Файл: История развития менеджмента (ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки
1.1. Понятие и сущность менеджмента
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
1.3. Периoды развития основных подходов и школ менеджмента
ГЛАВА 2. Анализ школ управления и основные подходы к управлению
2.2 Основные подходы к управлению
Глава 3. Сравнительный анализ моделей менеджмента
3.1 Анализ западных и восточных стилей управления
Введение
Изучение истории управленческой мысли помогает определить пути, формы и методы всего лучшего, накопленного в этой области практикой в целях ускоренного решения экономических, политических и социальных проблем, стоящих в настоящее время перед Россией.
Изучение истории развития менеджмента в настоящее время особенно актуально, т.к. изучая исторический опыт и пути развития, отслеживая эволюцию можно прийти к пониманию истинной сущности управления и осознанию того, как сделать его наиболее эффективным.
Обычно историческую периодизацию связывают с определенным этапом цивилизации (цивилизационный подход); с определенным культурным периодом в жизни человечества или отдельных народов (культурологический подход); с какой-либо общественно-экономической формацией или переходным периодом между ними (формационный подход).
Первые два подхода не имеют четких объективных критериев периодизации, последний – имеет объективный критерий отношения к собственности на основные средства производства, но тоже не отражает в полной мере процессов менеджмента в различные этапы жизни людей. Неоднозначность и многоаспектность менеджмента невозможно уложить в жесткие формационные рамки, хотя в грубом приближении мы ими воспользуемся, особенно в досовременный период. ХХ век отличается широким разнообразием школ, идей, методов и подходов.
В учебной литературе в частности: В.Т.Жигалов "Основы менеджмента и управленческой деятельности"; Менеджмент в организации. Учебное пособие под редакцией З.П.Румянцевой и Н.А.Соломатина периодизация истории менеджмента начинается с 1885 года и заимствована из книги М.Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури "Основы менеджмента". В основу этой периодизации положены подходы к изучению и развитию теории и практики менеджмента, основанные на выделении различных школ. Свою работу мы будем строить в основном на изучения именно этой книги.
Теория менеджмента характеризуется большим количеством различных школ, теоретических и практических подходов, которые достаточно трудно поддаются классификации и периодизации, поэтому существуют различные точки зрения по этим вопросам. В самом общем виде, как правило, выделяют школу научного управления (Ф. Тейлор, Г. Эмерсон) классическую или административно-функциональную школу управления (А. Файоль, М. Вебер), школу человеческих отношений (Э. Мейо, А. Маслоу), школу науки управления (П. Друкер и др.).
Характерной особенностью развития теории и практики менеджмента является то, что она строится не на отрицании предыдущих исследований, а на основе ранее созданных подходов, развивая и дополняя их, открывая новые аспекты управленческой деятельности. Таким образом, формируется "Пирамида теории менеджмента" в основании, которой лежит Школа научного управления.
Фундамент современного менеджмента был заложен основателями Школы научного менеджмента Фредериком Тэйлором (1856—1915), супругами Фрэнком (1868–1924) и Лилиан (1878-1972) Гилбрет (Gilbreth), Гаррингтоном Эмерсоном (1853-1931); и Административно-функциональной школы управления: Анри Файолем (1841-1925), Максом Вебером (1864 - 1920) и другими. Ими были сформированы принципы рациональной организации производства, научного управления и функции управления.
Следующим важным этапом развития стала теория менеджмента «с человеческим лицом», представленная Школой человеческих отношений: Мэри Паркер Фоллет (1868-1933), Элтон Мейо (1880—1949), Дуглас Мак-Грегор (1906-1964) и школой поведенческих наук: Джэкоб Л. Морено, Курт Левин (1890—1947), Абрахам Маслоу (Маслов, 1908 – 1970).
Школа науки управления: Питер Друкер (1909-2005), Игорь Ансофф (1918), Рассел Акофф (1919), Д. Гвишиани, М. Мескон, С. Янг, характеризуется системным подходом, реинженеренгом бизнеса, развитием количественных методов в управлении, ситуационным подходом.
История менеджмента, как и любая другая наука, способна научить лишь тех, кто хочет чему-либо научиться. Начало XXI века - время стремительных идей, процесс освоения мирового управленческого опыта новыми поколениями менеджеров. Характерными чертами этого процесса являются: изучение приоритета национальных ценностей и культур, ориентация не на идеологическую борьбу, а на плодотворное сотрудничество. В этом просматривается поворот к человеку, его интеллекту, развитию профессионализма, компетентности, освоению лучшего опыта, накопленного человечеством.
Целью написания данной работы является изучение истории развития менеджмента.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
-Рассмотреть понятие менеджмента и условия его развития как науки;
-Провести анализ школ управления;
-Изучить основные подходы к управлению.
Предметом исследования является история развития менеджмента как науки. Объектом исследования выступают различные подходы и школы управления.
При написании работы применялись такие методы как сбор, анализ информации и ее систематизация. Основным информационным источником послужила книга Мескона М.Х., Альберта М., Хедоури Ф. «Основы менеджмента, которую можно отнести к классике менеджмента, а также работы других авторов в данном направлении.
