Файл: Методика защиты информации в системах электронного документооборота (1. Построение защищенного электронного документооборота на предприятии).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 1233
Скачиваний: 50
СОДЕРЖАНИЕ
1. Построение защищенного электронного документооборота на предприятии
1.1 Построение модели угроз электронного документооборота предприятия
1.2 Классификация средств и методов защиты электронного документооборота предприятия на основе угроз
1.3 Постановка цели защиты электронного документооборота предприятия
2. Описание исследуемого объекта
2.1 Краткая характеристика ООО «Торговый дом «Демидовский»
2.2 Анализ документов, регулирующих защиту электронного документооборота
2.3 Анализ системы защиты конфиденциальной информации
3. Анализ документооборота организации
3.1 Структурирование защищаемой информации на объекте
3.2 Оценка рисков информационных угроз безопасности защищённого документооборота
3.3 Оценка общего информационного риска в организации
3.4 Организационно-правовые мероприятия
3.5 Инженерно-технические средства защиты
3.6 Программно-аппаратные средства защиты
3.7 Этапы обработки документов
Введение
Организации конфиденциального документооборота в системе информационной безопасности предприятия уделяется, как правило, наименьшее внимание, хотя получение конфиденциальной информации через пробелы в делопроизводстве является наиболее простым и малозатратным способом получения информации. В связи с вышесказанным актуальной на сегодняшний день является задача создания системы конфиденциального документооборота на предприятии составными частями которой являются: бумажный документооборот, электронный документооборот, системы взаимодействия и сопряжения бумажного и электронного документооборота.
Цель данной работы состоит в том, чтобы исследовать документооборот и ознакомиться с основными способами его защиты.
Объектом исследования является документооборот.
Предметом исследования является защита документооборота на предприятии.
Из сформулированной цели следуют задачи данной работы:
1. Рассмотреть основные этапы документооборота;
2. Сформулировать основы построения и организации защищенного документооборота, его принципы;
3. Показать основные способы совершенствования документооборота на предприятии.
В первой главе данной работы содержатся теоретические сведения, раскрывающие понятие документа и документооборота в организации. Во второй главе показаны основы построения и организации конфиденциального документооборота, формулируются его принципы;
В третьей главе отображены практические способы совершенствования защиты документооборота на примере малого предприятия.
Трудно представить нашу жизнь без документов: гражданина– без паспорта, водителя – без водительских прав, туриста – без туристической визы, студента – без студенческого билета и зачетной книжки и т.д. Особенно это затрагивает практически все сферы экономики: торговлю, управление, банковскую деятельность. Ни одна фирма, компания, корпорация не может обойтись без документа и, следовательно, без документооборота. Оборот документов является обязательной частью деятельности любой из выше перечисленных сфер экономики и организаций.
С развитием информационных технологий для документооборота открылись огромные возможности. С появлением и развитием глобальной сети Интернет и его важным атрибутом – электронной почтой, проблема расстояния перестала быть проблемой. По электронной почте электронный документ приходит к получателю в считанные минуты. Но, с устранением одной проблемы, появилась другая – защита информации, которую содержит электронный документ. Безопасность информации особенно важна в наше время, поэтому настоящая работа содержит некоторые возможности ее обеспечения.
Электронный документ, в отличие от обычного (бумажного), невозможно закрепить печатью или подписью. Поэтому в нем их функции выполняет электронная цифровая подпись (ЭЦП). ЭЦП также рассматривается в данной работе.
1. Построение защищенного электронного документооборота на предприятии
Документооборот – это непрерывный процесс движения документов, объективно отражающий деятельность предприятия и позволяющий оперативно управлять им, поэтому автоматизация документооборота становится одной из приоритетных задач любого предприятия [1].
Во многом от организации документооборота и работы с информационными ресурсами зависит эффективность работы предприятия. Горы макулатуры, длительный поиск нужного документа, потери, дублирующие документы, задержки с отправкой и получением, ошибки персонала составляют не полный перечень проблем, возникающих при плохой организации документооборота. Все это может сильно затормозить, а в исключительных случаях полностью парализовать работу предприятия.
Необходимость внедрения системы электронного документооборота (СЭД) предприятия возникает, когда становится очевидным, что движение документов объективно отражает деятельность предприятия и позволяет оперативно управлять им [9].
Внедрение Системы электронного документооборота призвано решить определенный ряд проблем, который в той или иной степени характерен для предприятий с технологией «бумажного документооборота». Автоматизация документооборота позволит осуществить:
- формализацию, оптимизацию, автоматизацию бизнес-процессов организации;
- повышение эффективности управления за счет увеличения прозрачности деятельности в организации, контроля исполнения документов;
- исключение отклонения от утвержденного бизнес-процесса по прохождению различных типов документов;
- структурированное хранение и быстрый удобный доступ к информации;
- автоматизированное получение отчетов, аналитической информации для принятия оперативных решений;
- сокращение непроизводительных затрат времени и материальных ресурсов;
- повышение исполнительской дисциплины;
- существенное сокращение доли бумажных документов (экономия материалов и ресурсов при хранении и\или утилизации).
Но эта технология имеет и недостатки, например, возможность влияния из вне на информацию, передаваемую по каналам связи. Этим активно пользуются конкуренты, пытаясь внедрится в процесс обработки информации для затруднения работы предприятия с ней.
1.1 Построение модели угроз электронного документооборота предприятия
Для нормальной работы электронного документооборота, необходим надежный процесс обработки информации, для этого необходимо четко определить актуальные риски и способы уменьшения их возникновения.
