Файл: Франчайзинг как особый вид вертикальных ограничений (Глава 1. Теоретические основы франчайзинга).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга
1.1.Сущность франчайзинга и его механизм
1.2. Достоинства и недостатки франчайзинга
1.3. Эволюция форм франчайзинга
Глава 2. Исследование развития франчайзинга в России
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России
2.2. Анализ франчайзинга на примере сетей «PizzaLand» и «Coffeedelia»
Таблица 1
Классификация видов франчайзинга
Классификационный признак |
Вид франчайзинга |
Способы и сфера применения |
Сбытовой Производственный Франчайзинг бизнес формата (комплексный франчайзинг) |
Количество франшиз |
франчайзинг отдельно взятого предприятия корпоративный франчайзинг |
Место франчайзи в структуре сбытового канала |
система «поставщик услуги - розничный торговец» система «оптовый торговец - розничный торговец» система «производитель - оптовый торговец» система «производитель - розничный торговец» |
Структура построения франчайзинговой сети |
индивидуальный франчайзинг районный франчайзинг |
Стратегия расширения франчайзингового бизнеса |
классический франчайзинг конверсионный франчайзинг дочерний франчайзинг франчайзинговый контракт на менеджмент |
В отечественном законодательстве понятие «франчайзинг» не используется, однако отношения, реализуемые в рамках соответствующих договоров, в значительной мере аналогичны договору коммерческой концессии, правоотношения по которому регулируются гражданским законодательством.
Специалисты указывают на сходство договора франчайзинга с договором коммерческой концессии, хотя в рамках договора франчайзинга передается значительно больше прав[21].
1.2. Достоинства и недостатки франчайзинга
Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж[22]. Кроме того, для известных компаний – франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз[23].
Использование франчайзингового способа организации бизнеса можно назвать способом «Оздоровления» конкуренции отечественных предприятий, теряющих свои рынки сбыта, поскольку, франчайзинг признан во всем мире эффективным экономическим инструментом, основное назначение которого – развитие малого бизнеса. Доказательством того, что франчайзинг является одним из эффективных инструментов ведения бизнеса, является то, что такой путь развития активно используют такие признанные «монстры» мирового товарного рынка, как CocaCola, McDonald's, IKEA[24].
Баланс преимуществ франчайзинга представлен в таблице 2.
Таблица 2
Баланс преимуществ франчайзинга[25]
Преимущества франчайзера |
Преимущества франчайзи |
1 |
2 |
Рыночные |
|
Расширение рынка сбыта от локального до регионального, национального и мирового масштаба |
Быстрая и активная адаптация товара под потребителя в связи с заранее выявленными индивидуальными потребностями рынка на той или иной планируемой для расширения сети территории |
Расширение производственной или сбытовой сети |
Дает возможность занять выгодную позицию на местном, локальном рынке |
Глобализация бренда |
Возможность ведения уже известного потребителям бизнеса |
Организационно-управленческие |
|
Объединяет малый и крупный бизнес (выгодно как для франчайзи так и для франчайзора) |
Повышает эффективность организации малого бизнеса |
Рационализация оптово-розничных логистических связей. Повышение эффективности распространения продукции и услуг |
Самостоятельность франчайзи в принятии тактических решений |
Повышение эффективности управления франчайзинговой сетью предприятий франчайзером за счет самостоятельности франчайзи в принятии тактических решений (и частично стратегических в рамках выделенной для франчайзи территории) |
Возможность минимизации затрат франчайзи за счет уже сформированной положительной репутации бренда в глазах потребителей |
Финансово-экономические |
|
Увеличение общего объема продаж |
Франчайзинг ориентирован на стабильный доход (объем продаж) |
Дополнительный источник финансирования рекламных затрат за счет франчайзи |
Сокращение организационных и технологических издержек |
Отсутствие необходимости в поиске финансовых средств при организации дополнительных франшизных предприятий |
Наличие опыта ведения деятельности на других территориях соответственно объективной картины планируемых финансово-экономических показателей при организации новых предприятий |
Отсутствие необходимости в поиске финансовых средств при организации дополнительных франшизных предприятий |
Финансовая независимость (регламентируется договором. Например, договором концессии) |
Снижение управленческих издержек франчайзора в связи с дроблением территориальных зон ответственности между совокупностью франчайзи |
Поддержка бизнеса: использование торгового знака, маркетинговые технологии, рекламные материалы, ноу-хау |
Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании – приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.
Можем отдельно выделить также социально-психологические проблемы развития франчайзинга в России, связанные с отсутствием опыта франчайзинговых отношений отечественных предпринимателей, предвзятым отношением к зарубежным подходам ведения бизнеса, это также страх потенциальных франчайзи перед вероятностью чрезмерного контроля со стороны франчайзера и, как следствие, потеря самостоятельности[26]. Франчайзеры очень осторожно передают свои ноу-хау, поскольку боятся, что франчайзи могут не выполнить стандарты бизнеса, и таким образом это может нанести чрезмерный ущерб торговой марке. Франчайзи со своей стороны не готовы платить за право пользования чужой интеллектуальной собственностью, поэтому часто российские франчайзеры не берут плату за «вхождение» в бизнес, и не взимают роялти. Количество франчайзинговых компаний, владеющих технологиями, которые можно было бы передавать, – совсем небольшая[27].
