Файл: Система источников предпринимательского права (Глава 1 Общий анализ источников предпринимательского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В начале 90-х гг. ХХ в. закладываются основы современного законодательства о предприни­мательстве. С 12.12.1993 принятая всенародным голосованием Конституция РФ провозглашает важнейшие принципы: свободы экономической деятельности, защиты конкуренции и ограни­чения монополий, равной защиты всех форм собственности, ставшие основой при принятии всех нормативных правовых актов, регулирую­щих экономическую деятельность. Положения Конституции РФ относят к источникам предпри­нимательского права общепризнанные нормы и принципы международного права, международ­ные договоры (ст. 15), кодифицированные феде­ральные законы (кодексы), федеральные законы (ст. 4), законы субъектов РФ (ст. 5), подзаконные акты Президента РФ (ст. 90) и Правительства РФ (ст. 115). Также к источникам предприниматель­ского права относятся подзаконные акты глав и исполнительных органов субъектов РФ, норма­тивные договоры, правовые обычаи, локальные нормативные акты и др.

1.2 Понятие источника предпринимательского права

Правовая категория «источник права» имеет свою этимологию. Под «источником» принято по­нимать место происхождения той или иной кате­гории, явления. В «Толковом словаре живого вели­корусского языка» В.И. Даля «источник» определя­ется как «всякое начало или основание, корень и причина, исход, исходная точка; запас или сила, из которой что истекает и рождается, происходит»28. Отсюда и возникли понятия «природный источ­ник», «источник света и тепла», «источник права», «источник энергии», «источник питания» и другие устойчивые словосочетания.

Поскольку из источника «рождается» соот­ветствующее явление, следовательно, «источни­ком права» является субстанция, формирующая внешнее выражение позитивного права в виде его отдельных форм.

Идеи общей теории права позволяют сделать вывод, что источники предпринимательского права имеют свою сферу регулирования — общественные отношения, складывающиеся в процессе осущест­вления предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности (предпринимательско-правовые отношения). Следует оговориться, что автор при­держивается традиционного различия между граж­данским и предпринимательским правом (именуе­мым в Европе «торговым правом»), существующего дуализма в романо-германской правовой системе, к которой в какой-то степени можно отнести соци­алистическую и постсоциалистическую правовые системы[5].


Фундаментальные советские исследования правоведами норм права и регулируемых ими правоотношений позволили уйти дальше от тра­диционного понятия правоотношения как ре­гулируемого объективным правом обществен­ного отношения, участники которого обладают субъективными правами и обязанностями. По мнению Ю.К. Толстого, правоотношение — это особый вид общественных отношений, при по­средстве которого (через которые) норма права регулирует фактические общественные отноше­ния в их реальной форме. Подчеркивается, что процесс возникновения правоотношения (регу­лируемого нормами права) неразрывно связан с моментом фактического возникновения самого общественного отношения. Использование та­кого подхода позволяет определить предпри­нимательско-правовые отношения как урегу­лированные нормами предпринимательского (объективного) права экономические правоот­ношения (либо предпринимательские правоот­ношения). Таким образом, объектом предпри­нимательско-правовых отношений выступают фактические складывающиеся отношения в сфе­ре предпринимательства и иного экономическо­го хозяйствования.

В 60-70-е гг. ХХ в. академик В.В. Лаптев рас­сматривал источник предпринимательского (хо­зяйственного) права как хозяйственное законо­дательство — совокупность нормативных право­вых актов, содержащих нормы регулирования хозяйственных отношений. Использовалось ши­рокое толкование понятия «законодательство», включающего в себя законы в собственном смысле, а также и подзаконные акты и иные ис­точники права. Источники предприниматель­ского (хозяйственного) права раскрывались че­рез внешнюю форму их выражения.

Многообразие существующих в России ис­точников хозяйственного (предприниматель­ского) права предопределило научные дискус­сии о необходимости принятия самостоятель­ного кодифицированного акта — предприни­мательского кодекса, а также об отсутствии такового.

А.А. Мохов в качестве источников предпри­нимательского права называет систему опреде­ленных внешних форм, содержащих нормы, ре­гулирующие общественные отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, источники пред­принимательского права раскрываются через его внешние формы выражения (законы, правовые обычаи, локальные нормативные акты и т.д.).

Проводя деление на материальное и фор­мальное значение «источников права» с пози­ции позитивизма, В.С. Белых под источником права в материальном смысле понимает силу, создающую право, в то время как формальный подход определяет источник права как форму выражения государственной воли.


Обобщая рассмотренные подходы и пози­ции ученых о понятии «источник предпринима­тельского права», можно прийти к следующим выводам.

Источник предпринимательского права -это основа (сила, фактор) формирования, выра­жения и закрепления норм права, регулирующих предпринимательские и иные экономические отношения. Иными словами, источник предпри­нимательского права — это совокупность норм о предпринимательстве и экономике в целом. При этом форма предпринимательского права — это способ внутренней организации и внешнего выражения (закрепления) норм о предпринима­тельской и иной экономической деятельности.