Основные угрозы электронному документообороту (ЭД) можно представить в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Основные угрозы ЭД
Угроза ЭД предприятия |
Способы реализации угроз |
I. Угроза целостности |
а) повреждение |
б) уничтожение информации |
|
II. Искажение информации |
а) сбои и ошибки |
б) повреждение |
|
в) подмена |
|
III. Угроза работоспособности системы |
а) ошибки пользователя |
б) компьютерные атаки |
|
в) вредоносное ПО |
|
IV. Угроза конфиденциальности |
а) кража информации |
б) подмена маршрутов следования |
|
в) НСД |
На основании угроз электронного документооборота можно схематично представить модель не защищенного ЭД предприятия (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 – Модель не защищенного документооборота предприятия
1.2 Классификация средств и методов защиты электронного документооборота предприятия на основе угроз
Средства и методы защиты электронного документооборота схожи со средствами защиты информации в целом, поэтому их можно рассматривать почти равнозначными с оговоркой, что конкретно к ЭД системе предприятия.
Система защиты информации в электронном документообороте – это рациональная совокупность направлений, методов, средств и мероприятий, снижающих уязвимость информации и препятствующих несанкционированному доступу к информации, ее разглашению или утечке [1,с.].
Собственники информационных ресурсов самостоятельно определяют (за исключением информации, отнесенной к государственной тайне) необходимую степень защищенности ресурсов и тип системы, способы и средства защиты, исходя из ценности информации. Ценность информации и требуемая надежность ее защиты находятся в прямой зависимости. Важно, что структура системы защиты должна охватывать не только электронные информационные системы, а весь управленческий комплекс объекта в единстве его реальных функциональных и производственных подразделений, традиционных документационных процессов.
Основной характеристикой системы является её комплексность, то есть наличие в ней обязательных элементов, охватывающих все направления защиты информации. Систему защиты можно разбить на пять элементов.
Правовая защита информации
Правовой элемент системы защиты информации основывается на нормах информационного права и предполагает юридическое закрепление взаимоотношений фирмы и государства по поводу правомерности использования системы защиты информации, фирмы и персонала по поводу обязанности персонала соблюдать установленные собственником информации ограничительные и технологические меры защитного характера, а также ответственности персонала за нарушение порядка защиты информации [4]. Этот элемент включает:
-
- наличие в организационных документах фирмы, правилах внутреннего трудового распорядка, контрактах, заключаемых с сотрудниками, в должностных и рабочих инструкциях положений и обязательств по защите конфиденциальной информации;
- формулирование и доведение до всех сотрудников фирмы (в том числе не связанных с конфиденциальной информацией) положения о правовой ответственности за разглашение конфиденциальной информации, несанкционированное уничтожение или фальсификацию документов;
- разъяснение лицам, принимаемым на работу, положения о добровольности принимаемых ими на себя ограничений, связанных с выполнением обязанностей по защите информации.
Инженерно-техническая защита информации
Технические (аппаратные) средства. Это различные по типу устройства (механические, электромеханические, электронные и другие), которые аппаратными средствами решают задачи защиты информации [1]. Они препятствуют доступу к информации, в том числе с помощью её маскировки. К аппаратным средствам относятся: генераторы шума, сетевые фильтры, сканирующие радиоприемники и множество других устройств, «перекрывающих» потенциальные каналы утечки информации или позволяющих их обнаружить. Преимущества технических средств связаны с их надежностью, независимостью от субъективных факторов, высокой устойчивостью к модификации. Слабые стороны – недостаточная гибкость, относительно большие объём и масса, высокая стоимость.
Инженерно-технический элемент системы защиты информации предназначен для пассивного и активного противодействия средствам технической разведки и формирования рубежей охраны территории, здания, помещений и оборудования с помощью комплексов технических средств. При защите информационных систем этот элемент имеет весьма важное значение, хотя стоимость средств технической защиты и охраны велика. Элемент включает в себя:
-
- сооружения физической (инженерной) защиты от проникновения посторонних лиц на территорию, в здание и помещения;
- средства защиты технических каналов утечки информации, возникающих при работе ЭВМ, средств связи, копировальных аппаратов, принтеров, факсов и других приборов офисного оборудования, при проведении совещаний, заседаний, беседах с посетителями и сотрудниками, диктовке документов;
- средств защиты помещений от визуальных способов технической разведки;
- средства обеспечения охраны территории, здания и помещений (средства наблюдения, оповещения, сигнализации, информирования и идентификации);
- средства против охраны;
- средства обнаружения приборов и устройств технической разведки (подслушивающих и передающих устройств, тайно установленной миниатюрной звукозаписывающей и телевизионной аппаратуры);
- технические средства контроля, предотвращающие вынос персоналом из помещений специально маркированных предметов, документов, дискет, книг.
Организационная защита информации
Организационные средства складываются из организационно-технических (подготовка помещений с компьютерами, прокладка кабельной системы с учетом требований ограничения доступа к ней) и организационно-правовых (национальные законодательства и правила работы, устанавливаемые руководством конкретного предприятия). Преимущества организационных средств состоят в том, что они позволяют решать множество разнородных проблем, просты в реализации, быстро реагируют на нежелательные действия в сети, имеют неограниченные возможности модификации и развития. Недостатки – высокая зависимость от субъективных факторов, в том числе от общей организации работы в конкретном подразделении.
Организационная защита – это регламентация производственной деятельности и взаимоотношений исполнителей на нормативно-правовой основе, исключающей или существенно затрудняющей неправомерное овладение конфиденциальной информацией и проявление внутренних и внешних угроз. Организационная защита обеспечивает: