Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 139
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Внутренняя среда организации
1.2. Внешняя среда организации
1.2.1. Внешняя среда прямого воздействия
1.2.2. Внешняя среда косвенного воздействия
2. Анализ внешней и внутренней среды организации как этап выбора стратегии ее развития
2.1. Методы оценки внутренней среды организации
2.1.1. SWOT-анализ внутренней среды организации
2.1.2. SNW-анализ внутренней среды организации
2.2. Методы оценки внешней среды организации
2.2.1. SWOT-анализ внешней среды (окружения) организации
2.2.2. PEST-анализ внешних факторов
2.2.3. БГК-модель (БКГ-матрица) анализа среды организации
2.2.4. Модель МакКинзи (матрица МакКинзи) анализа внешней среды
3. Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия ООО «Экспресс»
3.1 Характеристика предприятия ООО «Экспресс»
3.2 Анализ факторов внутренней среды
3.3 Анализ факторов внешней среды
2.1. Методы оценки внутренней среды организации
Самыми распространенными и, пожалуй, самыми мощными методами анализа внутренней и внешней сред организации являются методы SWOT– и PEST–анализов. Также применяются матрицы БГК и МакКинзи. Рассмотрим сначала методы анализа внутренней среды организации.
2.1.1. SWOT-анализ внутренней среды организации
Внутренняя среда организации – это та часть общей среды, которая находится в рамках организации. Она оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование организации. Внутренняя среда имеет несколько срезов, каждый из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации, состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация.
– Кадровый срез внутренней среды охватывает такие процессы, как взаимодействие менеджеров и рабочих; найм, обучение и продвижение кадров; оценка результатов труда и стимулирование; создание и поддержание отношений между работниками и т.п.
– Организационный срез включает в себя: коммуникационные процессы; организационные структуры; нормы, правила, процедуры; распределение прав и ответственности; иерархию подчинения.
– В производственный срез входят изготовление продукта, снабжение и ведение складского хозяйства; обслуживание технологического парка; осуществление исследований и разработок.
– Маркетинговый срез внутренней среды организации охватывает все те процессы, которые связаны с реализацией продукции. Это стратегия продукта, стратегия ценообразования; стратегия продвижения продукта на рынке; выбор рынков сбыта и систем распределения.
– Финансовый срез включает в себя процессы, связанные с обеспечением эффективного использования и движения денежных средств в организации.
В частности, это поддержание ликвидности и обеспечение прибыльности, создание инвестиционных возможностей и т.п.
– Внутренняя среда как бы полностью пронизывается организационной культурой, которая так же, как вышеперечисленные срезы, должна подвергаться самому серьезному изучению в процессе анализа внутренней среды организации. Представление об организационной культуре можно получить из различных публикаций, в которых организация представляет себя. Для организации с сильной организационной культурой характерно подчеркивание важности людей, работающих в ней. Такие организации в публикациях о себе уделяют большое внимание разъяснению своей фирменной философии, пропаганде своих ценностей. В то же время для организаций со слабой организационной культурой характерно стремление в публикациях говорить о формальных организационных и количественных аспектах своей деятельности.
Для того, чтобы выживать в долгосрочной перспективе, организация должна уметь прогнозировать то, какие трудности могут возникнуть на ее пути в будущем, и то, какие новые возможности могут открыться для нее. Сильные и слабые стороны внутренней среды организации в такой же мере, как и угрозы и возможности, определяют условия успешного существования организации. Поэтому стратегическое управление при анализе внутренней среды интересует выявление именно того, какие сильные и слабые стороны имеют отдельные составляющие организации и организация в целом.
Применяемый для анализа среды (как внешней, так и внутренней) организации метод SWOT (аббревиатура составлена из первых букв английский слов сила, слабость, возможности и угрозы) является довольно широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Применяя метод SWOT, удается установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи организации, и внешними угрозами и возможностями. Методология SWOT предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее – установление цепочек связи между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.[9]
Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз и возможностей.
После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица SWOT, которая имеет следующий вид. (Приложение 2, рис.1)
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
2.1.2. SNW-анализ внутренней среды организации
SNW-анализ – это усовершенствованный анализ слабых и сильных сторон. SNW – Strength (сильная сторона), Neutral (нейтральноя сторона), и Weakness (слабая сторона). В отличие от анализа слабых и сильных сторон SNW-анализ так же предлагает среднерыночное состояние (N). Основная причина добавления нейтральной стороны является, то что «зачастую для победы в конкурентной борьбе может оказаться достаточным состояние, когда данная конкретная организация относительно всех своих конкурентов по всем кроме одной ключевым позициям находится в состоянии N, и только по одному в состоянии S.[10]
2.2. Методы оценки внешней среды организации
SWOT-анализ внешней среды организации направлен на выявление угроз и возможностей, которые могут возникнуть во внешней или внутренней среде организации, и сильных и слабых сторон, которыми обладает организация. Именно для решения этой задачи и разработаны определенные приемы анализа среды, которые применяются в стратегическом управлении. [11]
2.2.1. SWOT-анализ внешней среды (окружения) организации
Для успешного применения методологии SWOT-анализа окружения организации важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оценки возможностей применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (Приложение 2, рис.2). Данная матрица строится следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на деятельность организации (сильное влияние, умеренное влияние, малое влияние); сбоку откладывается вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность). Полученные внутри матрицы девять полей возможностей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля “ВС”, “ВУ” и “СС”, имеют большое значение для организации, и их надо обязательно использовать. Возможности же, попадающие на поля “СМ”, “НУ” и “НМ”, практически не заслуживают внимания организации. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля, руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у организации имеется достаточное количество ресурсов.