В целом франчайзинг позволяет бизнесу: повысить общую культуру предпринимательства; усилить юридическую обеспеченность и защиту малого бизенса; повысить трудовую занятость населения страны; усилить инновационную составляющую в сегменте малого и среднего бизнеса; повысить эффективность положительного государственного влияния на развитие тех или иных видов деятельности и на малое предпринимательство в целом; построить комплексную систему практического обучения для малого предпринимательства без создания каких-либо специальных учебных структур и программ; привлечь значительные иностранные инвестиции в отечественную экономику[28].
1.3. Эволюция форм франчайзинга
В процессе своей эволюции франчайзинг прошел через два основных этапа, которые представлены схематически на рисунке 2.
Рисунок 2 – Эволюция системы франчайзинга
I этап. Традиционный франчайзинг (1880е-1950е). Представлен в следующих отраслях:
Продажа автомобилей и бытовой техники. Немецкая фирма Singer использовала схему франчайзинга еще с 1860 года, а американская компания General Motors – с 1911 года. Последняя сегодня продает по франчайзингу 95% своей продукции.
Розлив и продажа прохладительных напитков. Первооткрывателем в данной области является компания Coca-Cola, которая практикует франчайзинг с 1886 года, за ней следуют Pepsico и другие аналогичные предприятия.
Реализация нефтепродуктов. Нефтяные компании предоставляли заправочным станциям свою продукцию на условиях франчайзинга (джоббинг), освобождаясь от функции розничной торговли. Стандартный товарный франчайзинг начал бурно развиваться в 1920х годах в США. По принципу франчайзинга начали строить свои взаимоотношения с владельцами розничных магазинов крупные оптовые поставщики. Оптовый продавец (или франчайзер) давал возможность небольшим розничным торгующим организациям получать дополнительно многочисленные скидки, использовать марку торговой фирмы и при этом сохранять свою независимость.
II этап. Франчайзинг бизнес формата (1950е-настоящее время). Начинался со сферы услуг, особенно таких, как рестораны быстрого обслуживания (фаст-фуд), услуги по поддержанию и ремонту домов, автомобилей, а в настоящее время получил широкое распространение практически во всех сферах экономики. В 1955 году Рэй Крок основал компанию McDonald’s System, Inc., которая является родоначальником франчайзинга бизнес формата, когда вместе с франшизой передается целая система ведения бизнеса.
Выводы.
Франчайзинг - способ организации коммерческой деятельности, при котором одно юридическое лицо (индивидуальный предприниматель или небольшое коммерческое предприятие) договаривается с другим юридическим лицом – компанией, торгующей франшизой, о том, что данный предприниматель (либо компания) будет вести свою коммерческую деятельность под именем такой фирмы или под ее брендом. Франчайзинг обеспечивает эффект взаимовыгодного сотрудничества франчазера и франчайзи в рамках купли-продажи франшизы. С одной стороны, предприниматель получает возможность для активного развития; с другой стороны – компания-франчайзер увеличивает продажи своих товаров и услуг, расширяет свое присутствие в различных регионах не только одной страны, но и всего мира.
Достоинствами франчайзинга можно считать, прежде всего, возможность достаточно быстрого роста для небольших компаний, не создавших собственных известных брендов, с ограниченной сетью продаж. Кроме того, для известных компаний – франчайзеров данная схема позволяет снижать объемы недобросовестного копирования своих брендов другими производителями, принося значительные доходы от реализации франшиз.
Недостатки франчайзинга состоят в том, что франчайзинговая компания вынуждена затрачивать значительные организационные и финансовые ресурсы на обеспечение качества продукции и услуг со стороны франчайзи. Для компании – приобретателя франшинзы такая схема вносит значительные ограничения и частично лишает ее самостоятельности в организации производства, в принципах маркетинговой политики, что, безусловно, скажется на стратегии развития компании.
Глава 2. Исследование развития франчайзинга в России
2.1. Тенденции развития франчайзинга в России
Если говорить о франчайзинге в России, то здесь сразу же возникает проблема со статистикой. Фактически такая статистика не проводится, поэтому цифры могут быть крайне приблизительными.
Неофициальная статистика гласит, что бизнес по франшизе пополняет российский ВВП на 1%, в 2014 году – 3,5%. К примеру, в США этот показатель достигает 10%. По данным специалистов Европейской ассоциации франчайзинга, за последние три года рынок франчайзинга в России увеличился на 98%. При этом высокие темпы его развития, по утверждению экспертов организации, продолжится и в ближайшие пять лет. Россия находится в числе лидеров по динамике роста старт-апов, открывшихся по франшизе. Несмотря на негативный прогноз экономического развития страны, 2015 год оказался успешным для франчайзинга в России. Число франчайзинговых предприятий возросло на 30% и достигло 1300, а число франчайзинговых точек (74,6 тыс.) превысило данный показатель в Германии (72,7 тыс.) на 1,9 тысяч.
Общий объем отечественного франчайзингового рынка (рынка франшиз) оценивается некоторыми аналитиками приблизительно в 5 млрд. долларов США. При этом в России франчайзинг активно развивался последние годы, опережая другие страны мира. Однако темпы роста, по мнению специалистов Российской ассоциации франчайзинга (РАФ), стали немного снижаться из-за некоторого насыщения рынка новыми предложениями.