Файл: Система источников предпринимательского права (Глава 1 Общий анализ источников предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

-отдельные виды экономической деятельности,

- общие вопросы контроля и координации торговли.

В зависимости от сектора экономической деятельности между­народные акты делятся на нефтегазовый, металлургический, бан­ковский, сельскохозяйственный, финансовый, инновационный, тор­говый и др.

Приоритет международного права над внутренним правом имеет свои юридические «границы». Так, согласно п. 6 ст. 125 Кон­ституции РФ, не соответствующие ей международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и при­менению. Подчеркивается главенство основного закона - Консти­туции РФ, обеспечивающего внутренний и внешний суверенитет страны, а также обладающей высшей юридической силой и пря­мым действием при регулировании любых общественных отноше­ний (см. также: Постановление Пленума Верховного суда РФ от 31 октября 1995 г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия»15).

В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и пря­мого действия Конституции РФ Конституционный Суд РФ разре­шает дела о соответствии Конституции РФ не вступившим в силу международным договорам Российской Федерации (ст. 3 Феде­рального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде РФ»16).

В развитии международного торгового права большую роль сыграла Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ), образованная Гене­ральной Ассамблеей ООН в 1966 г. ЮНСИТРАЛ подготовила множество документов по вопросам международных договоров купли-продажи товаров, перевозок, платежей, электронной тор­говли, трансграничной несостоятельности, морских перевозок, переводных и простых векселей, международного арбитража и многим другим. В частности, Конвенцию ООН о договорах меж­дународной купли-продажи товаров (Вена, 1980), Конвенцию ООН о договорах полностью или частично морской международ­ной перевозки грузов (Нью-Йорк, 2008), Конвенцию ООН об ис­пользовании электронных сообщений в международных догово­рах (Нью-Йорк, 2008) и т. д.

А. Тынелем и другими учеными высказывалось мнение о том, что международное законодательство обозначает совместную де­ятельность государств, направленную на создание норм, регули­рующих частноправовые отношения в области международного экономического и научно-технического сотрудничества. Помимо международных договоров, в качестве источников международ­ного права выделялись решения международных организаций, в частности решения Совета ЕС и решения Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ17. Применительно к российскому предпринимательскому праву стоит отметить, что решения меж­дународных организаций, в которых участвует России, не упоми­наются в законодательстве как источник международного россий­ского права. Однако данные решения обязательны к исполнению на территории Российской Федерации. Так, например решением Совета глав государств СНГ от 10 февраля 1995 г. «Об Основах таможенных законодательств государств - участников СНГ» принятые Основы временно применяются в целях гармонизации таможенного национального законодательства государств-участников.


В России международные правовые нормы учитываются во всех направлениях деятельности государственных органов, о чем свидетельствует послание Президента РФ Федеральному собра­нию от 12 декабря 2013 г.19, где подчеркивается роль междуна­родного права и его фундаментальных принципов в обеспечении национального суверенитета, самостоятельности и самобытности народов.

Международная интеграция в рамках СНГ способствует гар­монизации международного и национального права России по­средством модельного законодательства. Согласно ст. 26 Догово­ра стран СНГ от 24 сентября 1993 г. «О создании Экономического союза»20 договаривающиеся стороны, признавая необходимость достижения единообразного регулирования экономических отно­шений, согласились привести национальное законодательство в соответствие с нормами настоящего Договора и международного права. Для достижения данных целей разрабатываются модельные акты, с которыми сближается действующее национальное законо­дательство.

Транснациональный характер предпринимательства, подчерки­ваемый в нормах международной и внутренней частей предприни­мательского права, доказывает единство мирового экономического правопорядка. Территориальные границы рынков «размываются» единством потребности всего человечества (в продуктах питания, жилье, медицине, транспорте, экологии, связи и т. д.), выступаю­щего конечным потребителем результата производственно-хозяй­ственной деятельности бизнес-сообщества. Данные обстоятельства оказывают существенную роль на развитие международных норм предпринимательского права.

