Файл: Система источников предпринимательского права (Глава 1. Общий анализ источников предпринимательского права).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Общий анализ источников предпринимательского права
1.1 Исторический аспект правового регулирования предпринимательства в России
1.2 Понятие источника предпринимательского права
Глава 2 Характеристика основных источников регулирования предпринимательского права
2.1 Конституция Российской Федерации как основной источник предпринимательского права
2.2 Источники гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
2.3 Обычай как особый источник предпринимательского права
2.4 Международное право как источник предпринимательского права
- Свобода конкуренции и ограничение монополий. Развитие экономических отношений возможно при обеспечении их правовыми средствами «здоровой» конкуренции, то есть состязательности хозяйствующих субъектов, при которой каждый пытается эффективно реализовывать свою продукцию посредством повышения качества товара, снижения цены, увеличения потребительских свойств товара, гарантийных сроков обслуживания и сроков службы товара, иными экономическими факторами.
Перед каждым государством в части внутренней экономической политики стоит задача обеспечения конкурентной среды на рынке. В зарубежной истории встречаются акты, закрепляющие жесткие последствия нарушения правил конкуренции. Так, антитрестовский закон Шермана — Закон США, направленный на защиту торговли и коммерции от незаконных ограничений и монополий (1890 г.), стал одним из первых исторических актов, позволивших запрещать монополии и снимать ограничения свободы конкуренции. Данным актом была закреплена уголовная ответственность за трестовый сговор на рынке.
Достижение данных целей обеспечивается ст. 8 и 34 Конституции РФ, которыми поддерживается конкуренция и не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию рынка. Видится, что не нужно толковать буквально данный принцип. Монополии существуют и всегда будут существовать в определенных сферах экономики, в частности естественные монополии (РЖД, транспортировка нефти по трубным магистралям и т.д.) и легальные государственные монополии (производство военного оружия, печать денежных банкнот и монет и др.). Однако государство создает правовые механизмы регулирования таких монополий и контролирует исполнение требований в целях недопущения нарушения законодательства и прав третьих лиц.
- Плюрализм и равная защита всех форм собственности. Распад Советского Союза у многих ассоциируется с изменением имущественной основы экономики, фундамент которой ранее составляла государственная собственность, а затем стало возможным использование частного капитала в экономической деятельности. В Конституции РФ много норм направлено на обеспечение частной собственности и множественности форм собственности в целом (ст. 8, 9, 34 и 35). Переход к развитию частного сектора экономики сопровождался принятием Законов РСФСР от 14.07.1990 «О собственности на территории РСФСР», от 24.12.1990 «О собственности в РСФСР» и Закона РФ от 03.07.1991 № 1531-1 «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации», которыми закреплялось: имущество может находиться в частной, государственной, муниципальной собственности; право собственности признается и охраняется законом; возможно приобретение у государства в частную собственность предприятий, оборудования, зданий, сооружений, лицензий, патентов и других материальных и нематериальных активов предприятий, долей (паев, акций) государства в капитале акционерных обществ (товариществ).
Исследуя существующий нормативный массив источников предпринимательского права, В.К. Андреев приходит к справедливому выводу об ошибочности признания ГК РФ экономической конституцией (наряду с другими кодексами и иными законами), поскольку в ряде существенных положений кодекс отходит от прямых «указаний» Конституции РФ и даже противоречит сути ряда ее положений. В частности, конституционная дефиниция «частная собственность» в кодексе изменяется на «собственность граждан и юридических лиц»[13].
Обеспечение многообразия форм собственности является основой капиталистической модели экономики, важную роль в которой «играют» частная собственность на средства производства и свобода конкуренции. Очевидно, что хозяйственную инициативу субъекта предпринимательства может обеспечить собственный капитал, необходимый для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности. Содержание ст. 2 ГК РФ продолжает идею заложенного в ст. 8, 9, 34 и 35 Конституции РФ признака имущественной основы предпринимательства, без которого невозможно осуществление экономической деятельности.
- Единое экономическое пространство.
Экономическое пространство страны определяется территориальными границами Российской Федерации. Согласно ст. 8 Конституции РФ в России гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории РФ (п. 5 ст. 1 ГК РФ). Отсутствие экономико-территориальных барьеров между субъектами РФ является фундаментом создания экономической целостности и суверенитета России и обязательным условием развития предпринимательства.
Не является нарушением принципа единого экономического пространства существование в России особых экономических зон[14] и зон территориального развития[15]. Данные территории РФ (территории субъектов федерации) создают дополнительные благоприятные условия для осуществления экономической деятельности, включая меры государственной поддержки и экономического стимулирования, в целях развития экономики региона. Скажем, это является балансированием инвестиционного климата в стране с учетом особенности экономической карты России.
- Сочетание частноправовых и публично-правовых начал предпринимательства. Данный принцип предпринимательского права является для отрасли уникальным и определяющим для отграничения от других отраслей российского права (гражданского, административного, трудового и т.д.).
