Файл: Анализ внешней и внутренней среды организации (1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации).pdf
Добавлен: 04.07.2023
Просмотров: 144
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Внутренняя среда организации
1.2. Внешняя среда организации
1.2.1. Внешняя среда прямого воздействия
1.2.2. Внешняя среда косвенного воздействия
2. Анализ внешней и внутренней среды организации как этап выбора стратегии ее развития
2.1. Методы оценки внутренней среды организации
2.1.1. SWOT-анализ внутренней среды организации
2.1.2. SNW-анализ внутренней среды организации
2.2. Методы оценки внешней среды организации
2.2.1. SWOT-анализ внешней среды (окружения) организации
2.2.2. PEST-анализ внешних факторов
2.2.3. БГК-модель (БКГ-матрица) анализа среды организации
2.2.4. Модель МакКинзи (матрица МакКинзи) анализа внешней среды
3. Анализ факторов внешней и внутренней среды предприятия ООО «Экспресс»
3.1 Характеристика предприятия ООО «Экспресс»
3.2 Анализ факторов внутренней среды
3.3 Анализ факторов внешней среды
Введение
Любая фирма, функционирующая на рынке стремится к развитию и росту, поэтому перед любой фирмой всегда будет стоять вопрос – «Что делать дальше? Как развиваться?» – эти вопросы стратегического развития останутся актуальными на любом этапе развития экономики как науки и на любом этапе развития экономической системы государства. Очевидно, что стратегия фирмы определяется внешней и внутренней окружающей средой, грамотным анализом внешней и внутренней среды. Этим обосновывается актуальность исследования настоящей работы. Поэтому в работе анализ внутренней и внешней среды предприятия будет рассмотрен с точи зрения необходимого этапа выбора дальнейшей стратегии развития организации.
Целью работы является анализ влияния внешней и внутренней среды организации на выбор стратегии развития этой организации.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Описываются элементы внешней и внутренней сред организации.
2. Приводится методология оценки внешней и внутренней сред организации.
3. Даются теоретические основы анализа внешней и внутренней сред организации как этапа выбора стратегии развития фирмы.
4. На примере конкретной транспортной фирмы провести анализ внешней и внутренней среды организации.
Объектом исследования является фирма ООО «Экспресс», оказывающая услуги по грузоперевозкам населения и услуг производственного характера по антикоррозийному покрытию кузовов автомобилей.
Предметом исследования является влияние внешней и внутренней среды организации на выбор стратегии ее развития.
Курсовая работа включает содержание, введение, три главы, список использованной литературы, приложения. Материал изложен на 34 страницах. Работа содержит 1 таблицу и 7 рисунков.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы объекты и предмет, цели и задачи темы. Первая глава посвящена теоретическим аспектам анализа внутренней и внешней среды. Вторая глава дает обзор существующих методик оценки внутренней и внешней среды. Третья глава носит практический характер – в ней рассматривается конкретное предприятие и оценивается его внешняя и внутренняя среда с помощью некоторых методик, рассмотренных во второй главе. В заключении сформулированы итоги работы и выводы, вытекающие из результатов исследования.
Работа выполнена с использованием методов анализа и синтеза, обобщения и группировки. Использовались материалы, представленные в учебной и исследовательской литературе.
1. Теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды организации
1.1. Внутренняя среда организации
Любая организация находится и функционирует в окружающей среде.
В менеджменте под средой организации понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование фирмы и требуют принятия управленческих решений, направленных на их управление либо на приспособление к ним. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его существование. В структуре среды организации различают факторы внутренней и внешней среды. Такое деление факторов в менеджменте общепризнанно.
Как правило, под внутренней средой организации понимают ситуационные факторы внутри организации. Так как организации представляют собой созданные людьми системы, то их внутренние факторы в основном являются результатом управленческих решений. По сути это хозяйственный организм организации, ее структура.[1] Другими словами, под внутренней средой понимается хозяйственный организм фирмы, включающий управленческий механизм, направленный на оптимизацию научно-технической и производственно сбытовой деятельности фирмы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Когда речь идет о внутренней среде фирмы, имеется ввиду глобальная структура фирмы, охватывающая все производственные предприятия фирмы, финансовые, страховые, транспортные и другие подразделения, входящие в фирму, независимо от их местоположения и сферы деятельности. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.
Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Но для этого он должен уметь выделять и знать их.
Внутренние переменные – это ситуационные факторы внутри организации. Поскольку организации представляют собой созданные людьми системы, то внутренние переменные в основном являются результатом управленческих решений. Это, однако, вовсе не означает, что все внутренние переменные полностью контролируются руководством. Часто внутренний фактор есть нечто «данное», что руководство должно преодолеть в своей работе[2].
Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это:
– Цели;
– Структура;
– Задачи;
– Технология;
– Люди.
1.2. Внешняя среда организации
После установления своей миссии и целей, руководство любой организации должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды. Руководители оценивают внешнюю среду по трем параметрам:
1. Оценить изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии
2. Определить, какие факторы представляют угрозу для текущей стратегии фирмы.
3. Определить, какие факторы представляют больше возможностей для достижения общефирменных целей путем корректировки плана.
Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана контролируют внешние по отношению к предприятию факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Анализ внешней среды помогает получить важные результаты. Он дает организации время для прогнозирования возможностей, время для составления плана на случай возможных угроз и время на разработку стратегий, которые могут превратить прежние угрозы в любые выгодные возможности.