Заключение

Законодательные акты о предпринимательстве носят комплексный характер, поскольку в этой сфере общественной жизни особенно важно обеспечить баланс между публичными интересами и частными интересами предпринимателей.

Законодательство о предпринимательстве имеет конституционную основу в виде конституционного правового института основ экономической системы - «экономической конституции».

Воплощение конституционных принципов, норм в содержании актов законодательства о предпринимательстве представляет собой их конституционное основание.

Законодательные акты о предпринимательстве классифицируются по их юридической силе и месту иерархии правовых нормативных актов в зависимости от того, в какой из сфер законодательного регулирования, установленных ст. 71-73 Конституции России, они приняты, по масштабу действия.


Для современного законодательства о предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов характерны следующие тенденции.

. Многие предписания законодательства не порождают ни юридических прав, ни обязанностей. Они лишь в самом общем виде ставят задачи и описывают желаемое положение дел. Сами по себе правильные слова ничего в экономике страны изменить не могут. Для их реализации необходимо создание конкретных юридически закрепленных правил поведения и контроль со стороны исполнительной власти за их осуществлением.

. В законодательстве существует часто употребляющийся термин «ответственность». Можно назвать три значения этого термина: а) как синоним обязанности; б) сознание долга перед обществом, государством, людьми, побуждающее выполнить возложенные на хозяйственный орган или должностное лицо обязанности; в) юридическую ответственность, основанием возникновения которой является правонарушение.

Однако разработчики проектов законодательных и других нормативных актов не заинтересованы в установлении за уклонение от предписанных правовыми нормами правил юридической ответственности. Как правило, фигурирует декларация о «персональной ответственности».

. Значительное число актов законодательства о предпринимательской деятельности, хотя и содержит слова «право» и «обязанность», но создает лишь видимость правового регулирования. Если акт не обеспечен механизмом его реализации, то на практике его применить затруднительно.

. Если при подготовке законопроектов ведомственные интересы сказываются на качестве разрабатываемых документов, то ведомственное засилье в подготовке решений Правительства РФ проявляется и в других формах. Например, просматривается тенденция к неоправданному сокращению нормативно-правового регулирования важнейших отношений в сфере народного хозяйства на уровне Правительства РФ с одновременной передачей юридической регламентации этих отношений на ведомственный уровень, причем именно тем органам, учреждениям и организациям которые являются сторонами этих отношений, что создает возможность для реализации ведомственных интересов в ущерб общегосударственным.

. Не только наличие правового регулирования, но в ряде случаев и его отсутствие могут дать определенную информацию. Дело в том, что просматривается тенденция к затягиванию выполнения поручения о подготовке некоторых правовых актов.

. Для законодательства о предпринимательской деятельности, как и для всего современного российского законодательства, характерна декларативность (заявления от имени государства, правительства, торжественное провозглашение основных принципов и т.п.). Между тем все зарубежные страны перешли от абстрактной формы права к более казуистичной. Казуистика - рассмотрение отдельных примеров судебных дел (казусов) с точки зрения того, как они должны решаться согласно нормам права.


Как справедливо указывают В.В. Антонов и Н.И. Косякова [1], источники предпринимательского права многочисленны, сложны и противоречивы. К ним относятся: Конституция РФ, гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права, обычаи делового оборота, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ.

Основой правового регулирования является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, - основной закон Российской Федерации, представляющий собой юридическую базу всего действующего законодательства.

Конституция РФ гарантирует единство экономического пространства государства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная формы собственности.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Гражданское право опосредствует отношения рыночного, предпринимательского характера. Непосредственными участниками и сторонами в этих отношениях выступают субъекты предпринимательской деятельности.

Гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, а также некоторые личные неимущественные отношения. Имущественные отношения - это отношения, связанные с принадлежностью имущества конкретным лицам или с переходом имущества от одних лиц к другим. Личные неимущественные отношения - это отношения авторства на произведения и изобретения, присвоение фирменных наименований, защита чести, достоинства и деловой репутации.

