Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1.Теоретические основы транспортного налога
1.1.Понятие транспортного налога и его налоговая база
1.2. Возможные изменения и альтернативы транспортного налога
Глава 2. Анализ транспортного налога в РФ
2.1.Транспортный налог в России и за рубежом
Как известно, транспортный налог относится к категории региональных налогов и поступает в региональный бюджет по нормативу 100%. Отмена транспортного налога приведет к сокращению доходной части региональных бюджетов приблизительно на 146 млрд. рублей, что является, по сути, невыгодным и нецелесообразным решением. Однако эксперты считают, что замена транспортного налога повышением ставок акцизов позволит привнести в бюджет на 8 млрд. рублей больше[21].
Нельзя забывать также тот факт, что такое сильное перераспределение доходов между уровнями бюджетов может сделать бюджетную систему менее эффективной. Кроме того, повышение ставок акциза приведет к увеличению цены на автомобильное топливо[22]. Тогда возникает вопрос: «Выгодна ли будет налогоплательщикам отмена транспортного налога и будет ли это действие соответствовать принципу социальной справедливости?» Можно предположить, что это далеко не выгодно са мим владельцам автомобилей, т.к. за топливо нужно будет платить ежедневно на 2-3 рубля больше, нежели они будут раз в год уплачивать сумму транспортного налога. Следует отметить и другие моменты: в Государственной думе рассматривалось предложение об отмене транспортного налога для автомобилей с газовым двигателем. Однако пришли к выводу, что любое сокращение доходной части бюджетов является недопустимым. Однако в регионах остается право применять различные льготы для отдельных категорий граждан и в отношении отдельных видов транспортных средств[23].
Существуют и другие альтернативы трансформации транспортного налога. Например, на заседаниях Правительства было выдвинуто предложение изменения налоговой базы – перехода от показателей мощности двигателя к его экологическим характеристикам, поскольку у автовладельцев появится стимул переходить на более совершенные двигатели, которые значительно меньше загрязняют окружающую среду. Например, выиграют владельцы автомобилей с двигателем «ЕВРО-6», так как он является наиболее совершенным и менее загрязняющим атмосферу. Но, в отличие от них, на налогоплательщиков со старыми двигателями налоговая нагрузка в разы увеличится, т.к. данная категория налогоплательщиков имеет более низкие доходы, что противоречит принципу социальной справедливости[24].
Кроме того, можно определять налоговую базу как количество выхлопных газов с каждого автомобиля. В Германии, например, владельцы автомобиля уплачивают налог как за объем двигателя, так и за объем выбросов углекислого газа. Похожую систему взимания транспортного налога также применяют в Америке, Франции, Дании и во многих других западных странах. Но соответствует ли это принципу социальной справедливости? Правительства вышеперечисленных стран усердно борются за состояние окружающей среды и пытаются всеми способами минимизировать тот вред, причиненный человеком. Однако с социальной стороны возникает вопрос: «Справедливо ли это, учитывая особенности как страны в целом, так и его народа»[25].
Отдельным вопросом остается налогообложение владельцев грузовых автомобилей, масса которых более 12 тонн. Как известно, 15 ноября 2015 года была запущена в эксплуатацию система «Платон», согласно которой с владельцев грузовых транспортов будет взиматься оплата проезда по трассам общего пользования федерального значения, расчет которой будет производиться от фактического пробега транспортного средства по ставке 3,73 рубля за километр.
Однако, согласно статье 361.1 НК РФ[26], транспортное средство, имеющее максимальную разрешенную массу свыше 12 тонн, зарегистрированное в системе «Платон», освобождается от уплаты транспортного налога, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, уплаченного в налоговом периоде по транспортному налогу в отношении данного транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за один налоговый период. Таким образом, владельцы данных грузовых транспортных средств освобождаются от двойного налогообложения, и применяется принцип социальной справедливости – «больше ездишь – больше платишь».
Итак, исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что отмена транспортного налога является не совсем целесообразным решением, т.к. это абсолютно не выгодно ни государству, ни налогоплательщикам. Можно искать, предлагать и выносить на обсуждение все новые альтернативы, можно поменять механизм исчисления транспортного налога, но проблема справедливости налогообложения всегда будет актуальной. Для того чтобы найти компромиссное решение проблемы необходимо не столько совершенствовать налоговую систему, сколько развивать налоговую культуру.
Глава 2. Анализ транспортного налога в РФ
2.1.Транспортный налог в России и за рубежом
В любой стране автомобилист обязан ежегодно отдавать государству определенную сумму за право ездить на личной машине. Но если за рубежом транспортный (он же дорожный, он же экологический) налог рассчитывается, как правило, исходя из вреда, который автомобиль наносит окружающей среде, то в России его размер определяется мощностью мотора.
В нашей стране размер транспортного налога зависит только от мощности двигателя. Причем на федеральном уровне установлены лишь базовые ставки налога – региональные власти вправе по своему усмотрению увеличивать или уменьшать их (максимально в десять раз), а также вводить льготы для собственников той или иной категории автомобилей. Для владельцев гибридных моделей и электрокаров никаких льгот не предусмотрено – они должны платить налог на общих основаниях, согласно количеству «лошадиных сил», отмеченному в ПТС. Дифференциация по чистоте выхлопа также не предусмотрена – при равной мощности моторов владелец «экологичного» автомобиля должен платить столько же, сколько и хозяин чадящей развалюхи.
Датчане, однако, на высокие налоги не слишком жалуются. Запредельные налоговые ставки в этой стране действуют на все, а не только на авто: на доход, недвижимость, дарение, наследование. Есть даже специальный налог на спорт! Но все собранные налоговые средства (а это 50% ВВП страны) Дания тратит на финансирование социальной сферы – пенсии, медицину, образование. Получается, что налогоплательщик получает от государства бесплатно ровно столько, сколько отдает налогов.
В Австралии налоговые сборы почти не различаются, все граждане платят одинаково: 10% от цены легкового автомобиля и 5 – от грузовика[27]. Но владельцам дорогих автомобилей приходится доплачивать еще и «за роскошь» 33% от цены машины. Шикарными в Австралии считают все автомобили дороже 57 000 долларов. Этой системой недовольны и население, и продавцы автомобилей. Последние ссылаются на то, что люксавтомашины используют более современные технологии и меньше загрязняют окружающую среду, чем недорогие устаревшие машины. Однако австралийские власти не слушают эти доводы и даже систематично повышают налог на шикарные автомобили.
В США транспортного налога как отдельного сбора нет: он включен в стоимость топлива (примерно 15% от цены)[28]. То есть чем выше расход бензина или солярки у машины, чем чаще она выезжает на дорогу и чем больше соответственно выбрасывает вредных веществ в атмосферу, тем больше в итоге заплатит ее хозяин. Разумеется, владельцы электрокаров транспортный налог не платят – в зарядку электричеством он не включен. Примерно 60% собранных таким образом средств направляется в федеральный дорожный фонд, а 40% идут в дорожные фонды штатов. Причем все эти деньги расходуются исключительно на строительство и ремонт автомагистралей.
В Великобритании дорожный налог взимается с владельцев машин, работающих на бензине, дизельном топливе и природном газе[29]. Собственники электрокаров, гибридных моделей, а также автомобилей с объемом мотора менее одного литра его не платят. Размер налога определяется госагентством DVLA (оно регистрирует автомобили и выдает водительские удостоверения) в зависимости от объема двигателя. Четких ставок нет, поскольку в расчет берется также чистота выхлопа. К примеру, владелец автомобиля с 1,4литровым двигателем платит в год около 175 фунтов стерлингов, а за внедорожник с мотором 3,5 л придется выложить более 300 фунтов. Раз в год автовладелец получает из DVLA письмо с указанием размера налога. С этим письмом необходимо прийти на почту, внести указанную сумму и получить бумажный диск, подтверждающий уплату налога. Диск должен быть размещен на лобовом стекле, чтобы полицейские его видели.
Примерно 80% от средств, собранных в виде дорожного налога, идет на финансирование дорожной отрасли. Оставшаяся часть – на различные экологические программы, связанные в основном с улучшением качества воздуха.