Глава 2 Характеристика основных источников регулирования предпринимательского права

2.1 Конституция Российской Федерации как основной источник предпринимательского права

Конституция РФ закрепила основы (принци­пы) ведения экономической деятельности в стра­не с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, политики руководства страны, курса на обеспечение демократического правового государства и развитие рыночной эко­номики. В.К. Андреев отмечает, что «Конституция признает и гарантирует права и свободы граждан и объединений, а не регулирует общественные отношения с их участием»[6]. Действительно, за­кладывая основы предпринимательского право­порядка, Конституция РФ выступает «точкой от­счета» для остальных внутригосударственных форм предпринимательского права. Однако, по мнению Верховного Суда РФ, заложенного в п. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от № 8 «О некоторых вопросах примене­ния судами Конституции РФ при осуществлении правосудия», Конституция РФ определяется как «акт прямого действия»[7], который может при­меняться судами непосредственно, в частности когда для использования ее норм не требуется дополнительной регламентации (или издания нормативного правового акта) или когда Консти­туционный Суд РФ выявил пробел в правовом ре­гулировании посредством признания неконсти­туционным нормативного правового акта или его отдельных положений.


Конституция РФ априори не содержит не­определенности, а закрепляет лишь то, что в ней буквально написано, поскольку она сама по себе выступает всенародной волей россий­ского общества. Неопределенность может быть свойственна иным актам, например закону (п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8). Вместе с этим, как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, несмотря на то, что Кон­ституция России содержит базовые ценности, она не идеальна, как и любая конституция не яв­ляется абсолютной ценностью[8].

Учитывая истинные ценности Конституции[9], следует согласиться с мнением В.В. Ершова, что проблеме конкретизации Конституции в отече­ственном правоведении не уделяется должного внимания[10], несмотря на то, что в ней заложены основы для правотворчества во всех сферах жизне­деятельности общества и в каждой отрасли права.

Принцип предпринимательского права — ос­новополагающее положение, лежащее в основе всей системы правового регулирования предпри­нимательства и определяющее сущность системы. Переход от командно-плановой к рыночной систе­ме экономики во многом обеспечивается осново­полагающими принципами предпринимательства, закрепленными непосредственно в Конституции РФ или принятых (санкционированных) в соответ­ствии с ней иных формах права. Надо отметить, что в кругу ученых-правоведов в области предпри­нимательского права, среди которых В.К. Андреев, В.С. Белых, Е.П. Губин, И.В. Ершова, С.С. Занковский, М.И. Клеандров, В.В. Лаптев, В.С. Мартемьянов и др., наблюдается негласный единый подход к во­просу выделения конкретных принципов предпри­нимательского права[11].

1. Законность. Данный общеотраслевой принцип присущ всем отраслям российского права. Законность, являясь основным принци­пом российского права, обеспечивает реальное действие права, а следовательно, правовое го­сударство, идеи которого заложили Т. Гоббс, Дж. Локк, Ш. Монтескье и др. В силу ст. 15 Кон­ституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обяза­ны соблюдать Конституцию РФ и иные законы. Принцип законности во многом обеспечивается судебной системой, а именно: в части экономи­ческих споров — арбитражными судами.

Принцип законности формирует важнейшие производные от него межотраслевые принципы добросовестности и запрета злоупотреблени­ем правом (ст. 10 ГК РФ), которые обеспечивают стабильность существующего правопорядка. Кон­ституционный Суд РФ в Определении от 21.06.2011 № 807-О-О также отмечает, что установленный в ст. 10 ГК РФ запрет злоупотребления правом в любых формах прямо направлен на реализацию принципа, закрепленного в ст. 17 (ч. 3) Конститу­ции РФ, и не может рассматриваться как наруша­ющий какие-либо конституционные права и сво­боды (см. также: Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2011 № 8-О-П и др.).


Принцип законности заложен в положениях ст. 55 и 74 Конституции РФ, в силу которых права и свободы человека и гражданина могут быть огра­ничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасно­сти, защиты жизни и здоровья людей, охраны при­роды и культурных ценностей.

Допустимость установления ограничений, обязанности либо ответственности субъектов экономической деятельности исключительно законами объясняет значительное количество поправок, вносимых в такие законы, как, напри­мер, Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) или Кодекс РФ об административных правонаруше­ниях (далее — КоАП РФ).

  1. Свобода экономической деятельности. Конституционный принцип свободы экономиче­ской, в том числе предпринимательской, деятель­ности (ст. 8 и 34 Конституции РФ) обеспечивает су­ществование и развитие рыночных отношений в стране. Не случайно Н.С. Бондарь, анализируя он­тологию Конституции РФ, выделяет универсаль­ное значение для динамики конституционного развития трех категорий: «власть — свобода — собственность»[12].

Каждый имеет право на свободное использо­вание своих способностей и имущества для пред­принимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конститу­ции РФ). Данный принцип предпринимательского права корреспондирует с признаком «самостоя­тельности» предпринимательской деятельности и имущественной ответственности по предпринима­тельско-правовым обязательствам, возникающим в процессе ведения такой деятельности.

Единственным ограничением экономиче­ской свободы становится запрет на незаконное осуществление предпринимательской деятель­ности (ст. 171 и 289 УК РФ). При этом суть огра­ничения свободы предпринимательства заклю­чается не в лишении права ее осуществления, а связано лишь с требованиями легитимации и со­блюдения публичных процедур, в результате ко­торых приобретается легитимный статус участ­ника (субъекта) экономической деятельности и правоспособность. Такой же подход, в частно­сти, прослеживается в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О су­дебной практике по делам о незаконном пред­принимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приоб­ретенных преступным путем».