Файл: Налоговая декларация в налоговом учете (1. Методика проведения камеральной проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к уплате).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 2
Введение
Налоговая система Российской Федерации является важнейшим элементом развития рыночной экономики. Именно налоги составляют доходную часть федерального, региональных и местных бюджетов страны, являясь, таким образом, основным источником доходов государства. Выполняя фискальную функцию, налоги, кроме того, представляют собой один из главных инструментов экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства и социально-экономические параметры страны.
Налоговая система должна быть гармоничной и соответствовать уровню экономического развития страны.
Эффективная экономика страны требует наличия развитой системы государственного налогового контроля, который является системой организационно-правовых форм и методов проверки законности, целесообразности и правильности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления.
Центральное место в системе налогообложения принадлежит налогу на добавленную стоимость. Значительную долю – 78,32% от общей суммы доходов федерального бюджета, составили поступления от уплаты налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации. Основную долю поступлений налогов на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, за 2015 год составили отчисления в федеральный бюджет по налогу на добавленную стоимость (83,83%). Таким образом, в структуре доходов федерального бюджета доля налога на добавленную стоимость составила за 2015 год 65,8 %.
Выбранная тема актуальна в связи с тем, что на данный момент перед налоговыми органами стоит серьезная проблема – контроль над полнотой, своевременностью и правильностью взимания налогов и его совершенствование. Особенности применения механизма налогового контроля, а также его роль в обеспечении формирования налоговой составляющей доходной части бюджета, делают рассмотрение механизма налогового контроля особенно актуальным в настоящее время.
Предмет курсовой работы – налоговая декларация в налоговом учете.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение значения налоговой декларации в налоговом учете (на примере НДС).
Для достижения поставленной цели необходимо постановить ряд задач:
– проанализировать понятие налоговой декларации;
– разобрать методику проведения камеральной проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к уплате;
– проанализировать методику проведения камеральной проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к возмещению;
Данная курсовая работа написана на основе кодифицированных нормативно-правовых актов, наиболее важным из которых является Налоговый кодекс РФ. Также в работе использовались Федеральные законы РФ, Постановления Правительства РФ, Приказы ФНС РФ.
1. Методика проведения камеральной проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к уплате
Налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины).[1]
Налоговая декларация — документ, который подается налогоплательщиком контролирующему органу в сроки, установленные законом, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налогового обязательства, или документ, свидетельствующий о суммах дохода, начисленного (выплаченного) в пользу налогоплательщиков — физических лиц, суммах удержанного и/или уплаченного налога.[2]
Таможенные декларации приравниваются к налоговым декларациям для целей начисления и/или уплаты налоговых обязательств.
Приложения к налоговой декларации являются ее неотъемлемой частью.
Плательщик налога на прибыль подает вместе с соответствующей налоговой декларацией квартальную или годовую финансовую отчетность (кроме малых предприятий) в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.
Плательщики налога на прибыль, малые предприятия подают вместе с годовой налоговой декларацией годовую финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для представления налоговой декларации.
При реорганизации организации, за исключением реорганизации в форме преобразования, выделения, налоговая декларация (расчет) представляется правопреемником (правопреемниками) реорганизованной организации отдельно по деятельности такой организации с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В случае ликвидации организации (прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) налоговая декларация (расчет) представляется в течение пяти рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган заявления о ликвидации (прекращении деятельности) за истекший налоговый период и (или) за период с начала текущего налогового периода по день подачи заявления о ликвидации (прекращении деятельности) включительно, если иное не установлено настоящим Кодексом. При этом по налогу на прибыль налоговая декларация (расчет) представляется независимо от наличия либо отсутствия объектов налогообложения в указанный период.[3]
В ст. 82 НК РФ дано понятие налогового контроля. Под налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах. Субъектами налогового контроля являются федеральная налоговая служба и ее территориальные органы, таможенные органы и органы внебюджетных фондов. Объектом налогового контроля выступают налоговые отношения между плательщиками (юридическими и физическими лицами) и налоговыми органами по поводу законности, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов в бюджеты разных уровней. Основной формой проведения налогового контроля являются налоговые проверки. Налоговые проверки осуществляются по месту нахождения налогового органа (камеральные налоговые проверки) и по месту нахождения налогоплательщика (выездные налоговые проверки).
По закону, Декларация по НДС предоставляется в ИФНС по месту учета в качестве налогоплательщика (налогового агента), организациями и ИП, на которых возложены обязанности: налогоплательщиков, и/или налоговых агентов. В соответствии со ст.80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой заявление налогоплательщика:
- об объектах налогообложения,
- о полученных доходах и произведенных расходах,
- об источниках доходов,
- о налоговой базе, налоговых льготах,
- об исчисленной сумме налога, и/или
- о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Декларация НДС сдается по месту учета налогоплательщика в ФНС по установленным форматам в электронном виде. К декларации должны быть приложены документами, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации НДС.
С 01.01.2014 года вступила в действие новая редакция п.5 ст.174 НК РФ, согласно которой налогоплательщики/налоговые агенты обязаны представить в ФНС по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (вне зависимости от численности сотрудников).
