Файл: Организация управленческого учета в компании (Глава 1. Теоретические аспекты управленческого учета).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого учета
1.1 Понятие управленческого учета
1.2 Организация управленческого учета в отечественной и зарубежной практики
Глава 2 Организация управленческого учета в ООО «СЕСТРОРЕЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
2.1 Краткая характеристика и анализ финансового состояния магазина ООО «Сестрорецкий хлебозавод»
2.2 Оценка системы управленческого учета магазина ООО «Сестрорецкий хлебозавод»
2.3 Управленческая отчетность в магазине ООО «Сестрорецкий хлебозавод»
2.4 Совершенствование управленческого учета в сети магазинов компании ООО «СЕСТРОРЕЦКИЙ ХЛЕБОЗАВОД»
Введение
В настоящие время управленческий учет выступает в качестве основного информационного фундамента управления внутренней деятельностью любого предприятия, его стратегией и тактикой. Главной целью управленческого учета является формирование информации для принятия оперативных управленческих решений. Основа управленческого учета включает в себя организацию, учет, контроль, мотивацию, анализ и регулирование ранее принятых решений, а также ответственность за исполнение. Как правильно хорошо спланированный учет помогает руководителю компании принять более эффективное решение в повышении эффективности поставленных задач. Данная тема на сегодняшний день является актуальной так как процесс управления и планирования играет не мало важную роль в процессе эффективной работы всего предприятия.
Управленческим учетом на сегодняшний день является комплекс экономических знаний и навыков. Все эти знания являются большим преимущесством, так как именно на стыках наук, при использовании разных научных методов происходят существенные прорывы к новым знаниям и технологиям. Оценить же по достоинству возможности управленческого учета могут производители, работающие в условиях реального рыночного хозяйства. При формировании системы управленческого учета, способной удовлетворять потребности менеджеров всех уровней управления предприятием, необходимо прежде всего классифицировать все основные затраты, производимые в процессе осуществления хозяйственной деятельности.
Актуальность темы исследования заключается в том, что на каждом предприятии организуется собственная система управленческого учета, что требует детального и всестороннего изучения действующих бизнес-процессов, целевых функций, стратегических задач, изменений внешней и внутренней среды.. Поэтому исследование системы управленческого учета на примере конкретного экономического субъекта является своевременным на все этапах его развития.
Цель курсовой работы. На основе изучения теоретических и методических основ управленческого учета разработать рекомендации и предложения по организации управленческого учета на предприятии торговли.
Для достижения поставленной цели в данной работе поставлены следующие задачи:
- определить сущности управленческого учета;
- рассмотреть классификации затрат;
- определить себестоимости и методов калькулирования, раскрыть методы учета затрат и калькулирования себестоимости;
- предложить рекомендации по усовершенствованию управленческого учета на исследуемом объекте.
Объектом курсовой работы является сеть хлебобулочных магазинов компании ООО «СестрорецкийХлебозавод».
Предметом работы выступают способы организации управленческого учета на предприятии.
В процессе выполнения работы использованы общенаучные методы, такие как анализ и синтез. Для анализа финансового состояния применялись методы сравнения, коэффициентный метод.
Глава 1. Теоретические аспекты управленческого учета
1.1 Понятие управленческого учета
На практике существует более шестидесяти трактовок понятия «управленческий учёт», в результате которого выявлено три принципиальных подхода в интерпретации данной дефиниции, различающихся широтой входящих в неё структурныхэлементов.
Сторонники первого подхода рассматривают управленческий учёт как целостную систему с присущими задачами, целями и функциями. Анализ их взглядов позволил прийти к следующим выводам.
Управленческий учёт позволяет формировать информационную базу, которая предназначена только для внутреннего использования, а также для принятия оптимальных управленческих решений. Некоторые специалисты в области управленческого и финансового учёта (в частности, О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова) полагают, что управленческий учёт является подсистемой бухгалтерского учёта, поэтому его информационная база связана с оперативным направлением деятельности. Ряд учёных (Т.П. Карпова, В.Э., Керимов, А.Д. Шеремет) управленческий учёт связывают с интегрированной системой учёта, в которую включены планирование, контроль и анализ, информационная база может при этом использоваться для принятия тактических, прогнозных и стратегических решений. С нашей точки зрения авторы данного подхода слишком широко подходят к понятию «управленческий учёт», не дают подробной детализации элементов по его функционалу, не конкретизирует возможности относительно его роли в максимизации прибыли.
Второй подход более сужен, поскольку рассматривает управленческий учёт как сферу деятельности, позволяющую обеспечить внутренние потребности организации как в ресурсном, так и в информационном плане [7, С. 45]. Проведя сравнительный анализ смысловых значений данной дефиниции считаем, что следует применить системный (третий) подход, позволяющий сосредоточить внимание как на внешней, так и внутренней среде изучаемого понятия, выделив в нем сильные стороны и уровни применения в практической деятельности.
Следует согласиться с точкой зрения, предполагающей, что управленческий учёт - это самостоятельная система, в которой происходят процессы постоянного развития, расширения функций, целей, задач, инструментов и методов их решения. Кроме того, согласно данному подходу, управленческий учёт по ряду областей находится в тесной взаимозависимости с финансовым учётом. Взаимосвязь между управленческим и финансовым учётом рассмотрена в табл. 1.