С лета 2009 года все автомобили в Израиле условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды[30]. Покупатели самых «вредных» автомобилей платят в казну 92% стоимости машины. Минимальный же налог – 10% цены – должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибридные авто израильские власти просят 30%. В среднем же автомобилисты платят государству около 70% стоимости авто. В итоге вместе с налогом самая простая Mazda3 в Израиле стоит ориентировочно 30 000 долларов, а Toyota Yaris в базовой комплектации – 25 000 долларов.
Во Франции действует двухступенчатая система налогообложения автомобилистов[31]. При регистрации новой машины владелец платит единовременный налог в зависимости от объема и мощности двигателя. Например, за модель с 1,6-литровым мотором мощностью около 100 л.с. надо заплатить 200-250 евро, а за 300-сильную версию объемом более трех литров – около 1.100 евро. Собранные средства идут на финансирование дорожной отрасли[32].
Вторая ступень – ежегодный налог, исчисляемый в зависимости от того, сколько граммов углекислого газа, согласно данным производителя, автомобиль выбрасывает в атмосферу за 100 километров пробега. Ставки прогрессивные – чем «грязнее» выхлоп, тем больше придется заплатить. А вот владельцы машин, которые на 100 километров выбрасывают менее 200 граммов СО2, от этого налога освобождены. Эти сборы идут на финансирование программ по сохранению чистоты воздуха и почвы.
В Германии при определении размера налога учитывается объем двигателя и чистота выхлопа[33]. Независимо от года выпуска машины за каждые 100 куб. см объема следует выложить 2 евро для бензиновых моторов и 9 евро – для дизельных. Кроме того, по 2 евро ежегодно автовладелец должен платить за каждый грамм углекислого газа, вырабатываемого его машиной, по данным производителя, на 100 км пробега. Этим сбором не облагаются хозяева экологичных моделей, вырабатывающих менее 120 г CO2 на 100 км. Причем этот лимит будет снижаться. Полностью от уплаты транспортного налога освобождены владельцы электрокаров, но только в течение пяти лет с момента их покупки. Как им придется платить в дальнейшем, германские власти пока не решили – самые старые электрокары здесь, проданные официальными дилерами, еще не достигли пятилетнего возраста[34].
В Японии при покупке новой машины необходимо заплатить налог в размере примерно 5% от ее стоимости. Следующий платеж – при постановке автомобиля на учет. Сумма рассчитывается, исходя из объема двигателя и массы автомобиля. Вилка внушительная: за небольшую малолитражку начислят около 5.000 иен ($54), а, скажем, кроссовер потянет на 50.00060.000 иен. Впоследствии такая же сумма взимается с автовладельца ежегодно. Собственникам электромобилей и гибридных моделей налог начисляется со скидкой 20%. Никаких поблажек для раритетных моделей, стоящих на учете, не предусмотрено.
В отличие от многих других стран в Японии средства от дорожного налога направляются не на строительство трасс или экологические программы, а на развитие перспективных разработок в автопроме[35].
В Китае, по аналогии с США, транспортный налог включен в стоимость топлива (около 20% от цены). Кроме того, при покупке нового автомобиля, выпущенного в КНР, владелец платит 10% от его стоимости. Для моделей иностранного производства ставка выше – 40%. Налоговые сборы с автомобилистов перечисляются на развитие дорожной инфраструктуры.
До недавнего времени средства от налогов, уплаченных автовладельцами, направлялись в региональные бюджеты и тратились на любые цели по усмотрению местных властей (как правило, на различные социальные вопросы).
С 1 января 2012 года они поступают в федеральный и региональный дорожные фонды, из которых финансируется строительство, ремонт и реконструкция трасс.
В Великобритании, а также во Франции, Германии и практически во всех других странах Евросоюза существует особый порядок уплаты налога для собственников сильно подержанных автомобилей. Если машина просто старая, но постоянно ездит по дорогам общего пользования, то действует обычная схема[36]. Иное дело, если она официально признана раритетом и используется лишь эпизодически для участия в выставках, ралли олдтаймеров и т.п. В этом случае владелец получает специальный сертификат, позволяющий платить дорожный налог лишь за определенное, небольшое количество дней в году. Впрочем, хозяин раритетной машины вправе ездить на ней и сверх этого срока, но тогда и транспортный налог ему придется платить на общих основаниях, за весь год.