Файл: История развития менеджмента (ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Применение политики коллективного обсуждения вносимых предложений предполагает наличие общей базы информации о проводимой политике и деятельности компании, что обеспечивает более тесное сотрудничество администрации со служащими фирмы и взаимодействие отделов. Такой принцип повышает степень участия сотрудников в жизни организации и принятии решений, что обуславливает формирование единых корпоративных ценностей, влияющих на эффективность производства и поддерживающих высокий уровень работы компании.

И так подведя итог, для наглядности исполним краткую сравнительную таблицу западной и восточной моделей менеджмента. (табл 1)

(Табл.1) Сравнительная характеристика базовых моделей менеджмента

Сравниваемые

параметры

Западная модель

менеджмента

Восточная модель

менеджмента

Основная цель

Повышение эффективности, прирост акционерного капитала

Максимальное соответствие интересам коллектива

Главный приоритет

Финансовые результаты

Люди

Стратегии

Имеет фиксированный курс

Не имеет жестко детерминированного курса

Организация управления

Технократический подход. Ставка на индивида

Психологический подход

Ставка на группу

Межфирменная

взаимопомощь

Наблюдается редко

Широко распространенная

Степень открытости

Фирмы для общества

Высокая

Менее высокая

3.2. Развитие менеджмента в России

Начиная с XVII в., вопросам управления в России уделялось серьезное внимание. Заметный след в истории России и улучшении ее системы управления оставили известный русский экономист А.Л. Ордин - Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Велики заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он совмещал две должности -- министра внутренних дел и премьер-министра. Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР потребовало создания новой общественной организации управления социалистическим производством.


В первые годы Советской власти получают большую известность труды таких ученых, как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.[17]

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросами совершенствования теории и практики организации труда. Им сформулирована и обоснована концепция, получившая название "трудовые установки". Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ), созданный осенью 1920 г. при ВЦСПС. Важнейшее место в осуществлении методики трудовых движений отводилось инструктажу.

Недостатком концепции трудовых установок. Гастева является слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и управления в СССР принадлежит видному экономисту О.А. Ерманскому, который внес значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманского была подвергнута резкой критике, но несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Им обобщен большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

Проблемы научной организации труда получили широкое освещение в трудах П.М. Керженцева.[18] Керженцев распространил понимание научной организации труда на все сферы человеческой деятельности.

Особого внимания заслуживает дискуссия, развернувшаяся по проблемам развития научной организации труда и управления в СССР в период подготовки ко II Всесоюзной конференции по НОТ, За несколько недель до конференции были опубликованы две платформы по НОТ. Одна -- от группы "Семнадцати" во главе с Керженцевым, другая -- от ЦИТ во главе с Гастевым. Полемика между двумя течениями закончилась созданием центральной платформы, принятой на II Всесоюзной конференции по НОТ, в которую вошли положительные моменты обеих дискутировавших платформ.

Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов был внесен О.И. Непорентом. Все операции он классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показал их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е гг. была проделана большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления, результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. В эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность -- инженер-экономист отраслевого профиля, которая вскоре стала ведущей среди экономических специальностей.


В годы Великой Отечественной войны система управления промышленностью, сложившаяся в предшествующие годы, не претерпела принципиальных изменений. Основным принципом управления продолжал оставаться хозрасчет при усилении административно-командных методов руководства. Научная работа велась по проблемам внутризаводского планирования и диспетчирования.[19]

В послевоенный период времени возобновилась научная и практическая работа в области организации и управления производством. Вместе с тем, имело место сокращение исследований в области управления производством. К концу 50-х гг. тематика исследований по проблемам организации и управления предприятиями начала постепенно расширяться.

Начиная с 1957 г. был осуществлен переход к управлению промышленностью и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства (совнархозы) экономических административных районов. Главным назначением совнархозов было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

К этому же времени относится рождение такой важной самостоятельной ветви экономики, как экономическая кибернетика, тесно связанной с использованием на практике экономико-математических методов. Создание этой науки в нашей стране осуществлялось под руководством академиков А.И. Берга и В.М. Глушкова. Кибернетика сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Дискуссия, развернувшаяся в стране в период с 1962 по 1965 гг., по вопросам совершенствования системы и методов управления народным хозяйством, предшествовала проведению хозяйственной реформы.[20]

Период времени, начиная с 1965 г. по настоящее время, характеризуется проведением в стране трех реформ, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. К ним относятся:

1. Реформа системы управления экономикой 1965 г.