Таблица 1
Соотношение управленческого и финансового учёта
по ряду областей исследования
Применение |
Решения о возможности применения определяются руководством предприятия для того чтобы обеспечить информационную и аналитическую поддержку |
Необходимость применения закреплена в соответствии с законодательством для того, чтобы обеспечить информацией внешних пользователей относительно финансового состояния и финансового результата |
Цели |
Обеспечение информацией внутренних пользователей для принятия решений |
Предоставление отчётности внешним пользователям, для принятия решений в инвестиционной, кредитной сферах деятельности предприятия |
Состав |
Структура определяется целями в использовании информационной базы |
Активы, обязательства, собственный капитал |
Форма информационной базы |
Стоимостное и натуральное выражение |
Стоимостное выражение |
Объекты |
Определённая сфера деятельности, наличие центров ответственности, управленческих задач по различным направлениям |
Предприятие в целом |
На сегодняшний день в отечественной практике применения управленческого учёта используются вторичные источники информации, что определённым образом снижает его эффективность. К примеру, управленческий учёт практически не оказывает влияния на процесс организации рабочих мест и производственно-технологические процессы, хотя их планирование, согласно мнению экспертов, могло бы реально увеличить показатели эффективности как минимум на 15-30%, а управление инновационной деятельностью - на все 50-70% [28, С. 24]
Управленческий учёт базируется на использовании разнообразного набора инструментов. Вначале необходимо оптимизировать затраты, и это было одной из первых функцией инструментов оптимизации, однако с течением времени число подобных функций увеличивалось, они становились сложнее, все более тесно взаимодействовали с системой управления, что приводило к усложнению и расширению набора инструментов, которые позволили реализовать конкретные цели.
Инструменты управленческого учёта в соответствии с областью их применения представлены в табл. 2.
Таблица 2
Инструменты реализации управленческого учёта
Сфера применения |
Инструменты управленческого учёта |
Система учёта |
Управленческая отчётность, формы учёта, отчёты о финансово-хозяйственной деятельности, показатели и индикаторы управленческого учёта, методы, способы и приёмы анализа |
Информация |
Документооборот, карта бизнес-процессов |
Система планирования |
Направления оптимизации объёмов заказов, планирования загрузки мощностей, SWOT-анализа, анализа безубыточности, бюджетирования, расчёта сумм покрытия, ликвидности, финансовой устойчивости, маржинального анализа, финансового анализа, анализа и оценки инвестиционных проектов |
Блок мониторинга и контроля |
Модуль временных предупреждений, внутренний аудит, контрольная функция за плановыми и фактическими показателями, оценка затрат по статьям и элементам, источникам их возникновения, минимум приведённых затрат, сбалансированная система показателей, конечные показатели деятельности-прибыль и рентабельность |
В системе управленческого учёта важное место отводится и управленческому контролю, который имеет две основные отличительные особенности. Первая особенность заключается в формализованном процессе планирования, выступающем как форма составления бюджетов или долгосрочного планирования, которые дают возможность оценивать фактические показатели деятельности. Вторая особенность основана на учёте ответственности, которая достигается через создание соответствующих центров, где возможно использовать на практике целевые показатели функционирования, их измерение и сравнение, а также проводить аналитические процедуры и корректирующие меры. Поэтому управленческий контроль можно рассматривать как совокупность организационных и аналитических структур, методических правил и процедур, направленных руководством коммерческой организации на достижение эффективности финансовой и хозяйственной деятельности. Можно рассматривать управленческий контроль и как процесс, который организован посредством представителей собственников, руководства, или же другими сотрудниками лица, на которого направлен аудит, включающий такие составляющие, как контролируемые параметры и объекты контроля, устанавливающий предельные точки контроля по возникновению рискованных вероятностных ошибок и искажений. [20, С. 105]
В данных трактовках сделана попытка систематизации различных граней и форм управленческого учёта и контроля, исходя из методологических положений системного подхода, что позволяет достигнуть цели деятельности организации относительно эффективности экономических операций и достоверности финансовой отчётности.
Мониторинг уровней управленческого учёта и контроля по нормативно-правовому регулированию показал, что к настоящему времени отсутствуют единые подходы по данному вопросу. Общим же является мнение, как у учёных, так и у практиков, о необходимость использовать в качестве базы нормативные акты в области бухгалтерского учёта. Классификацию нормативно-правовых актов можно произвести, исходя из следующих иерархических уровней:
-Конституция (Основной закон) РФ; -федеральные законы и соответствующие
подзаконные акты; -указы Президента РФ; -постановления Правительства РФ; -нормативные акты министерств и ведомств;
-нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов федерации и муниципалитетов; -локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности.
Дальнейшее исследование управленческого учёта и контроля с позиций системного подхода позволило выявить современные тенденции, перспективные направления их развития в коммерческих организациях в России и за рубежом [6, С. 102]. Одной из тенденций является использование интеграционной учёт- но-аналитической системы и формирования на её основе соответствующей управленческой информации. Примечательной закономерностью в настоящее время является преобладание традиционных моделей и концептуальных систем управленческого учёта, ориентированных на информационные потребности внутренних пользователей. Приобретают отчётливые рамки и такие тенденции, как использование возможностей, направленных на сближение управленческого учёта с МСФО на базе имеющихся преимуществ; использование процессов бюджетирования и возможности автоматизации в концепции управленческого учёта; формирование системы внутреннего контроля и аудита на основе риск- ориентированного направления с использованием элементов бюджетирования; разработка методических рекомендаций, связанных с оценкой результативности и оптимальности системы внутреннего контроля по количественным и качественным показателям, поскольку управлять можно лишь только тем, что можно измерить. А для того, чтобы эффективно управлять, необходимо ещё и контролировать то, что измеряется [17, С. 108].