административный регламент регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции. Документ утвержден приказом Министерства внутренних дел России – (далее МВД России) от 7 августа 2013 года № 605 и принят во исполнение требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ. Корректировке также подверглись и соответствующие правила регистрации, утвержденные приказом МВД России от 24 ноября 2008 года № 1001.
Собственники и владельцы транспортных средств теперь могут предоставлять их для совершения регистрационных действий в любое регистрационное подразделение Госавтоинспекции на территории России по своему выбору. Место жительства, регистрации по месту пребывания физического лица, равно как и место регистрации или нахождения юридического лица или его обособленного подразделения при этом значения больше не имеют.
Ранее регистрационные действия в отношении транспортных средств физических лиц, осуществлялись в соответствующих подразделениях в пределах субъекта РФ, а в отношении транспортных средств юридических лиц – по месту их нахождения (которое определяется местом их государственной регистрации) либо по месту нахождения их обособленных подразделений.
То есть получается следующие: налогоплательщик может зарегистрировать транспортное средство, например, в Чеченской республике, где ставки транспортного налога самые низкие, а вернувшись, например, в Нижегородскую область, платить по ставкам того региона, где транспортное средство зарегистрировано?
Стоит иметь ввиду, что данные изменения не коснулись порядка уплаты транспортного налога, так как согласно НК РФ он уплачивается по месту нахождения транспортных средств[41], которым в свою очередь признается место нахождения (жительства) собственника транспортного средства[42]. Вторая проблема, с которой столкнулись налоговые органы в связи с вступлением в силу нового административного регламента регистрации транспортных средств и прицепов к ним в Госавтоинспекции – это то, что теперь исключена необходимость снятия транспортного средства с учета в связи с отчуждением. В таком случае, обязанность проведения регистрационных действий возложена на нового собственника транспортного средства.
Установленный законом срок – десять дней. Однако на практике не редко сроки нарушаются. И случалось, что автомобиль продан по договору купли-продажи, например, во втором квартале 2014 года, а новым сособственником поставлен на учет только в третьем квартале 2014, а возможно и позднее. При обращении организации-продавца в Госавтоинспекцию, транспортное средство снимается по заявлению прежнего собственника, но датой обращения, а не датой договора купли-продажи.
В соответствии с законодательством РФ плательщиками транспортного налога являются организации и граждане, на которых транспортное средство зарегистрировано[43]. Если транспортное средство остается зарегистрированным на прежнего владельца, то плательщиком налога является его продавец, а не покупатель, что вызывает множество недоумений со стороны прежнего собственника.
Отдельной проблемой стоит вопрос о том, кто является плательщиком транспортного налога в случае если автомобиль передается по договору лизинга. Согласно законодательству РФ, транспортный налог должна платить та сторона договора лизинга, на которую зарегистрировано транспортное средство. Зарегистрировать транспортное средство, переданное по договору лизинга, можно как на лизингодателя, так и на лизингополучателя. Это вопрос стороны согласовывают при заключении договора лизинга. При этом возможно два варианта:
‒ Транспортное средство регистрируется на лизингодателя. В данном случае обязанность по уплате транспортного налога возлагается на него как на срок действия лизинга, так и по его окончании (если договором не предусмотрен выкуп лизингового имущества);
‒ Транспортное средство регистрируется на лизингополучателя.
При этом варианте обязанность по уплате транспортного налога на срок действия договора лизинга возлагается на лизингополучателя только в одном случае – если транспортное средство изначально регистрируется на него (без первоначальной регистрации на лизингодателя). В противном случае налог перечисляет лизингодатель как в течение срока действия договора, так и по его окончании[44].
После окончания действия договора лизинга транспортное средство, зарегистрированное на лизингополучателя снимается с временного учета. При этом если лизингополучатель был плательщиком транспортного налога в течение срока действия договора, обязанность по уплате налога перейдет лизингодателю после перерегистрации автомобиля в ГИБДД.
В случае, когда договором ли лизинга предусмотрен выкуп лизингового имущества по окончании срока действия договора, при уплате транспортного налога учитываются следующие особенности: если транспортное средство изначально было зарегистрировано только на лизингополучателя (то есть он был плательщиком транспортного налога), то и после окончания договора лизинга обязанность по уплате налога остается за ним.
При этом лизингополучатель обязан снять транспортное средство с временного учета и зарегистрировать его на себя на постоянной основе. Если в период действия договора лизинга плательщиком транспортного налога был лизингодатель, то обязанность заплатить налог появляется у лизингополучателя после регистрации транспортного средства в ГИБДД.
Таким образом, на наш взгляд, одной из приоритетных задач для законодателей должно стать упрощение администрирования транспортного налога. Необходимо принятие законов, которые могли бы упростить администрирование налога. К сожалению, часто новые законодательные акты серьезным образом усложняют жизнь не только налогоплательщику, но и проверяющим органам.
Глава 3. Перспективы развития транспортного налога
Основополагающая мысль транспортного налога в РФ заключается в том, что, чем больше мощности двигателя в автомобиле, тем больше цена самого транспортного средства, а это, в свою очередь, значит, что владелец автомобиля – человек обеспеченный, и повышение налогового бремени не отяготит его положение.