2. Реформа системы управления 1979 г.

3. Ускорение социально-экономического развития (1986 г.) и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).

В связи с произошедшими серьезными изменениями в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку. Специальная комиссии, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

-внесение отдельных элементов рынка в существующую командно-административную систему управления;


-быстрый переход к рынку без какого-либо государственного регулирования;

-создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики. Этот вариант совершенствования системы управления соответствовал предложениям правительства.

Другая комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название "500 дней", в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многими учеными рассматривалась как "шоковая терапия".

По итогам дискуссии был принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к регулируемому рынку. В его основу была положена программа "500 дней", основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. С ноября 1991 г. начался процесс формирования рыночных отношений в России.

Однако, несмотря на принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России. Социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Было принято много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения является начатая с 1992 г. политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции. Неуправляемого рынка нет ни в одной развитой стране мира. Рынок требует управления, руководства, регулирования со стороны государства.

В настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной.[21] Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.[22] Подводя итог вышесказанному предоставим сравнительную таблицу Российской модели управления с моделями управления зарубежных стран.

Заключение


Понятие менеджмент и управление тесно взаимосвязаны друг с другом. По своей сути это одно и тоже. Управление возникло еще в древности, когда люди стали объединяться для достижения тех или иных общих целей, когда стали возникать первые древние организации.

Признание управления как научной дисциплины пошло с 1910 года.
Основой развития менеджмента стало зарождение четыре различных школ управления. Сначала возникла школа научного управления, затем административная школа, затем школа человеческих отношений и количественная школа.


Развитие каждой школы было построено на убеждении, что был найден единственно правильный подход к построению эффективносй системы управления. Но применение на практике тех или иных методов различных школ показало несовершенство каждого их четырех подходов. Подходы каждой школы имели свои достоинства и недостатки. Но каждая школа внесла свой значительный вклад в развитие менеджмента.

Научное управление основывается на анализе конкретных форм и методов работ и выделении наиболее эффективных методов для повышения эффективности управления в целом.

Основой классической школы управления стал административный подход. Его основоположником является А. Файоль. Он выделил такие главные признаки управления как планирование, организация, распоряжение и контроль.

Представители школы человеческих отношений стремились рассматривать каждую организацию как определенную "социальную систему", что явилось новым шагом в развитии теории управления.
Дальнейшее совершенствование подходов к управлению связано с достижениями в областях точных наук, с развитием таких наук как математика, статистика и пр. Они послужили формированию количественных методов анализа тех или иных ситуаций.

Количественный подход или научная школа управления применяют количественные методики для анализа и построения моделей. Это служит основой принятия грамотных верных управленческих решений, направленный на повышение эффективности деятельности организации.

Все эти школы управления внесли значительный вклад в развитие менеджмента. Но ни одна из них не является полностью идеальной и подходящей к практическим условиям управления.

Системный подход строится на том, что организация функционирует как система и все в ней взаимосвязано.

Суть ситуационного подхода заключается в том, что организация функционирует как открытая система и на нее оказывают влияние внешняя среда, что делает принятие управленческих решений в той или иной ситуации уникальными. Ситуационный подход стал продолжение и развитием системного подхода и показал важность учета конкретной ситуации для принятия того или иного управленческого решения.

На современном этапе сформировались такие модели менеджмента как западная и восточная модели, которые хоть и по-разному, но всё же оказывают огромное влияние на методы управления.

Что касается Российской Федерации, в настоящее время в России наблюдается разбалансированность всего механизма управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру. Поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления. Но как мы об этом говорили нет неуправляемых, необходимо стремиться с целостности, структурированности и устойчивости механизма управления, и тогда Российский менеджмент будет стремительно расти вверх.