С точки зрения оценки этих угроз и возможностей роль анализа внешней среды в процессе стратегического планирования заключается по существу в ответе на три конкретных вопроса.[3]
1. Где сейчас находится предприятие?
2. Где, по мнению высшего руководства, должно находится предприятие в будущем?
3. Что должно сделать руководство, чтобы предприятие переместилось из того положения, в котором находится сейчас, в то положение, где его хочет видеть руководство?
Угрозы и возможности, с которыми сталкивается предприятие, обычно можно выделить в семь областей (рис.1. Приложения 1). Факторы внешней среды очень разноплановы и разнообразны как по своей природе, так и по воздействию на организацию. Схематично их можно представить, как показано на схеме на рис.2 Приложения 1.
Существует масса способов классификации факторов внешней для организации среды. Но одним из самых распространенных способов классификации является разбиение факторов внешней среды на факторы прямого и косвенного воздействия (по другой терминологии – среда прямого и косвенного воздействия). Рассмотрим каждую из этих групп факторов.
1.2.1. Внешняя среда прямого воздействия
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формирует такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность конкретной организации.
При рассмотрении влияния на организацию внешнего окружения важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами. Характеристики взаимосвязанности, сложности, подвижности и неопределенности внешней среды описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Эта зависимость станет понятнее при рассмотрении основных факторов в среде прямого воздействия: поставщиков; законов и государственных органов; потребителей; конкурентов.
Рассмотрим каждый из этих факторов среды прямого воздействия.
Поставщики
Зависимость между организацией и сетью поставщиков, обеспечивающих ее материалами, оборудованием, энергией; капиталом; рабочей силой – один из ярких примеров прямого воздействия внешней среды на деятельность организации. Поставщики – очень сильный фактор. От качества поставщиков (комплексный показатель) зависит жизнеспособность многих организаций
Примеры: требования зарубежных поставщиков вынуждают российские автомобильные компании сертифицировать свои системы качества.
Поставщиком энергии в основном является государство (монополист), что лишает организации возможности выбора другого партнера.
Поставщики материалов – чрезвычайно важный фактор для автосборщиков, для магазинов розничной торговли и т.п. Разработаны специальные методы обеспечения качества поставок при минимальных затратах: точно-во-время, канбан и др.
Поставщики капитала (инвестиций) – банки; государство (через государственный заказ); акционеры также оказывают ощутимое влияние на деятельность организации. Чем лучше работает фирма, тем легче ей получить кредит, государственный заказ и наоборот.
Поставщики трудовых ресурсов чрезвычайно важны для любой организации. Любой организации нужно адекватное обеспечение рабочей силой нужных специальностей и квалификации для реализации своих целей. Без соответствующего персонала прочие факторы теряют смысл. Основная проблема организаций – отбор кадров, поддержка талантливых менеджеров. Пример: объявления о найме на работу, как правило, содержат условие о наличии стажа работы.
Цена ошибки некоторых специалистов сопоставима с жизнеспособностью организации Пример: ошибки в маркетинге, в оценке емкости рынка; ошибки главного бухгалтера, юриста и т.п.
Законы и государственные органы
Деятельность организации подпадает под множество правовых ограничений, которые устанавливает государство через законы: она имеет определенный статус – ОАО, ГУП, ООО, ЧП и т.п.; она действует в соответствии с налоговым законодательством. Как бы организация не относилась к законодательству, она должна придерживаться законов. Например, таких, как Законы об охране окружающей среды; Законы о труде; Закон о защите прав потребителя и т.п.
Состояние законодательства часто характеризуется не только его сложностью, но и подвижностью, иногда неопределенностью, а иногда и противоречивостью.
Помимо прочего, организация должна выполнять не только федеральные законы, но и требования различных государственных органов – Госкомимущество, Госстандарт, Санэпиднадзор, пенсионный фонд и многих других. Дополнительно усложняют деятельность организации постановления местных органов управления, число которых непрерывно множится. Они также заметно влияют на деятельность организации через лицензирование некоторых видов деятельности, давая разрешение на выбор места для офиса, для магазина, для гостиницы, устанавливая тарифы на телефон, на электроэнергию и т.п.
Чтобы оценить значимость этого фактора, достаточно представить, что организация ведет дела в разных государствах.
Потребители
По мнению многих специалистов в области менеджмента, единственно подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Фирма существует и тем более процветает до тех пор, пока есть потребитель, пока она удовлетворяет его потребности. Это утверждение справедливо не только для бизнеса. Основная цель государства – оказывать услуги своим гражданам по обеспечению территориальной целостности, по обеспечению их прав и свобод и т.п. То, что граждане являются потребителями и заслуживают к себе соответствующего отношения, к сожалению, иногда не очевидно в повседневных соприкосновениях с государственной бюрократией. Тем не менее, в период выборов использование рекламы и личных встреч с избирателями служит ясным указанием на то, что кандидаты в будущие хозяева кабинетов рассматривают граждан как потребителей услуг государственных организаций.
Конкуренты
Это один из внешних факторов, влияние которого невозможно оспаривать. Руководство каждой организации понимает, что если не удовлетворять нужды потребителя лучше конкурентов, долго на рынке товаров или услуг не удержаться. Иногда не потребители, а именно конкуренты (качеством своей продукции и своими затратами на их производство) определяют, какие продукты деятельности организация сможет продать и по какой цене. Следует понимать, что потребители – не единственный объект соперничества организаций. Они ведут борьбу за влияние на все факторы внешней среды – трудовые ресурсы, материалы, капитал, за право на использование новых технологий.