На первый взгляд, данный подход к исчислению налога является очень справедливым по отношению к автовладельцам со средним и низким заработком, и при этом способствует обогащению государства за счет более обеспеченных лиц.
Однако критерий «мощность двигателя» на самом деле не является основополагающим фактором в образовании цены на транспортное средство:
- Цена на новый автомобиль складывается из многих факторов, таких как бренд, класс автомобиля, кузова, вида двигателя, комплектации. Минимальная цена автомобиля будет состоять из «бедной» комплектации и двигателя с наименьшей мощностью, а цена на каждый более мощный двигатель будет расти в пределах 10-20%. В среднем самый мощный двигатель может прибавить к минимальной стоимости автомобиля до 50% (только эксклюзивные версии двигателя с большой мощностью могут прибавить 100%, но такие автомобили не пользуются спросом). Если мы захотим повысить уровень комплектации автомобиля, но нас устраивает самый «слабый» двигатель, то цена спокойно может превысить стоимость первоначальной на 100 и 200% в зависимости от марки автомобиля. В итоге человек с более мощным и, в то же время, дешевым автомобилем будит платить налог больше, чем тот, кто ездит на дорогом и менее мощном транспорте.
- Автомобили б/у. Со временем стоимость любого автомобиля снижается, даже если его не используют. И это приводит к тому, что автомобиль, когда-то стоящий миллионы рублей и имеющий очень мощный двигатель, через 5-10 лет будет стоить доступно. Но, если купить такой автомобиль, то налог будет велик, и за пару лет может составить цену самого автомобиля.
- Манипуляции с электроникой. Например, автомобиль зарегистрирован в Белгородской области и имеет 200 лошадиных сил, следовательно, владелец уплачивает налог в размере 10000 рублей в год. С помощью электроники и программного обеспечения можно увеличить мощность автомобиля до 260 лошадиных сил, и тогда размер налога уже составит 39000 рублей. Это не совсем логично, ведь благосостояние автовладельца не увеличилось, автомобиль не стал дороже и не ухудшил своих показателей в загрязнении окружающей среды.
- Возможна модернизация двигателя внутреннего сгорания с целью увеличения мощности.
- Замена двигателя внутреннего сгорания на более мощный.
Именно поэтому наш налог не самый разумный, и из-за параметра «мощность двигателя внутреннего сгорания» сильно обременяет многих автовладельцев, открывая при этом «лазейки» для тех, кто не хочет платить (поскольку никто не регистрирует более мощные показания двигателя внутреннего сгорания).
Деньги, собранные с автовладельцев, до 2003 года направлялись в специальный дорожный фонд и целенаправленно тратились на строительство, содержание и ремонт дорог, но на данный момент суммы уходят просто в региональный бюджет[45]. В случае неэффективной политики или же дефицита бюджета, средства, уплаченные в качестве налога, могут использовать, чтобы «залатать дыры» в бюджете и перестанут направлять в те сферы, для развития и совершенствования которых, собственно, этот налог и предназначен.
Рассмотрим особенности формирования и исчисления транспортного налога в разных государствах. С июля 2009 года в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса CO2. Если автомобиль с бензиновыми двигателями – 2 евро за каждые 100 см3, а для дизельных автомобилей – по 9 евро за каждые 100 см3[46]. Так же платят за объем выбросов CO2: 2 евро за каждый грамм, но есть льготная норма – если автомобиль выделяет меньше 120 грамм CO2 на километр пути, то платить за экологию не придется. Однако этот лимит ежегодно снижается: в 2012 году максимально разрешенный «бесплатный выхлоп» опустили до 110 грамм на километр, а в 2014 – уже до 95. Такая система поощряет покупку и производство более экологичных автомобилей. Вместе с этим, она на руку хозяевам машин-гибридов – имея довольно мощный автомобиль, они платят совсем небольшие налоги.
При регистрации нового автомобиля во Франции его хозяин уплачивает в бюджет пошлину, величина которой зависит от мощности двигателя автомобиля. Вдобавок владельцы машин должны платить за каждый грамм CO2, выброшенный в атмосферу. Но от уплаты этого разового налога освобождены хозяева автомобилей, которые выделяют менее 200 грамм газа на километр. Деньги, собранные с «выхлопа», направляются на финансирование экологических программ Франции.
В США сбор налогов с автомобилистов построен по принципиально иной, но также «экологичной» схеме – больше платит тот, кто больше ездит. Реализовано это очень просто: транспортный налог включен в цену на топливо. Чем больше бензина или солярки нужно автомобилю и чем больше ездишь, тем больше отдаешь в бюджет. Таким образом, владелец мощного автомобиля и изредка выезжающий на нем, будет платить небольшой налог. А человек, разъезжающий ежедневно на «малолитражке», отдаст казне более крупную сумму. Деньги, собранные с водителей, тратятся в США на строительство и ремонт дорог. Такая система давно не дает покоя некоторым нашим политикам.