Файл: Приемка товаров по качеству и количеству на примере ИП “Земрау”.pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 856
Скачиваний: 8
СОДЕРЖАНИЕ
1.2 Организация и технология завоза товаров на розничные торговые предприятия
1.3 Организация приема товаров по качеству
Глава 2. Организация приемки товаров по качеству в магазине «Роша»
2.1. Краткая характеристика магазина
2.2 Экономическая эффективность деятельности предприятия торговли
2.3 Организация доставки товаров в магазин
2.4 Организация приемки товаров по качеству в магазине «Роша»
2.2 Экономическая эффективность деятельности предприятия торговли
Специализация магазина способствует облегчению труда торговых работников и росту его производительности, более эффективному использованию материально-технической базы торговли и оказывает положительное влияние на качество обслуживания покупателей.
Этот магазин можно отнести к универсальному магазину, так как в нем реализуется универсальный ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров. По форме торгового обслуживания это магазин самообслуживания с частичным обслуживанием через прилавок (продукция производства).
Таблица 1 - Ассортиментный перечень магазина «Роша»
1. Алкогольная продукция не менее 200 наим.
2. Табачные изделия не менее 60наим.
3. Пиво не менее 70наим.
4. Соки, сиропы, концентраты не менее 50наим.
5. Минеральная вода, питьевая вода не менее 15 наим.
6. Газированные напитки не менее 30наим.
7. Консервы не менее 75наим.
8. Замороженные товары не менее 70наим.
9. Рыбная продукция г/к, х/к, вяленая не менее 25 наим.
10. Молочные продукты не менее 30 наим.
11. Хлебобулочные изделия не менее 40наим.
12. Чай не менее 40 наим.
13. Кофе, какао не менее 15 наим.
14. Кондитерские изделия не менее 100 наим.
15. Готовая выпечка не менее 40 наим.
16. Детское питание не менее 20 наим.
17. Диабетические, диетические продукты не менее 60 наим.
18. Яйцо не менее 8 наим.
19. Сухофрукты, орехи, сухие грибы не менее 50 наим.
20. Бумажные изделия, туалетная бумага не менее 60наим.
21. Бытовая химия не менее 80наим.
22. Электроприборы не менее 30наим.
23. Тара не менее 100 наим.
24. Промышленные товары не менее 30наим.
25. Единичные товары не менее 4 наим.
26. Икра не менее 10 наим.
27. Соления, салаты из морепродуктов не менее 40наим.
28. Продукция производства не менее 60 наим.
29. Расходные материалы не менее 20 наим.
30. Фрукты, овощи, ягоды не менее 30 наим.
Магазин имеет смешанный ассортимент, который представляет собой набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения. Большую долю в структуре ассортимента занимают продовольственные товары (более 70 %). В продаже находятся в основном товары повседневного спроса (наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением) и периодического спроса (покупка которых осуществляется периодически). Ассортимент товаров очень широкий и глубокий в пределах отдельных наименований продукции.
Инструментом, с помощью которого осуществляется регулирование ассортимента товаров в магазине, является ассортиментный перечень. В него включается перечень наименований товаров, соответствующий установленной широте ассортимента, и минимально необходимое количество разновидностей товаров, которые должны быть постоянно продаже.
Формирование ассортимента товаров в магазине имеет свою специфику и зависит от ряда факторов. На построение ассортимента оказывают влияние следующие факторы: размер магазина, его техническая оснащенность; условия товароснабжения, наличие постоянных поставщиков; численность обслуживаемого населения.
Таблица 2 - Развитие товарооборота в динамике, тыс.р.
Периоды
Фактический розничный товарооборот, тыс.р.
Цепные темпы роста товарооборота, %
Базисные темпы роста товарооборота, %
В дейст-вую-щих ценах
В сопоста-вимых ценах
В дейст-вую-щих ценах
В сопос-тави-мых ценах
В дейст-ву-щих ценах
В сопос-тави-мых ценах
2002 год
2003 год
2004 год 24348
31598
38916 24348
16372.02
28826.67 100.0
129.8
123.2 100.0
67.2
176.1 100.0
129.8
159.8 100.0
67.2
118.4
Основу коммерческой деятельности магазина «Роша» на потребительском рынке составляет процесс продажи товаров и удовлетворения спроса покупателей. Экономическое содержание этого процесса отражает товарооборот предприятия. Развитию товарооборота магазина придается большое значение, так как товарооборот характеризует масштабы и уровень удовлетворения спроса населения на товары. Развитие товарооборота определяет широту и глубину проникновения предприятия на потребительский рынок и его конкретную позицию на этом рынке, общие возможности и темпы экономического развития предприятия в стратегической перспективе.
Данные об объеме розничного товарооборота магазина «Роша» в действующих ценах говорит об увеличении. За три года розничный товарооборот магазина возрос на 59,8% или на 14568 тыс.р. (38916-24348), в том числе за счет увеличения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота) на 18,4%, что составляет 4480,03 тыс.р. (24348*18,4:100), и в связи с повышением розничных цен на товары - на 41,4% (59,8-18,4).
Потери покупателями денежных ресурсов от повышения розничных цен (в связи с покупкой товаров по более высоким ценам в магазине) составили 10089,33 тыс.р. (38916-28826,67).
Среднегодовой темп роста товарооборота магазина «Роша» в действующих ценах за три года составил 126,4% (Трост=38916:24348=1,264 или 126,4%), а среднегодовой темп роста товарооборота в сопоставимых ценах равен 108,8% (28826,67:24348=1,088 или 108,8%)
Товарооборот является одним из показателей, характеризующих степень удовлетворения спроса на товары. Данные свидетельствуют о том, что розничный товарооборот в значительной степени увеличивается из года в год, что обусловлено увеличением спроса на товары, продаваемые в магазине «Роша».
Средний уровень валового дохода снизился в отчетном году по сравнению с прошлым годом на 1,72%, что привело к уменьшению суммы прибыли магазина на 669,36 тыс.р. (38916*1,72:100), а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 1,62% было получено 630,44 тыс.р. прибыли.
Средний уровень валового дохода повысился в отчетном году по сравнению с планом на 0,01%, что привело к увеличению суммы прибыли магазина на 3,89 тыс.р., а благодаря снижению среднего уровня издержек обращения на 0,16%, было получено 62,27 тыс.р. прибыли.
Внереализационные доходы в отчетном году способствовали увеличению суммы прибыли по сравнению с прошлым годом на 44,26 тыс.р. и против плана на 16,12 тыс.р.
Наличие не планируемых расходов привело к снижению суммы прибыли в отчетном году по сравнению с прошлым на 8,22 тыс.р. и против плана на 2,13 тыс.р.
По магазину «Роша» уровень рентабельности продаж в отчетном году составил 1,24% к обороту и возрос по сравнению с планом на 0,17% к обороту, что свидетельствует о спросе покупателей на товары магазина «Роша».
Таким образом, все экономические показатели свидетельствуют о высокой степени удовлетворения покупательского спроса, а значит и об эффективной организации торгового обслуживания в магазине «Роша».
Это с положительной стороны характеризует торговую деятельность магазина, а также торговое обслуживание, предоставляемое покупателям.
2.3 Организация доставки товаров в магазин
Организация хозяйственных связей торгового предприятия с поставщиками товаров должна обеспечивать полноту и устойчивость ассортимента, удовлетворения спроса населения, атак же хорошие финансово-экономические показатели деятельности торговли.
При заключении договоров с поставщиками на поставку товаров торговое предприятие должно учитывать основные принципы товароснабжения: планомерность, ритмичность, оперативность, экономичность, централизацию и технологичность.
Планомерность состоит в том, что товароснабжение должно осуществляться на основе разработанных графиках доставки и это должно оговариваться в договоре с поставщиком.
Ритмичность снабжения заключается в доставке товаров через относительно равные промежутки времени или равными партиями, что способствует нормальной торговле при минимальных товарных запасах и ускорению оборачиваемости. Показателем служит коэффициент ритмичности, рассчитываемый как отношение фактической поставки товаров за какой-либо определенный период к плановой.
Оперативность - суть ее в том, что в зависимости от изменений в спросе на какой либо товар, предприятие должно оперативно реагировать по договоренности с поставщиком на изменение размера партии товара, возможной замене на другой товар, или пересмотром периода доставки. При разработке графиков товароснабжения такая возможность должна быть предусмотрена при заключении договора.
