Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 150
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Внутренняя среда организации
1.2. Внешняя среда организации
1.2.1. Внешняя среда прямого воздействия
1.2.2. Внешняя среда косвенного воздействия
2. Анализ внешней и внутренней среды организации как этап выбора стратегии ее развития
2.1. Методы оценки внутренней среды организации
2.1.1. SWOT-анализ внутренней среды организации
2.1.2. SNW-анализ внутренней среды организации
2.2. Методы оценки внешней среды организации
2.2.1. SWOT-анализ внешней среды (окружения) организации
2.2.2. PEST-анализ внешних факторов
2.2.3. БГК-модель (БКГ-матрица) анализа среды организации
2.2.4. Модель МакКинзи (матрица МакКинзи) анализа внешней среды
3. Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия ООО «Экспресс»
3.1 Характеристика предприятия ООО «Экспресс»
3.2 Анализ факторов внутренней среды
3.3 Анализ факторов внешней среды
Графически позицию предприятия ООО «Экспресс» на своем конкурентном рынке можно изобразить так, как показано на следующем рисунке 2.
Положение ООО «Экспресс»
Рис. 2. Характеристика ООО «Экспресс» по БКГ-модели
Основная аналитическая ценность модели BCG состоит в том, что с ее помощью можно определить не только стратегические позиции каждого вида бизнеса организации, но и дать рекомендации по стратегическому балансу потока денежной наличности.
Основной задачей третьей главы являлся анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Экспресс». Этот анализ проводился с применением нескольких моделей; результаты анализа могут быть использованы для выработки стратегии развития предприятия, если их дополнить некоторыми основными числовыми характеристиками реализуемых на предприятии проектов, таких как стоимость проекта, сроки погашения, выручка от реализации услуг, прибыль, рентабельность.
Результаты анализа следующие:
1) Оргструктура предприятия построена по линейно-функциональному принципу. Эта структура в современном менеджменте признается как одна из наименее эффективных. Так, например, адаптационные оргструктуры могли бы приводить к лучшим финансовым результатам организации; однако, при современном достаточно слабом маркетинге в ООО «Экспресс» линейно-функциональная структура является оптимальной и будет оставаться таковой до конца периода окупаемости инвестиционного проекта, реализуемого на предприятии.
2) Касательно кадровой политики – продвижение персонала идет в соответствии с умением работать в коллективе; философия предприятия сводится к здоровой конкуренции среди работников, которая позволяет им делать работу предприятия более эффективной.
3) Сильные стороны (конкурентные преимущества) положения предприятия на рынке следующие: оргструктура предприятия, отвечающая целям деятельности; сильные менеджеры у руководства; налаженные каналы сбыта; квалифицированный персонал.
4) Слабые стороны положения предприятия на рынке транспортных услуг: недостаток собственных средств для расширения деятельности; недостаточно сильная мотивация персонала; сверхнормативная загруженность некоторых служб предприятия.
Заключение
Как с точки зрения внутренних и внешних аспектов можно оценить среду российской экономической организации?
С одной стороны, чем меньше развит рынок, чем менее он насыщен товарами, тем больше степень его монополизации, тем слабее учет действующими на этом рынке фирмами факторов внешней среды. Для огромного числа небольших, преимущественно коммерческих, российских фирм проблема насыщенного, остро конкурентного рынка уже сегодня является актуальной, и эти организации должны весьма внимательно учитывать факторы внешней среды.
С другой стороны, для любой российской фирмы, как крупного монополиста, так и мелкого коммерческого предприятия, проблема внешней среды очень актуальна из-за воздействия трех глобальных факторов: политического, социального и экономического.
Итак, в ходе выполнения курсовой работы были изучены внутренняя и внешняя среда организации как определяющие стратегию развития любого современного предприятия, желающего оставаться конкурентоспособным на рынке.
В начале работы были поставлены и решены следующие задачи:
1. Описание элементов внешней и внутренней среды организации.
2. Описание методологии оценки внешней и внутренней среды.
3. Описание теоретических основы анализа внешней и внутренней сред организации как этапа выбора стратегии развития фирмы.
4. На примере конкретной транспортной фирмы – ООО «Экспресс» – проведение анализа внешней и внутренней среды организации.
По итогам третьей практической главы курсовой работы, основной задачей которой являлся анализ внешней и внутренней среды организации ООО «Экспресс», были выявлены сильные и слабые стороны рассматриваемого предприятия и даны некоторые рекомендации к стратегиям с учетом сильных и слабых сторон положения фирмы, а также возможностей и угроз ее позиций на рынке.
Список использованной литературы
- Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2006. – 208 с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. – М.: Экономика, 2003. – 519 с.
- Артамонов Б.В. Стратегический менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 2006. – 213. с.
- Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 486 c.
- Вайсман А. Стратегия менеджмента: 5 шагов к успеху. Пер. с нем. – М.: АО Интерэксперт, 2004. – 344 с.
- Веснин В.Р. Основы стратегического менеджмента: Учебник. – М.: Триада ЛТД, 2006. – 384 с.
- Виханский О.С. Стратегический менеджмент. – М.: Издательство МГУ, 2003. – 159 с.
- Гиляровская Л.Т., Ендовицкий Моделирование в стратегическом планировании долгосрочных инвестиций // Финансы. – 2002. – №8. – с. 53–57.
- Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб: Издательство «Питер», 2001. – 570 с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.:ИНФРА-М, 2006. – 288 с.
- Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. – М.: Изд-во «Финпресс», 2002. – 413с.
- Мильнер Б.З. Теория организаций. Курс лекций - М.: ИНФРА-М, 2002 – 336 с.
- Стратегический менеджмент /Пер. с англ. — М.: Олимп-Бизнес, 2006. – 199 с.
- Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие / Под ред. Иванова П.Д. – СПб.: Питер Ком, 2004. – 348 с.
- Панов А.И., Корабейников И.О. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2004. – 285 с.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов / Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – 576 с.
- Управление организацией /Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. — М.: ИФРА-М, 2001. – 276 с.
- Уткин Э.А. Стратегическое планирование: Учебник. – М.: Изд-во «Тандем», 2006. – 438с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – 640с.
- Шеин В.Н и др. Корпоративный менеджмент. Опыт России и США. – М.: Новости, 2003. – 208 с.
- Чандлер А. Стратегия фирмы. – М.: Дело, 1999. – 318 с.
Приложения
Приложение 1
Рис.1. Воздействие внешней среды
Рис. 2. Факторы внешней для организации среды
Приложение 2
Возможные результаты SWOT-анализа среды организации
Возможности 1. 2. 3. … |
Угрозы 1. 2. 3. … |
|
Сильные стороны 1. 2. … |
ПОЛЕ “СИВ” |
ПОЛЕ “СИУ” |
Слабые стороны 1. 2. … |
ПОЛЕ “СЛВ” |
ПОЛЕ “СЛУ” |
Рис. 3. Матрица SWOT
Влияние возможностей на организацию
Высокая вероятность использования возможностей |
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
Высокая вероятность |
ПОЛЕ “ВС” |
ПОЛЕ “ВУ” |
ПОЛЕ “ВМ” |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ “СС” |
ПОЛЕ “СУ” |
ПОЛЕ “СМ” |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ “НС” |
ПОЛЕ “НУ” |
ПОЛЕ “НМ” |
Рис. 4. Матрица возможностей
Влияние угроз на организацию
Вероятность реализации угроз |
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
Высокая вероятность |
ПОЛЕ “ВР” |
ПОЛЕ “ВК” |
ПОЛЕ “ВТ” |
ПОЛЕ “ВЛ” |
Средняя вероятность |
ПОЛЕ “СР” |
ПОЛЕ “СК” |
ПОЛЕ “СТ” |
ПОЛЕ “СЛ” |
Низкая вероятность |
ПОЛЕ “НР” |
ПОЛЕ “НК” |
ПОЛЕ “НТ” |
ПОЛЕ “НЛ” |
Рис. 5. Матрица угроз
-
Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИФРА-М, 2001. – с. 19. ↑
-
Панов А.И., Корабейников И.О. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2004. – с.98. ↑
-
Матанцев А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. – М.: Изд-во «Финпресс», 2002. – с. 116. ↑
-
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.:ИНФРА-М, 2006. – с. 159. ↑
-
Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: курс лекций. – М.:ИНФРА-М, 2006. – с. 165. ↑
-
Чандлер А. Стратегия фирмы. – М.: Дело, 1999. – с. 29. ↑
-
Панов А.И., Корабейников И.О. Стратегический менеджмент. – М.: Юнити, 2004. – с. 187–188. ↑
-
Томпсон А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент: Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов/ Пер. с англ. Под ред. Л.Г. Зайцевой, М.И. Соколовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2000. – с. 27–28. ↑
-
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – с.277–279. ↑
-
Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2003. – с. 72–78. ↑
-
Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник для вузов. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. – с.300. ↑
-
Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2003. – c. 367. ↑
-
Боумен К. Основы стратегического менеджмента. Пер. c англ. – М.: ЮНИТИ, 2003. – c. 380–395. ↑
-
Стратегическое планирование и управление: Учебное пособие / Под ред. Иванова П.Д. – СПб.: Питер Ком, 2004. – с. 167. ↑
-
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб: Издательство «Питер», 2001. – с. 109. ↑
-
Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. — СПб: Издательство «Питер», 2001. – с. 108–109. ↑