До 31.12.2013 при предоставлении деклараций компании руководствовались п.3 ст.80 Налогового кодекса, в соответствии с которым, если среднесписочная численность сотрудников не превышала 100 человек, отчетность можно было представлять на бумажных носителях. В электронном виде налогоплательщики вправе представлять документы, которые в соответствии с НК должны прилагаться к налоговой декларации.
Изменения в налоговую декларацию вносятся с помощью подачи уточненной налоговой декларации в случаях:
- неотражения сведений;
- неполноты отражения сведений;
- ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.
За непредставление налоговой декларации в налоговый орган НК РФ устанавливает ответственность в виде штрафа. Кроме ответственности за непредставление налоговой декларации НК РФ предусматривает штраф за неуплату или неполную уплату сумм налога. Неуплата или неполная уплата сумм налога в крупном и особо крупном размерах путем непредставления налоговой декларации образует состав преступления, предусмотренного УК РФ. За данное преступление предусматривается ответственность в виде штрафа, ареста и лишения свободы.
В целях обеспечения соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, налоговые органы осуществляют мероприятия налогового контроля. В связи с тем, что одним из наиболее сложных налогов является налог на добавленную стоимость, он вызывает большое количество проблем и вопросов как при исчислении, так и при проведении налоговой проверки.
Рассмотрим на конкретном примере методику проведения камеральной проверки декларации по НДС, в которой сумма налога заявлена к уплате в бюджет при применении налоговой ставки 0 % и использования налоговых льгот.[4]
Организация «А» поставлена на налоговый учет в ИФНС России по г. «Е» 13.09.2012 г. и занимается производством оборудования специального назначения. Согласно статье 143 НК РФ организация «А» является плательщиком НДС. При этом на нее возлагается обязанность представлять в налоговый орган декларацию по НДС, а также уплатить сумму НДС в бюджет.
Первичная декларация по НДС организацией «А» представлена 20.04.2015 в ИФНС России по г. «Е». В соответствии со статьей 174 НК РФ с 1 января 2015 г. декларация должна быть представлена в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. К налоговой ответственности «А» за несвоевременное представление декларации привлекаться не будет, так как срок представления декларации не нарушен.
Вместе с налоговой декларацией по НДС налогоплательщиком были представлены документы в соответствии со ст. 165 НК РФ в подтверждение обоснованности применения налоговой ставки «0» процентов:
1. Контракт купли-продажи № 190 от 03.01.2015 г., заключенный с организацией «Б», Узбекистан. Общая сумма контракта 21551 долларов США.[5]
- Спецификация №1 к контракту № 190 от 16.01.2015 г.
- Международная товарно-транспортная накладная (далее CMR) №566 от 28.12.2014 г. ДТ (декларация на товары) № 10786745/ 045676/0000543.
- Счет-фактура № 1543 от 04.01.2014 г. на сумму 21551 долларов США.
Итого по контракту: 1185327 руб.
2. Договор купли-продажи №10 от 20.01.2015 г., заключенный с организацией «В», Казахстан. Общая сумма договора 57705 руб. Условия оплаты: 100%-предоплата.
- Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов № 4567784 от 18.03.2015 г.;
- CMR № 876 от 13.02.2015 г.
- Счет-фактура № 81 от 14.02.2015 г. на сумму 57705 руб.
- Товарная накладная №78 от 14.02.2015 г.
- Выписка из лицевого счета, подтверждающая получение экспортной выручки за 14.02.2015 г. на сумму 57705 руб.
- Платежное поручение № 8 от 13.02.2015 г. Итого по контракту: 57705 руб.
3. Контракт № 195 от 18.12.2014 г., заключенный с организацией «Г», Украина. Общая сумма контракта 4770060 руб.[6]
- Спецификация №1 к контракту № 195 от 18.12.2014 г. ДТ (декларация на товары) № 10476543/005676/0000786 от 04.03.2015г.;
- CMR №570 от 04.02.2015 г.
- Паспорт сделки №12547689.
- Счет-фактура № 1678 от 03.03.2015 г. на сумму 4770060 руб.
- Товарная накладная №102 от 03.03.2015.
- Доверенности.
- Выписка из лицевого счета, подтверждающая получение экспортной выручки на сумму 4770060 руб.
- Платежные поручения. Справки о валютных операциях.
Итого по контракту: 4770060 руб.
- Сертификаты о происхождении товара, а также иные документы, подтверждающие обоснованность заявленной налоговой льготы:[7]
- карточки счета 10.6 «Материалы: Стружка» за 1 квартал 2015 г.;
- приемо-сдаточные акты для приемки лома и отходов черных металлов за 1 квартал 2015 г.;
- накладные на отпуск материалов на сторону, накладные на передачу готовой продукции в места хранения;
- акт о фактическом образовании лома и отходов черных металлов за 1 квартал 2015 г.;
- счета-фактуры на реализацию стружки, металлолома за 1 квартал 2015 г.;
- книга продаж за 1 квартал 2015 г.;
- карточки счета 43.
Проверка было проведена в соответствии с НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах. Камеральная налоговая проверка начата 20.04.2015 г., окончена 01.06.2015 г.[8]