Экономичность товароснабжения - снижение издержек по доставке товаров, которое достигается механизацией погрузочно-разгрузочных работ, эффективным использованием транспорта за счет рациональных схем завоза, наиболее полное использование его грузоподъемности и т.д.
Централизация предполагает товароснабжение розничной торговой сети силами и средствами предприятий-поставщиков, что позволяет работникам магазина не отвлекаться от своей непосредственной работы по обслуживанию покупателей.
Магазин «Роша» осуществляет свою торговую деятельность по договорам с поставщиками товаров только при централизованном завозе товаров, так как при этом эффективнее используется транспорт, рабочая сила, снижаются издержки обращения. Ритмичный завоз по графикам обеспечивает постоянство ассортимента, ускоряет товарооборачиваемость.
Магазин «Роша» - продовольственный магазин, при заключении договора с поставщиками товара должен учитывать ряд особых требований товароснабжения продовольственными товарами, являющиеся в значительной своей части скоропортящимися. Периодичность доставки этих продуктов диктуется нормативными сроками реализации, которые и кладутся в основу определения периодичности доставки скоропортящихся продуктов и должно учитываться в договоре.
При определении закупки того или иного товара и возможностей его продажи, партнеры (поставщики и торговая организация) должны обязательно просчитать выгодность торговой сделки, то есть возможность получения оптимального уровня и массы прибыли.
Закупка товаров - составная часть коммерческой деятельности торговой организации, включающая в себя:
Изучение и прогнозирования покупательского спроса;
Выявления и изучения источников поступления и поставщиков товаров;
Организацию хозяйственных связей с поставщиками товаров, включая разработку и заключение договоров поставки;
Работа торгового предприятия в настоящее время приобрела самостоятельность в установлении хозяйственных связей. Расширился круг поставщиков - частные предприятия, торговые дома, посреднические фирмы.
Равномерность поставки товаров от поставщиков-изготовителей, оптовых организаций (фирм), имеет огромное значение в розничной торговле. Своевременная и равномерная поставка товаров магазинам, обеспечивает успешное выполнение плана розничного товарооборота, высокие темпы его роста в динамике и качественное обслуживание покупателей. Оценка выполнения плана и динамики поступления товаров должна производиться за каждый месяц и нарастающим итогам с начала квартала и года.
Магазин «Роша» имеет следующие данные о поступлении товаров (см. табл.3). План поступления выполнен по всем товарным группам, кроме группы "Яйца и яйцепродукты". В целом перевыполнение составило по сравнению с планом на 145919 рублей или на 4,2 %. По сравнению с прошлым годом соответственно на 266165 рублей или на 7,9%.
Таблица 3 - Данные о поступлении товаров
Товарные группы
Фактически за прошлый год
Отчетный год Отклонения
от плана
В % к прошлому году От прошлого
года
План Фактически
% выполнения
1. Хлеб и булочные изделия
574558
590000
594582
100,7
+4282
+19724
103,4
2. Молоко и молокопродукты
391742
400000
419569
104,9
+19569
+27827
107,1
3. Мясо и мясопродукты
471295
480000
494542
103,0
+14542
+23247
104,9
4. Рыба и рыбопродукты
69895
75000
75834
101,1
+834
+5939
108,5
5. Яйцо и яйцепродукты
63985
70000
26589
37,9
-43411
-37396
41,6
6. Кондитерские изделия
225693
235000
240567
102,4
+5567
+14874
106,6
7. Алкогольные напитки
949852
960000
977563
101,8
+17563
+27711
102,9
8. Птица и птицепродукты
274562
280000
301500
107,7
+21500
+26938
109,8
9. Сыры
56947
60000
66728
111,2
+6728
+9781
117,2
10. Маргариновая продукция и жиры
71522
75000
96555
128,7
+21555
+25033
135,0
11. Прочие бакалейные и сопутствующие товары
229703
275000
352190
128,1
+77190
+122487
153,3
Всего:
3379754
3500000
3645919
104,2
+145919
+266165
107,9
Особенно высокие темпы роста достигнуты по поступлению товарной группы "Маргариновая продукция и жиры" - 128,7% и прочие бакалейные и сопутствующие товары - 12801% (это товары длительного хранения, такие как сахар, крупа, сухофрукты, макаронные изделия, сигареты и др.), что привело к увеличению их остатков.