Похожая матрица составляется для оценки угроз (Приложение 2, рис.3). Сверху откладываются возможные последствия для организации, к которым может привести реализация угрозы (разрушение, критическое состояние, тяжелое состояние, “легкие” ушибы). Сбоку откладывается вероятность того, что угроза будет реализована (высокая вероятность, средняя вероятность, низкая вероятность).
Те угрозы, которые попадают на поля “ВР”, “ВК”, “СР” представляют очень большую угрозу для организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие на поля “ВТ”, “СК” и “НР”, также должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз, находящихся на полях “НК”, “СТ” и “ВЛ”, то здесь требуется внимательный и ответственный подход к их устранению.
Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не должны выпадать из поля зрения руководства организации, и должно осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не ставится задача их первостепенного устранения.
2.2.2. PEST-анализ внешних факторов
PEST-анализ (ПЭСТ-анализ) заключается в анализе таких факторов внешней среды, как социальные факторы и социальные тенденции, технологические, экономические, политические факторы.[12]
Социальные факторы
Правительства многих стран с помощью своих статистических служб публикуют сведения, отражающие динамику социальных показателей. Часть этих изменений может происходить довольно быстро, другие – требуют большего времени. За последние 20 лет произошли значительные социальные изменения, которые оказывают существенное влияние на организации. К этим социальным изменениям относятся:
- увеличение объема работ, выполняемых людьми, занятыми неполный рабочий день
- увеличение числа рабочих мест, занимаемых по совместительству
- увеличение количества частных предпринимателей
- увеличение численности работающих, имеющих высшее образование или повышающих свою квалификацию.
Общие социальные тенденции
Тенденции, сформировавшиеся в конце 1980-х и в начале 1990-х годов, относятся главным образом к образу жизни и структуре семьи. Влияние снижения рождаемости в более ранний период также ощущалось в форме сокращения числа браков между молодыми людьми вместе с увеличением числа работников, рано уходящих на пенсию, и ростом доли пожилого населения. Падение рождаемости и увеличение числа пожилых людей оказало значительное влияние на рынки многих товаров и услуг и очень сильно повлияло на работу местных и центральных управлений здравоохранения. Отмечаются значительные изменения в характере семейной жизни. "Традиционная" семья с двумя родителями и зависимыми от них детьми стала наименее распространенным типом семьи по сравнению с зарегистрированными и незарегистрированными в браке бездетными парами (наиболее многочисленная группа) и одинокими людьми. Растет число молодых людей, располагающих значительным доходом, которые имеют склонность к активному отдыху. Поэтому мы можем ожидать повышения спроса на спортивные товары и одежду, а также другие изделия текстильной промышленности, роста посещаемости стадионов, кортов и т. д. Во всей Европе уменьшение рождаемости и увеличение продолжительности жизни означает, что отношение числа людей от 65 лет и старше к числу людей в возрасте от 15 до 64 лет будет расти. От этих изменений выигрывают отрасли промышленности, связанные со службами здоровья и социального обеспечения, но другие организации из-за этого будут вынуждены менять состав своих служащих и принимать на работу пожилых людей.
Технология также оказывает значительное влияние на многие организации, которое выражается как в форме угроз, так и в виде новых возможностей. Практически нет ни одной стороны коммерческой деятельности, которую бы не затронули перемены, взять хотя бы внутреннюю обстановку и оборудование любого офиса. Некоторые из технических новинок стали обычными атрибутами нашей повседневной жизни и, возможно, изменили условия нашей работы и характер досуга. Можно привести множество примеров, подтверждающих это: аппаратура электронной почты в офисе и дома; использование модемов и усовершенствованных линий телефонной связи; плееры для компакт-дисков; дистанционное управление видеоаппаратурой и телевизором, также обладающими расширенными техническими возможностями. Как и в случае социальных факторов, этот список может быть неограниченно продолжен.
Из числа наиболее важных экономических ПЭСТ-факторов можно отметить следующие: цены на энергию, процентные ставки, обменный курс валюты, налогообложение, уровень инфляции, экономический рост или спад.
Современные технологические разработки и производственные процессы требуют больших расходов энергии, поэтому тарифы на различные виды энергии становятся важной информацией, когда менеджер решает вопрос о выборе энергоносителя. Сделав выбор источника энергии, организация может оказаться "замкнутой" на него, поскольку переход на другой вид может стоить очень дорого.
Даже энергопроизводители должны рассматривать, во что обходится производство электроэнергии. Ее можно производить, используя нефть, атомную энергию, газ, уголь и энергию воды, и эти методы конкурируют между собой. Поставщики электроэнергии вынуждены искать самый экономичный метод производства, для того чтобы уменьшать цены на свой "продукт".
Одним из наиболее важных факторов для бизнесменов являются процентные ставки. В конце 1980-х и в начале 1990-х годов существовали высокие процентные ставки во многих индустриально развитых странах, и особенно в странах Западной Европы, где эти уровни поддерживались в течение достаточно продолжительных периодов и повлияли впоследствии на конкурентное окружение.[13]