ГЛАВА 1. Понятие менеджмента и условия его развития как науки
1.1. Понятие и сущность менеджмента
Менеджмент — сложное многомерное явление, имеющее множество составляющих, их свойств и сторон[1]. В первую очередь, это специфическая человеческая деятельность, высоко ответственная, требующая глубоких разнообразных специальных знаний, практики и жизненного опыта. Целенаправленность менеджмента определяется тем, что он ориентируется на получение прибыли как стержневой задачи.
Менеджмент выступает в качестве наиболее эффективного, рационального управления деловыми организациями, бизнесом, цель деятельности которого — производство прибыли. Однако не любыми способами, так как высочайшая нравственность и социальная ориентация менеджмента должны соблюдаться неукоснительно. Забота о персонале является важнейшей задачей менеджмента, успешная реализация которой в значительной мере определяет его эффективность.
Менеджмент представляет собой экономическую деятельность, так как ее цель - это прибыль или, вернее, обеспечение высокой прибыльности предприятий, фирм, акционерных обществ, компаний, банков и других форм совместной работы людей в условиях рыночной экономики. Однако, кроме экономической направленности, менеджмент имеет явно выраженный организационный аспект, заключающийся в осуществлении эффективной координации совместной работы, инициативной и творческой. Именно это является главной особенной чертой этой деятельности и ее предназначением.
Существует масса определений менеджмента, но наверное самое подходящее определение – это «искусство управления». Исходя из этого, в дальнейшем «управление» и «менеджмент» нами употребляются как равнозначные, идентичные понятия.
1.2. Условия и предпосылки возникновения менеджмента
Появление менеджмента можно соотнести с возникновением письменности, когда стали издаваться первые законы в Древних государствах, которые определяли порядок жизни древних людей, регулировали их общественную и экономическую деятельность.
Изучая историю можно встретить немало ярких примеров, демонстрирующих присутствие эффективного управления в древности.
Свершения крупных древних организаций говорят о том, что эти организации управлялись и имели некоторую формальную структуру управления. Ярким примером являются Висячие сады Вавилона, инкский город Мачу Пикчу и пирамиды Египта.[2] Эти грандиозные памятники культуры могли быть построены только путем организованных последовательных действий большого количества людей. И кто-то несомненно должен был их координировать и направлять.
Задолго до рождения Христа существовали и крупные политические организации. Македония при Александре Великом, Персия, а позднее Рим простирались от Азии до Европы.[3] Руководителями этих организаций были короли и генералы. Конечно, были и лейтенанты, были хранители житниц, были погонщики и надсмотрщики работ, губернаторы территорий и казначеи, которые помогали обеспечивать деятельность существовавших организаций.
Шли годы, управление некоторыми организациями становилось все более четким и все более сложным, а сами организации становились все более сильными и все более устойчивыми. Хорошим примером тому может служить Римская империя, просуществовавшая сотни лет. Римские легионы с четкой структурой управления, состоящей из генералов и офицеров, подразделением армий на дивизии, планированием и дисциплиной, шли победным маршем через плохо организованные европейские страны, через государства Среднего Востока. Завоеванные территории отдавались под управление губернаторов, подчинявшихся Риму, строились дороги, чтобы ускорить связь с Римом. Связь — это очень важная составляющая успеха организации. Знаменитые дороги, которые кое-где используются и сейчас, помогали собирать налоги и дань в пользу императора. И, что еще более важно, хорошие дороги позволяли легионам, размещенным внутри страны, быстро связываться с окраинными провинциями, если местные жители или местная администрация восставали против римского правления.
Современное управление имеет много общих черт с управлением в древности, но все же следует отметить, что современное управление значительно отличается от управления в древности. В частности руководителей в древней организации было гораздо меньше чем в современной, практически не было руководителей среднего звена. Зачастую руководство осуществлялось единолично лидером. Руководителем практически всегда был мужчина. Если лицо на верхнем уровне управления был хорошим лидером и правителем, как Юлий Цезарь, или Адриан, тогда все шло более или менее гладко. Когда к власти приходил такой неумелый руководитель, как Нерон, жизнь могла погрузиться во мрак.
Были в истории примеры организаций, которые управлялись так же, как организации управляются и в наше время. Ярким примером тому является римская католическая церковь. Простая структура: папа, кардинал, архиепископ, епископ и приходский священник, определенная еще основателями христианства, успешно функционирует и в настоящее время и является более «современной», чем структура многих организаций, появившихся только сегодня.[4]
1.3. Периoды развития основных подходов и школ менеджмента
Развитие управления как научной дисциплины не представляло собою серию последовательных шагов вперед.
В начале 20 века зародились четыре различных школы управления. Сначала возникла школа научного управления, затем административная школа, затем школа человеческих отношений и количественная школа.[5]
Развитие каждой школы было построено на убеждении, что был найден единственно правильный подход к построению эффективной системы управления. Но внедрение на практике методов той или ной школы показало их несовершенство. Подходы каждой из школ имели как свои неоспоримые достоинства так и недостатки которые выявлялись на практике. Но несомненно каждая школа внесла свой значительный вклад в развитие менеджмента.
Можно отметить, что основные школы управления зародились достаточно давно. Самыми «молодыми» подходами к управлению являются школа управления с точки зрения науки и количественного подхода, а также системный и ситуационный подходы. Далее рассмотрим более подробно основные школы управления.