Комплекс предпринимательских имущественных отношений служит важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования и их участия в обязательствах.

Гражданское право регулирует порядок заключения и исполнения различных договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами, которые вступают в отношения между собой по собственной воле. Гражданское право - это регулятор рыночных отношений.


Наряду с внутренними законами и иными правовыми актами источниками служат общепризнанные принципы и нормы международного права, такие как, например, свобода торговли и др., а также международные договоры РФ, являющиеся составной частью правовой системы России. Международные договоры применяются к отношениям, регулируемым гражданским законодательством непосредственно, кроме случаев, когда для их применения требуется издание российского акта. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.

Список использованных источников

Нормативно-правовые акты.

  1. Конституция Российской Федерации (принята народным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2014, № 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I): Кодекс от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ с изм. и доп. от 8 марта 2015 г. N 42-ФЗ / Российская газета, № 238-239, 08.12.1994 г.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть II): Кодекс от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ с изм. и доп. от 18.07.2011 г. № 216-ФЗ / Российская газета, № 23, 24, 25, 07, 08.01.1996 г.
  4. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» // Собра­ние законодательства РФ. 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127
  5. Федеральный закон от 03.12.2011 № 392-ФЗ «О зонах тер­риториального развития в Российской Федерации и о внесе­нии изменений в отдельные законодательные акты РФ» // Со­брание законодательства РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7070

Юридическая литература

  1. Андреев В.К. О Концепции развития законодательства о предпринимательской деятельности // Российский судья. 2015 № 9. С. 20-26.
  2. Белых, Е.В. Предпринимательское право России. – М.: Проспект, 2015. – 596 с.
  3. Гджиев Г.А. Конституция Российской Федерации 1993 г. с точки зрения правовой аксиологии // Юридиче­ский мир. 2013. № 12. С. 27-30.
  4. Ершова И.В. Современное предпринимательское право. – М.: 2014. 452 с.
  5. Источники предпринимательского права / Матыгулин Т.С., Фаткудинов З.М.; Науч. ред.: Тимирясов В.Г. - Казань: Таглимат, 2014. - 128 c.
  6. Кокотов А.Н. О прямом действии Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2015 № 12. С. 1511-1516.
  7. Лаптев В.А. Влияние «третьей школы» на форми­рование системы предпринимательского права // Творче­ское наследие академика В.В. Лаптева и современность. М.: ИГП РАН, 2014.-203с.
  8. Лаптев В.А. Система источников предпринимательского права // Lex Russica. - М.: Изд-во МГЮА, 2014, № 6. - С. 674-682
  9. Матыгулин Т.С. К вопросу об источниках предпринимательского права // Право и политика. - М., 2011, № 12. - С. 126-130
  10. Матыгулин Т.С. Понятие "источник предпринимательского права" // Вестник Института экономики, управления и права. Серия 2 "Право". - Казань: Таглимат, 2012, Вып. 8. - С. 69-76
  11. Надежин Н.Н. Источник изучения предпринимательского права в древнерусском государстве (IX-XI вв.) // Вестник Белгородского юридического института МВД России. Научно-теоретический и информационно-методический журнал. - Белгород: БелЮИ МВД России, 2011, № 1-2. - С. 22-26
  12. Надежин Н.Н. Источники древнерусского предпринимательского права // История государства и права. - М.: Юрист, 2013, № 1. - С. 10-12
  13. Петрова И.В. Об актуальности вопроса о системе источников (форм) предпринимательского права // Право и государство: теория и практика. - М.: Право и государство, 2014, № 3. - С. 61-64
  14. Российское предпринимательское право: учебное пособие / Брагина Е.Б. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. - 99 c.
  15. Чиркин В.Е. К вопросу о ценности российской Конституции 1993 г. // Актуальные проблемы российского права. 2013. № 12. С. 1517-1522.