Роль предпринимательского права в России заметно стала возрастать при выборе руководством страны курса на развитие экономики. Особенно в кризисных ситуациях стало заметно действие норм предпринимательского права (мировой финансово-экономический кризис 2008 г., лесные пожары в России 2005 г., экономический кризис в России 1998 г., авария на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 г., авария на шахте «Ульяновская» в Кемеровской области в 2007 г. и другие примеры).
Одному из ярких представителей «третьей» научной школы[16] хозяйственного (предпринимательского) права — академику В.В. Лаптеву — удалось наглядно подчеркнуть современное состояние реального сектора экономики с позиции роли предпринимательского права в управлении и регулировании экономических, в том числе предпринимательских, отношений. Стабильность развития экономических отношений, которые в условиях конституционной свободы осуществления предпринимательской деятельности нередко отождествляются исключительно с правом (а не обязанностью), возможна только посредством установления правовых «рамок» поведения участников рынка.
Сочетание диалектических подходов (частных и публичных) в экономических отношениях подчеркивается теорией конвергенции, предложенной Н.М. Коршуновым, содержание которой свидетельствует о смешении двух подходов в единую уникальную норму права, которую нельзя отнести исключительно к частной или публичной сферам.
Экономические отношения не основаны только на частном интересе (диспозитивном методе) и не выстраиваются по принципу власти — подчинения (императивного метода), а основаны на балансе и единстве сочетания частноправовых и публичноправовых начал регулирования предпринимательства. При этом одновременно учитываются интересы государства, общества в целом и самих предпринимателей. Например, по указанию руководства страны российский военно-промышленный комплекс по ряду направлений перепрофилируется и становится социально ориентированным.
- Государственное регулирование предпринимательства. В условиях смешанной экономики предпринимательские отношения приобретают качественно новый характер. Состязательность (конкуренция) хозяйствующих субъектов проявляется во всех направлениях экономической деятельности (в производстве, распределении и продаже продукции). Декларируется государственная поддержка малого и среднего бизнеса. При таких обстоятельствах очевидна необходимость регулирования эконо-
Библиография: мической деятельности для обеспечения и защиты интересов всех участников рынка.
Принцип саморегулирования рынка («шоковой терапии»), при которой рынок регулируется «невидимой рукой», и провозглашение тезиса: «все, что не запрещено законом, — разрешено», показал неминуемые катастрофические последствия и пороки отсутствия регуляторов рынка.
Объективным и справедливым регулятором становится государственное регулирование экономики. Это выражается во всех направлениях экономической деятельности, начиная с создания хозяйствующего субъекта (государственной регистрации), установления требований к предпринимательской деятельности, регулирования самой экономической деятельности, распределения ее финансово-хозяйственных результатов (выплата дивидендов, уплата налогов и сборов и т.д.) и заканчивая прекращением деятельности (ликвидацией либо банкротством).
В правовой доктрине в качестве принципов предпринимательского права дополнительно выделяют принципы свободы договора (В.С. Белых), защиты экономических интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании (В.С. Мартемьянов), ограничения вмешательства государственных органов в хозяйственные отношения (Г.Л. Знаменский) и др.
С учетом положений Конституции РФ, внешних и внутренних функций государства в части развития экономических отношений в России можно сформулировать следующие основные цели отрасли предпринимательского права: обеспечение развития экономики страны, стабилизация финансовой системы, регулирование экономики, защита прав участников рынка, защита потребителей и экологическая безопасность.
2.2 Источники гражданско-правового регулирования предпринимательской деятельности
Гражданское право опосредствует отношения рыночного, предпринимательского характера. Непосредственными участниками и сторонами в этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности.
Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения - это отношения, связанные с принадлежностью имущества конкретным лицам или с переходом имущества от одних лиц к другим. Личные неимущественные отношения - это отношения авторства на произведения и изобретения, присвоение фирменных наименований, защита чести, достоинства и деловой репутации.
Комплекс предпринимательских имущественных отношений служит важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования и их участия в обязательствах.
Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения различных договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами, которые вступают в отношения между собой по собственной воле. Гражданское право - это регулятор рыночных отношений.
Гражданское право вместе с другими сложившимися отраслями права способны в полной мере регулировать предпринимательский агропромышленный сектор. Нормы, регулирующие предпринимательство - деятельность по систематическому получению прибыли, - органично слиты с гражданским правом и неотделимы от него.
Гражданское право - не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые из этих отношений регулируются другими отраслями частного и публичного права.
Среди источников предпринимательского права особую значимость имеет Гражданский кодекс РФ, который регулирует имущественные отношения рынка, определяет основные права и обязанности предпринимателей и является основой для последующего формирования законодательства РФ в сфере предпринимательства в АПК и защиты имущественных прав граждан.
В условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг расширяется сфера предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг гражданами и юридическими лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном порядке.
Это определение, даваемое в п. 1 ст. 2 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК), отражает шесть признаков предпринимательской деятельности:
1) ее самостоятельный характер;
2) осуществление на свой риск, т. е. под собственную ответственность предпринимателей;
3) цель деятельности - получение прибыли;